И снова об Аде - во что мы верим и во что - нет

Jul 06, 2006 13:35

В ответ на ответ про ад, другой вопрошающий спросил:

«Мне кажется, Вы ответили не на тот вопрос, который вам задавали. Вас ведь не спрашивали, почему Бог не приводит к себе насильно тех, кто сами этого не хотят. Это, в общем-то, понятно и даже справедливо. Вопрос был о другом: почему "отсутствие общения с Богом" автоматически означает, упрощенно говоря, поджаривание на сковородках? Где логика в этом переходе? Почему _незнание_ чего-либо (пусть даже сознательное) или _несогласие_ с чем-то влечет за собой _физические_ или сравнимые с ними мучения, да еще и вечные? Почему ад - не просто, например, пустыня, где лишенные Бога души могли бы жить "сами по себе", а именно "геена огненная" с садистскими извращениями? Зачем дополнительно терзать грешников крючьями и жечь огнем, если (как утверждает католический катехизис) отсутствие общения с Богом УЖЕ является для них самым страшным наказанием?»

Ответ:

Ну, прежде всего, мне кажется, что я все-таки ответил на заданный вопрос; однако у Вас есть свой вопрос, на который я не ответил. Попытаюсь ответить на него, по возможности, просто.

Прежде всего, надо понять, что такое ад - у Вас об этом положении нашей веры понятие совершенно неверное. Ад - это скорее не место, но состояние души, отвергшей Бога. Католическая Церковь никогда не учила обратному. Это первый важный момент. И все те образы, которые мы встречаем на страницах Священного Писания (геенна огненная, тьма внешняя) - и их осмысление в средневековых видениях и на полотнах художников - это образы символические, которые описывают это адское состояние души, состояние ада; описывают точно, совершенно истинно, но, конечно, не буквально. Это первый важный момент.

Второй важный момент заключается вот в чем. Почему человек, отвергший Бога, обречен на вечную муку? За этим стоит истина, которую непросто понять без серьезных размышлений. Я уже написал, что Бог - это само благо, сама жизнь, само счастье. И это была не фигура речи. Бог - это не просто еще одна личность, только всемогущая и наделенная властью, не просто «другой». Он, конечно, личность - а ни в коем случае не безликая сила - но эта личность и есть бытие, жизнь и счастье творения. Не просто источник существования творения, но и то, благодаря чему (а точнее Тот, благодаря Кому) творение существует, наслаждается и радуется в любой момент времени. Само наше существование - не символически, не образно, а вполне реально - не просто имеет начало, но и сию минуту коренится в Боге. Т.е. все мнения философов, о том, что Бог - это благо, это бытие, это счастье - они отчасти верны. Но Он все это - и более всего этого - Он еще и Личность, которая вступает с нами в общение, и это общение приводит к тому, что от бытия частичного мы переходим к полноте существования. Это немного сложно, но это нужно понять, чтобы понять христианскую веру. Бог не просто «дает» нам бытие - наше бытие в Нем и от Него в каждый момент, до некоторой степени наше Бытие - это Его присутствие и вне Его присутствия бытия попросту нет.

Вы спросите: как же Вы говорите, что нет жизни и счастья без Бога? Живут же люди здесь на земле без Бога, существуют, радуются. Но дело как раз в том, что они на самом деле живут не «без Бога». Что такое жизнь «без Бога» - мы не знаем на опыте (но, в общем, именно ее и называет Церковь «адом» и что она собой представляет я ниже еще скажу). В земной жизни человека, даже самого неверющего и дурного, Бог присутствует. Именно от Него, благодаря этому Его присутствию, человек получает все доброе и благое, все настоящее, чему он на самом деле радуется; хотя сам человек и не видит этого часто, относя причины своей радости к чему-то внешнему или к самому себе. Это очень важно: всякое «простое человеческое счастье» и все хорошее в земной жизни происходит не «без Бога», а именно благодаря тому, что Бог все же присутствует в иногда вполне «адской» смеси нашей жизни, присутствует и напоминает о себе тот тут, то там благими дарами - хотя бы и вопреки тем желаниям, которые следовали бы из наших решений. Даже на грешника светит солнце и дождь орошает его поля - не потому, чтобы грешный имел на это право, но чтобы ему напомнить, что вообще-то есть добро - а вдруг все-таки решит одуматься...

