Слышали фразу про важнейшее для нас искусство, которое кино?
То ли Ленин это сказал Луначарскому, то ли Луначарский это сам придумал, но очень быстро большевики подмяли под себя весь кинематограф страны, и превратили его в мощный пропагандистский инструмент. Впрочем, к сороковым годам двадцатого века правительства всего мира не гнушались ненавязчивой промывкой мозгов, посредством белоснежных экранов. Поэтому нет ничего удивительного, что при отступлении из Сталино, советское руководство постаралось максимально уничтожить кинопрокатную инфраструктуру.
По утверждению оккупационной газеты «Донецкий вестник», в городе относительно уцелели только три кинотеатра - имени Шевченко, «Красный» (переименованный обратно в «Колизей»), и «Горняк» на Ларинке. Почти все клубные киноустановки были или разрушены, или эвакуированы. Достаточно сказать, что на сентябрь 1942 года по Сталинской области удалось восстановить всего 21-ну киноустановку.
Декабрь 1941 года. Кинотеатр им. Шевченко под вывеской «Soldatenkino».
Немалую роль в процессе разрушения сыграли мародерствующие граждане в период безвластия. Так, например, в результате пожара сильно пострадал отремонтированный три года назад кинотеатр «Комсомолец». В названных выше «уцелевших» кинотеатрах была растащена мебель зрительных залов, и еще долго дирекция кинотеатра им. Шевченко будет публиковать объявления о покупке разворованных объективов и рефлекторов.
А вот кинофонды по большей мере сохранились. Не имея возможности вывезти пленки на восток, сотрудники областного отделения «Союзкинопроката» устроили ряд подземных тайников, которые сами же и вскрыли летом 1942 года, уже как сотрудники оккупационного кинотреста.
О пуске кинотеатров заговорили в конце ноября 1941 года, когда при Городской Управе был создан кинотрест, номинально подчиненный отделу воспитания и культуры. В декабре 1941 года планировались к открытию три кинотеатра - им. Шевченко, «Колизей» и «Горняк». В реальности заработали только два - им. Шевченко и «Колизей». При этом, кинотеатр имени Шевченко с первых дней, под вывеской «Soldatenkino», работал исключительно на обслуживание солдат вермахта, и основным кинотеатром для гражданского населения стал «Колизей», располагавшийся в центре города на Базарной площади (сейчас его перестроенное здание входит в хлебобулочный комбинат по ул. Кобозева).
С открытием «Горняка», возникли какие-то проблемы. Сначала оно было отложено до 1 февраля, а потом еще на месяц, и только 15 марта, уже под названием «Металлург», кинотеатр начал свою работу.
В июле 1942 года в городе дополнительно заработали еще два кинотеатра. В наклонном зале Индустриального института открылся второй кинотеатр для солдат вермахта «Soldatenkino -2». А в Центральном парке культуры и отдыха с 7 июня начал функционировать летний кинотеатр «Модерн» на месте летней эстрады, которую он делил с
театром эстрады и миниатюр. Какое-то время в городе работали два кинотеатра исключительно для военных, и два - для гражданских лиц, но уже в октябре 1942 года от такой практики отказались. В кинотеатре «Soldatenkino -2» вводят дополнительные сеансы для местных жителей, а в «Колизее» и «Металлурге» - для воинских частей. Кинотеатр им. Шевченко продолжил работу только на вермахт.
Январь 1943 года. Здание Донецкого Индустриального Института, украшенное вывеской «Soldatenkino -2». Помимо кинотеатра в корпусе так же находился военный госпиталь.
Надо отметить, что кино пользовалось повышенным спросом, т.к. являлось вторым после самогона, доступным способом отвлечься от окружающей действительности. Уже в марте 1942 года, когда в городе работало только два кинотеатра, кинотрест отчитался, что обслужил 370 тысяч зрителей и заработал первый миллион валового дохода. Правда, основную выручку дал кинотеатр им. Шевченко, т.е. солдаты - 240 тысяч зрителей и 580 тысяч валового дохода. К августу месяцу число зрителей достигло 664 599 человек.
Летом 1942 года Сталинская область должна была выйти из зоны военной администрации, и, под видом генерального комиссариата «Сталино», войти в состав Рейхскомиссариата Украина, но советское контрнаступление перечеркнуло эти планы. На местных жителях это в целом мало отразилось, чего не скажешь за управленческие структуры города.
В январе 1943 года Юзовский кинотрест подчиняется отделу пропаганды U-1 1-го тылового района группы армий «Юг», что тут же вносит в кинопрокатную область дух немецкого рационализма. Все названия кинотеатров упразднялись, а вместо них присваивались порядковые номера: кинотеатр им. Шевченко - «Soldatenkino -1», кинотеатр в наклонном зале ДИИ - «Soldatenkino -II», кинотеатр «Колизей» - «Kino -III», кинотеатр «Металлург» - «Kino -IV». Сам кинотрест отныне именовался «Фильмбюро».
Заметка в газете «Донецкий вестник» №1 за 1 января 1943 года, первая после образования Фильмбюро.
В июне 1943 года к номерным кинотеатрам Сталино добавляются еще два - на станции Сталино и в поселке Рутченково. Эти шесть кинотеатров работали до самого освобождения города.
Что же смотрели зрители в оккупированном городе?
На первом этапе это были советские фильмы нейтрального содержания. Безусловным хитом первого месяца проката стал фильм «Антон Иванович сердится» - музыкальная комедия, вышедшая на экраны страны в сентябре 1941 года. Её не только с успехом демонстрировали в «Колизее», но и пропечатали краткий пересказ фильма в газете «Донецкий вестник», что являлось распространенной практикой тех лет.
А вот немецкие кинофильмы долгое время оставались редкостью, т.к. получать их приходилось непосредственно в Киеве. С декабря 1941 г по август 1942 года кинотрест продемонстрировал в городе Юзовка всего 8 немецких фильмов, среди которых: «Победа на западе», «Карусель», «Любовь и математика» и др. Фильм «Победа на Западе» стал первым германским фильмом, показанном местному населению. За 4 дня проката в «Колизее», его посмотрели 6 тысяч человек.
В мае 1942 года в «Колизее» были организованы специальные сеансы для детей, составленные из анимированных фильмов. В первый сеанс ребятня могла посмотреть мультфильмы « Кошкин дом», «Курица на улице», «Футбол», «Приключения барона Мюнхгаузена», «Лягушата-летчики» и др.
В 1943 году, с организацией Фильмбюро, на экранах города начинается засилье немецких фильмов. Для понимания их снабжали русскими, а чаще, украинскими субтитрами, но были фильмы и вовсе без перевода. Впрочем, бывшие жители страны советов готовы были в запой смотреть эти фильмы, даже не понимая диалогов, ведь перед ними открывался мир чужой, неизведанной жизни, а германская киноиндустрия тогда была одна из ведущих в мире. Именно во время оккупации в Донецке впервые демонстрировался цветная кинолента.
Последняя киноафиша в оккупированном городе вышла 29 августа 1943 года. К просмотру предлагались немецкие фильмы «Белая сирень», «Средь шумного бала», «Веселые бродяги», «Пикировщики» и «Венская кровь». А вот сказать, когда состоялся последний оккупационный киносеанс на данный момент затруднительно, но перед своим уходом, немцы основательно разрушили работавшие кинотеатры и киноустановки.
Последняя киноафиша в «Донецком вестнике» в стандартном оформлении. До организации Фильмбюро афиши киносеансов не печатались. Интересно, что на последней афише исчезло и название «Фильмбюро», которое заменила «Группа Фильм».
А.Ю. Кашкаха