Ателье Pourtout. В отличие от громких имён Якова Савчика и Джузеппе Фигони имя Марселя Порту не столь на слуху. Хотя работы его ателье по праву входят в золотой фонд мирового кузовостроения и машинами, созданными в мастерских Pourtout, владели многие "богатые и знаменитые" - например Жорж Клемансо, премьер-министр Французской Республики в 1917-20 гг. Об ателье Pourtout всеразличные справочники по автомобилям упоминают, но как-то вскользь, походя. А ведь по своему вкладу в легенду "золотого века французского стайлинга" это предприятие ничуть не уступает таким глыбам как Labourdette, Letourneur & Marchand, Saoutchik и Figoni et Falaschi.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/15518/108922545.e3/0_af13f_5fc4e64_XL)
Когда я полез копать наследие Pourtout - выяснилось, что оно огромно, очень интересно и разнообразно. Фирма была основана в 1925 году в окрестностях Парижа Марселем Порту. (Marcel Pourtout - в хитрозагнутой французской грамматике и произношении чёрт ногу сломит и написать правильно как произносится его фамилия для русской грамматики непросто: там нечто среднее между "о" и "у".) Двадцатые годы во Франции выдались на славу - "эпоха благоденствия" - и на отсутствие заказов молодая компания не жаловалась, берясь строить кузова на любые шасси. За свою историю мастерская Марселя Порту "одевала" в свои кузова Bugatti, Panhard, Voisin, Ballot, Minerva, Hispano-Suiza, Talbot-Lago, Benthley, Peugeot, Buick, Fiat, Hotchkiss, Lorraine, Lancia, Unic, Renault, Delage, Delahaye, Delaunay-Belleville, Healey, Simca, Chrysler, Graham, Georges Irat и была одним из крупнейших кузовных предприятий во Франции. Более всего она известна, однако, своими кузовами Eclipse с жёстким убирающимся верхом, монтировавшимися на различные шасси. Иллюстративного материала нарылось столь много, что разобью-ка я его показ на две части.
1927 Georges Irat Pourtout
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/15573/108922545.e1/0_af08b_b7e3edb8_XXL)
Peugeot 12 CV Six (type 183) Coupe de Ville '1928
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/15498/108922545.e2/0_af0ad_683d7952_XL)
Hotchkiss AM 80 Cabriolet '1928
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/15537/108922545.e1/0_af09a_b1122b41_XL)
В первые годы мастерская изготавливала вполне ординарные, хотя и приятные внешне кузова.
В 1928 году благодаря обильным заказам удалось рассчитаться с кредитами и мастерскую расширили.
Lancia Dilambda Coupe (I) '1928
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/17914/108922545.e1/0_af09f_31a650dd_XL)
Fiat 509 Coupé Royal Pourtout '1929
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/16110/108922545.e1/0_af096_26166a89_XL)
Panhard-Levassor X47 9 CV
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/16178/108922545.e1/0_af0a3_e7c32c3e_XL)
Hispano-Suiza H6 '1930
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/15537/108922545.e1/0_af099_705b6476_XL)
Bugatti Type 40A '1930
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/16123/108922545.e1/0_af08f_dc85718d_XL)
Panhard CS Cabrio-Coupé 1930 Pourtout
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/15553/108922545.e1/0_af0a2_e5e85fb3_XL)
Delage D8S '1932
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/15498/108922545.e1/0_af092_3d3d06a_XL)
Delage D8S Cabriolet par Portout '1933
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15514/108922545.e3/0_af147_fbc66d21_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15481/108922545.e3/0_af148_3655a988_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5/108922545.e4/0_af149_a976b35a_XXL.jpg)
Lancia Astura '1933
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/16189/108922545.e1/0_af09e_1215c26a_XL)
Panhard Eclipse '1934
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/15589/108922545.e1/0_af0a1_e769f3fd_XL)
В конце 1933 года Эмиль Дарл'Мат, торговец автомобилями Peugeot, с которым Порту плодотворно сотрудничал, познакомил его со стоматологом Жоржем Поленом (Georges Paulin), который, обладая тонким вкусом, инженерным талантом и хорошими познаниями в аэродинамике, стал ведущим стилистом ателье Pourtout и именно его работы принесли ему славу. Кузова авторства Жоржа Полена отличались оригинальностью, изяществом форм и хорошей аэродинамикой, хотя порой выглядели... несколько странновато. Слишком футуристически даже для второй половины тридцатых годов прошлого века. Одно из изобретений Полена прославило и его, и заодно фирму Pourtout. Это был кузов Eclipse - купе-кабриолет, жёсткая крыша которого убиралась в багажник при помощи электропривода или вручную.
