Вторая часть повествования о французском кузовном ателье Pourtout, начатая мной этим постом. Вторая половина тридцатых годов в истории Pourtout тесно связана с маркой Peugeot и именем Эмиля Дарл'Мата.
Peugeot 402 Darl'Mat Special Sport Pourtout '1937-1938
В 1936 Марсель Порту вновь укрупнил дело, прикупив "по случаю" мастерские Hurtu в Рюи-Мальмезон, что позволило начать в придачу к штучному изготовлению кузовов и их мелкосерийное производство. Благо благодаря дружбе с Эмилем Дарл'Матом (вообще-то окончание "-т" в его фамилии не читается, но буду пользоваться укоренившимся вариантом произношения - "пиренейским":) ), парижским дистрибьютором марки Peugeot, сотрудничество с этой компанией росло и крепло. Именно Эмиль поставлял шасси для установки на них кузовов Eclipse в ателье Марселя Порту. Успешные продажи моделей Peugeot 301, 401, 402 и 601 Eclipse со складывающейся жесткой крышей подтолкнули Эмиля Дарл'Мата замахнуться на более высокую планку - на автоспорт. В те времена в Европе были очень популярны многочасовые (а порой и многодневные) гонки спортивных автомобилей, среди которых самой знаменитой уже тогда была суточная 24 Heures du Mans. Вот на неё и было решено выставить машины.
Интересная и относительно недорогая для своего класса модель 402 Eclipse с 1936 года производилась на заводе Peugeot в парижском районе Сохо, бывшем тогда обычными промышленными задворками, а вовсе не кварталом богемы как нынче. За основу и взяли шасси модели 402, оснащённое четырёхцилиндровым двигателем рабочим объемом 1991 см3 и мощностью 70 лошадиных сил с верхним распредвалом с двумя карбюраторами и четырехскоростной "преселективной" электромеханической коробкой передач Cotal. Доработки шасси производились в мастерской при его шоу-руме на Университетской улице, а затем машины отправлялись в кузовной цех Pourtout для установки лёгких специальных аэродинамических кузовов из алюминиевого листа на деревянном каркасе, разработанных Жоржем Поленом. В 1937 году три гоночных родстера Peugeot 402 Darl'Mat Pourtout приняли участие в гонке в Ле-Мане, заняв 7, 8 и 10 места.
Peugeot 402 Darl'Mat LeMans Pourtout на трассе в Ле-Мане, 1937 год
Грех было не воспользоваться этим в коммерческом плане: и спортивные версии поступили в продажу в трёх типах кузова: родстер, кабриолет и закрытое купе.
Peugeot Darl’Mat series, 1937-1938
Peugeot 402 Darl'mat Special Sport Roadster '1937-38
Peugeot 402 Special Pourtout Roadster '1938
Купе стартовали в Ле-Мане и в следующем, 1938 году, добившись победы в своём классе.
Peugeot 402 Darl'mat Pourtout Coupe '1938
Всего было построено 53 родстера, 20 купе и 32 кабриолета.
Не забывали и про штучную продукцию:
Peugeot 402 Pourtout Cabriolet '1937
Помимо сотрудничества с Peugeot, ателье продолжало работать и с другими шасси.
Например этот Delage D8-120S Aero Coupe был построен в 1937 году на укороченном шасси D8-120 по личному заказу Луи Деляжа. Разухабистый образ жизни сего господина вынудил его в 1935 продать фирму собственного имени "заклятым друзьям" из Delahaye, но на эпикурейских привычках Деляжа это не отразилось. Срок изготовления заказа составил семь месяцев. После войны внешний облик автомобиля был несколько изменен, но в ходе недавней реставрации машине был возвращён исходный вид и в 2005 году (в год столетнего юбилея фирмы Delage) купе получило главный приз конкурса элегантности в Пеббл Бич.
Ещё один Delage с кузовом Pourtout - Delage D8 120 Coupe par Pourtout '1938-39
Этот Bentley 4 ¼ Litre Embericos Pourtout Coupe был построен в 1939 году для греческого судовладельца-магната Андре Эмберикоса. Машина, в которой комфорт был принесён в жертву аэродинамике, однако очень активно эксплуатировалась, пройдя более ста тысяч миль, трижды принимала участие в "24 часах Ле-Мана", в 1949 году заняв 6 место с экипажем Золтан Хэй/Томми Уиздом (Soltan Hay and Tommy Wisdom), и тогда же показав на треке в Монлери скорость 114,8 миль/ч
Renault Primaquatre Sport '1938 Pourtout
Talbot-Lago T150C SS by Pourtout '1939
Bentley Corniche '1939
Американский след в истории ателье: Chrysler Imperial C 23 Roadster 1939 я недавно показывал, а это - Graham Model 97 Coupe by Pourtout '1939. Эта машина - "дитя двух отцов": изначальный очень оригинальный, но недооценённый современниками стайлинг Graham с запоминающимся фронтальным оформлением, получившим прозвище "Sharknose" ("Акулий нос") создал американский дизайнер Эймос Нортап, к сожалению, погибший ещё в 1937 году, а "европейскости" придал Жорж Полен
А потом началась война. В начале Войны до капитуляции Франции ателье строило санитарные кузова на шасси грузовиков Chevrolet. В 1941 году Марсель Порту был назначен мэром Рюи-Мальмезон (Rueil-Malmaison (Hauts-de-Seine)) и занимал этот пост до 1944, а после в 1947-71 годах. Военные времена - дело тёмное: информации об этом периоде почти нет.
В 1942 году производственные мощности были реквизированы оккупационными властями. Тогда же фирма понесла огромную потерю: 21 марта 1942 года немцами был расстрелян Жорж Полен как активный участник Сопротивления, еврей по национальности и агент британской разведки. Вот так вот: один - в мэры, а его самый ценный сотрудник - в гестапо...
Уходя в 1944 году, немцы частично разрушили мастерские, но фирма выжила и Марсель Порту с сыном Клодом вновь выпускали кузова, выставляя их на автосалонах и конкурсах элегантности до 1952 года.
Delahaye 135 MS Coupé Pourtout '1946
1946 Delahaye 135 MS Pourtout Coupe Aerodynamique
Delahaye 135 MS Pourtout
Delahaye MS 135 Coupé Pourtout Louwman '1946
Delahaye 135 M Cabriolet par Pourtout '1948
Delahaye 135 M Cabriolet на Конкурсе Элегантности в Булонском лесу 23 июня 1949 года
В пятидесятые фирма постепенно переключается на ремонт автомобилей для того, чтобы выжить, лишь изредка возвращаясь к прежнему кузовостроительному профилю. Строит она, правда, в основном "рекламные грузовики" для "Стартовых парадов" веломногодневки Tour de France, о которых был у меня большой пост.