Тут такой, не очень точный образ можно привести: говорят, что в нашей жизни есть черные и белые полосы. Так вот, «белые полосы» - они вообще есть только благодаря присутствию Бога, они как бы напоминание о том, что Он есть. Ими Бог подсказывает нам - «Я тут, давай жить вместе». Без Бога в жизни падшего, грешного человека никаких белых полос не было бы, а были бы только уныние и черные полосы, сменяющие друг друга. И жизнь - это время, когда мы можем на этот знак и это напоминание ответить. Если человек говорит - «Слушай, Боже, да. Оказывается все хорошее, что у меня до сих пор было, это Ты мне подбрасывал... так Ты и есть на самом деле радость и счастье. Хочу жить с Тобой, возьми меня к Себе» - то в конце концов он получает рай, то есть подлинное человеческое существование, радость и счастье; а если он говорит Богу - «Нет, все это - мое; не хочу Тебя, пошел вон!» - и говорит окончательно: то Бог оставляет его наедине с ним самим, с его болезнями и грехом, он получает плоды всего, что делал «сам» - и вот тут-то и начинается такая черная полоса, такой черноты, какой в этой жизни мы и не ведали. И вот эта вот вечная черная полоса (а может быть, стремящаяся к нулю вечная черная точка, в которой человек окончательно сам себя запер) - и называется «ад».

Есть еще важный момент, если учесть вот что: человек сотворен для вечности и начавшись, его бытие не может уже совсем «прекратиться». А именно - что не может быть «третьего состояния» в вечности, где люди бы жили, но сами по себе, без Бога. Потому что Бог и есть жизнь. Не то, чтобы Бог не желал, чтобы люди не жили без Него - это просто невозможно, как говорят философы «онтологически»: нельзя быть без бытия, жить без жизни и быть счастливым без счастья. Чуть позже я скажу еще немного о том, почему ад; но сейчас я напомню еще раз определение ада - ад, это и есть такое состояние души, которая все это отвергла, потому что отвергла Бога, а вне Бога этого попросту нет: нет бытия, нет жизни, нет счастья, «отдельных» от Бога. Т.е. «ад» - это предел небытия, вообще возможный для человеческого существа, как хорошо сказал один автор - «вечное «неосуществление» человека».

Следующий момент - про муки. Вы, вообще говоря, ошибаетесь, приписывая Церкви веру в крючья и жжение огнем грешников по решению Бога. Это неверное понимание. Церковь так не учит, более того - никогда не учила. Как она учит, хорошо изложил Папа Иоанн Павел II говоря об аде в 1999 г.: «[Ад] - это не наказание, извне налагаемое Богом, но развитие предпосылок, уже заложенных человеком в жизни ... это конечное последствие самого греха, обращающегося против человека, его совершившего». Адские муки - это не то, что извне налагается на Бога, это то состояние человека, отвергшего Бога, когда все плоды его действий и дурных выборов, наконец, осуществляются. В этой жизни результаты наших дурных действий как бы «задержаны», а в аду - становятся реальностью все внутренние следствия из них; грех - это не то, что просто запрещено Богом, потому что ему так захотелось - на самом деле это деяние, по своей природе разрушающее наще существо и превращающее на в руины. Последняя стадия этих руин - и есть адская мука. Можно себе представить такую аналогию: если Вы сунете руку в огонь, у Вас будет ожог и будет больно. Грех - это и есть вечный огонь, огонь, который оставляет на нас вечный ожог, исцелить который может только Бог. Только в этой жизни боль от ожога как бы отложена - а в вечности все наши ожоги болят уже настолько, насколько они сильные на самом деле.

Ад не может быть «общим», не могут там люди жить вместе. По одной простой причине - сама возможность и способность общения и единства с другими людьми - она тоже в Боге. Отвергая Его, мы отвергаем эту возможность; и отвергаем в конечном итоге всех других. Поэтому ад - в высшей степени «индивидуален». Но в остальном Вы совершенно верно сформулировали, что такое ад - это место, где душа живет «сама по себе», со всем тем, что она с собой сделала за время своей земной жизни, со всеми следствиями этого - но без Бога, Который один мог исцелить ее, превратить ее боль и плач в радость - но помощь Которого она уже окончательно отвергла.

Скажу немного больше - само единство человека - это дар Божьей благодати. Не только единение между людьми возможно лишь в Боге, но и единение самого человека. Без Бога, в его отсутствии, человеческое существование находится на грани распада, все части человеческого существа пытаются покинуть друг друга, только вот окончательно это попросту невозможно, а изменить это нельзя - уже принято окончательное, вечное решение самим человеком. Все человеческое существо находится как бы в постоянном самораспаде, саморасчленении, это страшное состояние одной сплошной раны - и как кажется, именно это состояние и было символически изображено в Писании картиной «геенны огненной» - потому что огонь - это наиболее резкая боль, которую мы знаем в этой жизни; и именно ее изображают художники, когда рисуют расчленение нелюбимыми Вами крючьями - вот только «демоны», которые расчленяют в аду на части душу - это ее собственные «демоны», рожденные ею во время земной жизни. Это и есть ее грехи, которые по самой своей природе (а не потому, что их Бог запретил - скорее наоборот, Он запретил грех именно поэтому) расчленяют душу и делают ее в конечном итоге неизбежно болеющей в муке и вечно умирающей в агонии. Никакого «садизма» Бога здесь нет - потому что это не Бог делает с душой; это не по Его приказу кто-то или что-то ее, душу мучает - это душа, оставшись наедине в вечности, сама делает это с собой - и это неизбежно, если она отвергла жизнь, благо и счастье, отвергнув Бога.

Что касается «физической» природы этих мук - то тут все довольно просто. По своей природе человек - это не только душа. Человек по природе воплощен и телесен. Поэтому, когда его существо охвачено адскими муками, то есть той самой жизнью, которую он себе создал и которая протекает уже вечно «сама по себе», отдельно от Бога - в этой «жизни» участвует неким образом и его телесность (после воскресения и финальной точки, которую мы называем «Страшным Судом»). Это совершенно понятно; впрочем, каким образом это происходит, мы не знаем, и учение Церкви не сообщает об этом никаких подробностей - да и зачем? Все, что необходимо знать об аде, уже вполне ясно.

Главная адская мука, таким образом - это отсутствие Бога, вне Которого нет счастья, любви, жизни, бытия, радости и надежды. А «дополнительные» адские муки - это внутренние следствия тех грехов, того зла, которая душа совершила - боль от тех ран, которые она себе нанесла в жизни и состояние которых, когда душа отказалась от милосердия Божьего, пришло к своему естественному итогу. В аду не Бог наказывает душу (и уж тем более, не крючьями) - а душа вечно мучает сама себя, оставшись наедине, без объединяющей и исцеляющей Божьей любви, которую она отвергла: «”Вечное проклятие”, поэтому, не относится к инициативе Бога, поскольку в Своей милосердной любви Он может желать лишь спасения сотворенных им существ. В действительности, это сотворенный закрывает себя от его любви. Проклятие состоит именно в окончательной отделенности от Бога, свободно избранной человеческой личностью и подтвержденной смертью, которая запечатлевает ее выбор навеки. Божий суд подтверждает это состояние» (Папа Иоанн Павел II, там же).

Такова реальность христианской веры, сильно отличная от мифов о ней, которые Вы озвучили в своем вопросе. Добавлю только еще одно: многие возмущаются тем, во что верят христиане, не особенно и зная, во что там они верят на самом деле. Такие люди спорят не с нашей верой, а со своим представлением о ней. Но бывает, что и имея нормальное представление, более похожее на правду, некоторые возмущаются, говоря: «Все равно: ну как они смеют говорить, что кто-то может быть обречен, пусть и своими поступками, на этот ужасный ад. Мы во все это не верим, но говорить так - возмутительно и оскорбительно». Таким людям едва ли можно чем-то помочь, кроме совета быть последовательным - уж либо не верить, либо возмущаться. Что толку возмущаться тем, что считаешь глупой сказкой? Кажется, само это возмущение часто показывает, что «неверие» и убеждение в ложности наших, христианских взглядов - очень зыбко и боится рухнуть под натиском реальности и разумной мысли.

Желаю всем последовательности и разумности. И, конечно, желаю идти в своей жизни не в сторону ада. А мы, по мере сил, будем продолжать свидетельствовать о Боге - или, как следствие, о подлинной реальности и об осмысленности человеческой жизни в истории и в вечности.

catholic_answers

Previous post Next post
Up