Ателье Pourtout. В отличие от громких имён Якова Савчика и Джузеппе Фигони имя Марселя Порту не столь на слуху. Хотя работы его ателье по праву входят в золотой фонд мирового кузовостроения и машинами, созданными в мастерских Pourtout, владели многие "богатые и знаменитые" - например Жорж Клемансо, премьер-министр Французской Республики в 1917-20 гг. Об ателье Pourtout всеразличные справочники по автомобилям упоминают, но как-то вскользь, походя. А ведь по своему вкладу в легенду "золотого века французского стайлинга" это предприятие ничуть не уступает таким глыбам как Labourdette, Letourneur & Marchand, Saoutchik и Figoni et Falaschi.
Когда я полез копать наследие Pourtout - выяснилось, что оно огромно, очень интересно и разнообразно. Фирма была основана в 1925 году в окрестностях Парижа Марселем Порту. (Marcel Pourtout - в хитрозагнутой французской грамматике и произношении чёрт ногу сломит и написать правильно как произносится его фамилия для русской грамматики непросто: там нечто среднее между "о" и "у".) Двадцатые годы во Франции выдались на славу - "эпоха благоденствия" - и на отсутствие заказов молодая компания не жаловалась, берясь строить кузова на любые шасси. За свою историю мастерская Марселя Порту "одевала" в свои кузова Bugatti, Panhard, Voisin, Ballot, Minerva, Hispano-Suiza, Talbot-Lago, Benthley, Peugeot, Buick, Fiat, Hotchkiss, Lorraine, Lancia, Unic, Renault, Delage, Delahaye, Delaunay-Belleville, Healey, Simca, Chrysler, Graham, Georges Irat и была одним из крупнейших кузовных предприятий во Франции. Более всего она известна, однако, своими кузовами Eclipse с жёстким убирающимся верхом, монтировавшимися на различные шасси. Иллюстративного материала нарылось столь много, что разобью-ка я его показ на две части.
1927 Georges Irat Pourtout
Peugeot 12 CV Six (type 183) Coupe de Ville '1928
Hotchkiss AM 80 Cabriolet '1928
В первые годы мастерская изготавливала вполне ординарные, хотя и приятные внешне кузова.
В 1928 году благодаря обильным заказам удалось рассчитаться с кредитами и мастерскую расширили.
Lancia Dilambda Coupe (I) '1928
Fiat 509 Coupé Royal Pourtout '1929
Panhard-Levassor X47 9 CV
Hispano-Suiza H6 '1930
Bugatti Type 40A '1930
Panhard CS Cabrio-Coupé 1930 Pourtout
Delage D8S '1932
Delage D8S Cabriolet par Portout '1933
Lancia Astura '1933
Panhard Eclipse '1934
В конце 1933 года Эмиль Дарл'Мат, торговец автомобилями Peugeot, с которым Порту плодотворно сотрудничал, познакомил его со стоматологом Жоржем Поленом (Georges Paulin), который, обладая тонким вкусом, инженерным талантом и хорошими познаниями в аэродинамике, стал ведущим стилистом ателье Pourtout и именно его работы принесли ему славу. Кузова авторства Жоржа Полена отличались оригинальностью, изяществом форм и хорошей аэродинамикой, хотя порой выглядели... несколько странновато. Слишком футуристически даже для второй половины тридцатых годов прошлого века. Одно из изобретений Полена прославило и его, и заодно фирму Pourtout. Это был кузов Eclipse - купе-кабриолет, жёсткая крыша которого убиралась в багажник при помощи электропривода или вручную.
Peugeot 301 Eclipse Prototype '1933
Идея создания автомобиля с убирающимся жестким верхом принадлежит американцу Бену Эллербеку из Солт-Лейк-Сити - ещё в 1922 году он построил первый в мире "трансформер" со съемным жестким верхом, взяв за основу двухдверный Hudson Super Six. Крыша представляла собой единое целое с задним стеклом и с помощью рычажного механизма, приводящегося вращающейся рукояткой в правом борту автомобиля, сдвигалась назад, "накрывая" заднюю часть кузова. Эллербек предлагал свое изобретение компаниям Ford и Packard, но воротил автобизнеса оно тогда не заинтересовало. Спустя почти десять лет Жорж Полен воскресил идею. Его конструкция, получившая название Eclipse ("Затмение"), была оснащена громоздким электроприводом, а сама крыша "пряталась" под крышкой в багажном отделении. Сначала Полен безуспешно пытался заинтересовать своим изобретением Андрэ Ситроена, но осуществить проект удалось именно в ателье Марселя Порту.
Первым автомобилем со складной крышей Полена в 1933 году стал четырехдверный Hotchkiss.
Второй прототип был построен на шасси Peugeot 301, предоставленном Эмилем Дарл'Матом.
Peugeot 301 Eclipse '1934
Позже эту конструкцию ставили на выпускавшийся во Франции автомобиль Lancia Belna, а в 1933 году очередь дошла до автомобилей Peugeot. Сначала купе-кабриолеты строились по единичным заказам на шасси моделей 301, 401 и 601, а первым относительно массовым "трансформером" стал Peugeot 402 Eclipse (с 1935 по 1939 год сделано 580 машин): для него дорогостоящий электропривод крыши предлагался за доплату, а в "базе" была рукоятка, как у конструкции Эллербека.
Peugeot 601C Eclipse '1934 Pourtout
Peugeot 401 Eclipse
Peugeot 601D1 Eclipse '1934 Pourtout
Фирма Peugeot включила машины от Pourtout с кузовами Eclipse в свои фирменные каталоги.
Lancia Belna Cabriolet '1935 Pourtout
Lancia Belna Roadster Pourtout
Lancia Belna Eclipse и Roadster Pourtout-Salon '1935
Hispano-Suiza J12 '1933 coach Pourtout
Hispano-Suiza J12 '1936 Pourtout
Одним из самых интересных автомобилей с кузовом Eclipce стал Peugeot 601 DL, построенный ателье Pourtout в 1935 году для писателя Марселя Паньоля. Эта машина "засветилась" в 1938 году в фильме "Le schpountz" Фернанделя, снятом по роману писателя. Ремейк этого фильма снял в 1999 году режиссёр Жерар Ури.
Автомобиль получился действительно передовой: понтонный кузов с гладкими боковинами, интегрированные в облицовку фары и фирменный жёсткий убирающийся электроприводом верх. Эта же машина - на фото в шапке поста.
И анонс на вторую часть поста, где я покажу и расскажу о второй половине тридцатых годов и послевоенной жизни фирмы: