Данная статья впервые была опубликована на сайте «Донецкий» 4 марта 2011 года под названием «Гнездо фашистского порока», и представляет собой тот исключительный случай, когда, по прошествии лет, добавить в неё нечего. Поэтому ограничусь лишь изменением слишком громоздкого названия, да стилистическими правками текста. (На самом деле, статья уже давно информативно устарела, и содержит ряд неверных посылов, но для общего развития еще годится. Алюрка)
Осенью 41 года немцы рвались к Москве и на Кавказ. Казалось, стоит приложить последнее усилие, и эта затянувшаяся война закончится. Но внезапное наступление Красной армии, беспощадно сломало эти радужные планы, оставив немцев зимовать в западном Донбассе. Почти на полгода Сталино, (в документах местного самоуправления Юзовка), превратилось в тыловую столицу 1-й танковой армии вермахта. Здесь разместились многочисленные снабженческие и госпитальные службы, через Сталино проходила основная железнодорожная артерия. Город наводнили солдаты, как немецкие, так и итальянские, и очень скоро встал вопрос обеспечения их досуга. Командование прекрасно понимало, что для поддержания высокого морального духа, солдату требуется не только хорошая еда и обмундирования, но и возможность хорошо отдохнуть.
Решение этой проблемы возложили на городскую управу. До войны в Сталино находилось три театра: музыкальный, драматический и кукольный. Их коллективы большей частью эвакуировались, но часть артистов предпочла остаться. К концу 41 года они были взяты на учет в отделе «Народного воспитания и культуры», и из их числа, первым делом, сформировали труппу «Юзовского украинского музыкально-драматического театра». Из тех же, кто в неё не вошел, создали специализированные секции: драматическую, кукольную, эстрадную, цирковую. Они размещались под крышей музыкального (оперного) театра, и использовались для организации выездных концертов.
Бывшее здание театра братьев Тудоровских, где во времена оккупации находился театр «Варьете». Фото средины 20-х годов, когда в театре размещался клуб имени «Ф. Энгельса». к началу войны зание успело лишиться купола.
В январе 1942 года принимается решение, о создании на базе секций эстрады и миниатюр театра-варьете. В отличие от музыкально-драматического театра, чей репертуар составляли классические произведения, его программу формировали номера различных жанров: небольшие музыкальные пьесы, танцевальные, вокальные и цирковых постановки. Свое первое выступление театр-варьете дал 20 января 1942 года, в здании бывшего театра братьев Тудоровских, на пересечении Садового проспекта и Второй линии. Возглавил его некто Е.Н.Крюков.
Театр «Варьете» предназначался исключительно для нужд вермахта, поэтому со сцены звучала только немецкая речь, а репертуар состоял из востребованных номеров. Все то, что не находило отклика в массах, мгновенно исчезало с подмостков. Даже первоначальное название «Варьете», сменилось на привычное для немцев - «Пестрая сцена», бывшее в Германии нарицательным для театров такого плана.
Находясь на полном самообеспечении, новый театр административно подчинялся Юзовскому музыкально-драматическому, согласовывая с ним свой репертуар и график работы, т.к. артисты этих театров часто выступали на обеих сценах. Работа в «Пестрой сцене» считалась менее престижной, но артисты оперы охотно жертвовали своим статусом ради «премии» в виде продуктов, которые можно было урвать в буфете варьете. Понятное дело, что все перемещения между театрами осуществлялись под строгим контролем администрации.
Очень быстро театр варьете приобрел широкую популярность, как в городе, так и на фронте. Только с 19 мая по 9 июня 1942 года - артисты бывшей секции эстрады и миниатюр дали 30 выездных спектаклей.
Театр варьете на немецкой карте времен оккупации
С лета 42 года, в «Пестрой сцене» начинают выступать немецкие артисты. Так 28 июня 1942 года здесь дал концерт известный немецкий пианист Фриц Брахман, о чем широко писалось в прессе. Но самыми частыми гостями становятся артистические коллективы немецкой организации KDF, (Сила через радость), занимающейся обеспечением досуга населения Рейха, и солдат вермахта.
Для местного население театр «Варьете», почти сразу, сделался синимом борделя, чему способствовали довольно частые и тесные контакты местных девушек и немецких солдат. Свидания, зачастую, проходили именно там, так как посещение ресторана могли себе позволить лишь старшие офицеры, а музыкальный театр, для простых немецких солдат оставался, все-таки, запасным вариантом, на случай, когда все остальные развлечения будут уже опробованы. Скопление в самом центре города местных девушек, в сопровождении галантных оккупантов, и вызвало дурную молву, о «Пестрой сцене», хотя ничего особо порочного под ее стенами не происходило.
Девушки из Сталино и раненные итальянские солдаты, на фоне типичной Нахаловки, находившейся на месте дворца спорта "Шахтер".
Нуждам порока, в оккупационном Сталино, служили два борделя, один из которых находился неподалеку от театра варьете, на седьмой линии, в здании бывшей гостиницы «Октябрь». Другой, предназначенный для итальянских войск, - в районе современного Крытого рынка. Порядок в этих публичных домах был не менее строгим, чем в армейской части. Обслуживание клиентов осуществлялось согласно установленным правилам, и только в стенах заведения. Так что бордель и варьете роднило лишь то, что и актеры, и путаны подчинялись отделу «Народного воспитания и культуры» Юзовской городской управы.
В конце августа большая часть артистов театра «Варьете», опасаясь преследования со стороны советской власти, предпочла отправиться на запад. Тем же, кто остался, предстояло сполна испить чашу СМЕРШевских чисток и народного презрения, получив клеймо «сотрудничал с оккупантами».
11 ноября 1943 года, было принято решение о реэвакуации Сталинских театров. Но возвращение первого из них, драматического, произошло лишь спустя месяц. В это время на сцене оперного театра шла пьеса «За двумя зайцами», из репертуара театра варьете, поставленная объединившимися артистами оккупационных театров. В дальнейшем часть из них вошла в труппу музыкального театра, часть - в труппу драматического, имени Артема, а часть, вслед за бывшим директором варьете Е.Н.Крюковым отправилась запасать древесину в леса Сибири.