Peugeot 301 Eclipse Prototype '1933
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/15563/108922545.e3/0_af134_509894_XXL)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/16098/108922545.e3/0_af133_b62306d4_XL)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/15594/108922545.e3/0_af132_24b38973_XL)
Идея создания автомобиля с убирающимся жестким верхом принадлежит американцу Бену Эллербеку из Солт-Лейк-Сити - ещё в 1922 году он построил первый в мире "трансформер" со съемным жестким верхом, взяв за основу двухдверный Hudson Super Six. Крыша представляла собой единое целое с задним стеклом и с помощью рычажного механизма, приводящегося вращающейся рукояткой в правом борту автомобиля, сдвигалась назад, "накрывая" заднюю часть кузова. Эллербек предлагал свое изобретение компаниям Ford и Packard, но воротил автобизнеса оно тогда не заинтересовало. Спустя почти десять лет Жорж Полен воскресил идею. Его конструкция, получившая название Eclipse ("Затмение"), была оснащена громоздким электроприводом, а сама крыша "пряталась" под крышкой в багажном отделении. Сначала Полен безуспешно пытался заинтересовать своим изобретением Андрэ Ситроена, но осуществить проект удалось именно в ателье Марселя Порту.
Первым автомобилем со складной крышей Полена в 1933 году стал четырехдверный Hotchkiss.
Второй прототип был построен на шасси Peugeot 301, предоставленном Эмилем Дарл'Матом.
Peugeot 301 Eclipse '1934
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/15493/108922545.e3/0_af131_771452cd_XL)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/15599/108922545.e3/0_af130_61b0b9ca_XL)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/17865/108922545.e3/0_af12f_e150980f_XL)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/16178/108922545.e3/0_af12e_c7d15a4e_XL)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/15529/108922545.e3/0_af12d_443d0659_XXL)
Позже эту конструкцию ставили на выпускавшийся во Франции автомобиль Lancia Belna, а в 1933 году очередь дошла до автомобилей Peugeot. Сначала купе-кабриолеты строились по единичным заказам на шасси моделей 301, 401 и 601, а первым относительно массовым "трансформером" стал Peugeot 402 Eclipse (с 1935 по 1939 год сделано 580 машин): для него дорогостоящий электропривод крыши предлагался за доплату, а в "базе" была рукоятка, как у конструкции Эллербека.
Peugeot 601C Eclipse '1934 Pourtout
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/16102/108922545.e2/0_af0ab_519185f6_XL)
Peugeot 401 Eclipse
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/15509/108922545.e1/0_af0a0_f1a8cb8_XL)
Peugeot 601D1 Eclipse '1934 Pourtout
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/15495/108922545.e2/0_af116_72ccce5f_L)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/15575/108922545.e2/0_af0ac_545e3e5c_XL)
Фирма Peugeot включила машины от Pourtout с кузовами Eclipse в свои фирменные каталоги.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/16107/108922545.e2/0_af113_dd3225f9_XL)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/16155/108922545.e2/0_af114_95fdfbe3_XL)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/15541/108922545.e2/0_af115_46125c8f_XL)
Lancia Belna Cabriolet '1935 Pourtout
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/2/108922545.e1/0_af09b_5877967d_XL)
Lancia Belna Roadster Pourtout
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/15582/108922545.e1/0_af09d_700531c0_XL)
Lancia Belna Eclipse и Roadster Pourtout-Salon '1935
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/15526/108922545.e1/0_af09c_6b6aeb86_XL)
Hispano-Suiza J12 '1933 coach Pourtout
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/15530/108922545.e1/0_af098_47b0cb28_XL)
Hispano-Suiza J12 '1936 Pourtout
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/17870/108922545.e1/0_af097_bc0ccb03_XL)
Одним из самых интересных автомобилей с кузовом Eclipce стал Peugeot 601 DL, построенный ателье Pourtout в 1935 году для писателя Марселя Паньоля. Эта машина "засветилась" в 1938 году в фильме "Le schpountz" Фернанделя, снятом по роману писателя. Ремейк этого фильма снял в 1999 году режиссёр Жерар Ури.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/15484/108922545.e3/0_af118_465981cf_XL)
Автомобиль получился действительно передовой: понтонный кузов с гладкими боковинами, интегрированные в облицовку фары и фирменный жёсткий убирающийся электроприводом верх. Эта же машина - на фото в шапке поста.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/16185/108922545.e3/0_af11d_daf05dc6_XL)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5/108922545.e3/0_af11c_8be30966_XL)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/15498/108922545.e3/0_af117_d2a5e4fa_XL)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/15517/108922545.e3/0_af11b_37254e53_XL)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/15519/108922545.e1/0_af0a4_823cebbe_XXL)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/15499/108922545.e1/0_af0a5_116d7fa5_XL)
И анонс на вторую часть поста, где я покажу и расскажу о второй половине тридцатых годов и послевоенной жизни фирмы:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/15543/108922545.e2/0_af0b6_74bafbbd_XXL)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/15516/108922545.e3/0_af136_986b076_XXL)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/15582/108922545.e3/0_af135_f699494b_XXL)