Коль пошла у меня сегодня "французская" тема - покажу чудес чудесатых от измельчавших потомков Обеликса :)
Для гордых галлов веломарафон Tour de France давно стал "священной коровой". "Тур де Франс" - самая известная и престижная велосипедная гонка мира, проводимая уже более ста лет. Для французов это больше чем спортивное состязание. Это наравне со знаменитым суточным автомобильным марафоном 24 Heures du Mans - один из символов Франции, ничуть не меньший чем Эйфелева башня, вино и сыр с плесенью. "Тур де Франс", называемая ещё "Большая Петля", изначально была учреждена как рекламный проект газеты L’Auto (предок нынешнего L'Équipe) её редактором и соучредителем Анри Дегранжем (Henri Desgrange) и была призвана конкурировать с велогонкой Париж - Брест - Париж (спонсируемой газетой Le Petit Journal) и велогонкой Бордо-Париж.
Идея создания TDF принадлежит журналисту L’Auto Жео Лефевру (Géo Lefèvre), с которым Анри Дегранж обедал в парижском кафе Café de Madrid 20 ноября 1902 года. Идея Лефевра понравилась Дегранжу, и 1 июля 1903 года в три часа дня был дан старт первой "Тур де Франс". Успех гонки стал большим успехом и для газеты L’Auto, до того писавшей, как следует из названия, в основном о зарождающемся автомобильном деле. Число подписчиков её выросло в 1903 году с 25 тысяч (до Тура) до 65 тысяч после гонки; в 1908 году число подписчиков газеты перевалило за 250 тысяч, а во время "Тур де Франс" 1923 года продавалось 500 тысяч экземпляров газеты в день. Рекордный тираж газеты был достигнут в течение "Тур де Франс" 1933 года - 854 тысячи экземпляров в день. Газеты L'Auto уже не существует: в 1946 году на ее базе была создана ежедневная национальная спортивная газета L'Équipe, а гонку теперь организует входящая с ней в один холдинг фирма Amaury Sport Organisation. И о L'Auto напоминает ныне только введенная в 1919 году желтая майка лидера гонки - под цвет бумаги, на которой печаталась газета. TDF проходит ежегодно в течение трёх недель в июле. Только во время первой (1915-1918) и Второй мировой войны (1940-1946) гонка не проводилась. Полная длина гонки - между 3000 и 4000 км (так как трассы и протяжённость этапов каждый год меняются). Победа на этапе Тура считается большим достижением велогонщика, независимо от итогового положения гонщика в генеральной классификации.
Идея "официальной" передвижной рекламы в Тур де Франс родилась в 1929 году для финансирования расходов гонки. Сильные команды сопровождали автомобили-технички, машины с тренерами, на которые стали наноситься логотипы спонсоров: многодневная гонка, да ещё связанная с техникой, - дело затратное. Для большинства французов (а они составляют свыше 80% от тех 12-15 миллионов человек, что каждый год съезжаются посмотреть на гонку) "Тур де Франс" не столько спортивное состязание, сколько один из главных национальных праздников. Многие зрители вовсе не являются поклонниками велоспорта и могут назвать несколько имен гонщиков лишь потому, что услышали их накануне по телевизору. Не за тем, чтобы поболеть за любимого спортсмена, они бросают все дела и едут за сотни километров от дома. Побывать на "Тур де Франс" для француза - практически религиозный обряд. Это как в советские времена для обитателя провинции: приехать в Москву - и чтобы в Мавзолее не побывать? И многочасовое ожидание - непременная составляющая ритуала. А раз зевак много - то и реклама очень даже к месту! Эта велогонка давно превратилась в своего рода карнавал. Особенно это чувствуется во время проезда рекламного каравана, предваряющего старт каждого этапа. Как показало агентство "ОБС" показали исследования, около 40% зрителей приходят на трассу прежде всего ради этого красочного шоу, в котором участвует свыше полутора сотен оригинальных транспортных средств. Фантазия дизайнеров превращает обычные автомобили в передвижные кровати, булки и бутылки, чтобы оригинально представить компании-спонсоры велогонки. Зевак одаривают множеством сувениров: фирменными майками и кепками, брелоками, газетами… За три недели соревнований зрителям раздают полмиллиона одних только бутылок минеральной воды Vittel. Еще полмиллиона бутылок один из главных спонсоров "Тур де Франс" выделяет командам-участницам и персоналу, обслуживающему гонку. Между компаниями идет негласное меряние письками состязание: чья команда в рекламном караване больше поразит собравшуюся публику. По независимым опросам, в этом рейтинге в последние годы лидировала та же Vittel. В немалой степени - за счет эффектного аттракциона: девушки окатывают зрителей минералкой из шлангов. В июльскую жару столь необычный способ дегустации не может не нравиться зрителям.
Подборочку таких "рекламомашин" карнавала и покажу. Фотографий много. Созданием этих кадавров не гнушались самые известные французские дизайнеры и большинство переживших войну кузовных ателье. Некоторые работы весьма недурны, красивы даже, что для послевоенного французского стайлинга нехарактерно. :)
Delahaye145 Klebert Colombe '1950
Latil B2 Pathé Tour de France '1930
Latil M1B1 propagande vin '1938
Panhard IE65 Di Rosa '1951
Berliet TLB5A '1951
Berliet TLB5A '1951 Geo Ham Chéraud
Unic ZU52T '1951
Renault Galion '1952
Renault 2,5 T David '1953
Renault R2165 '1953
Berliet PLA5 '1953 carrosserie Augereau
Renault 1400 kg '1954
Renault R2061 '1954 carrosserie Arnault
Renault 2,5 T carrosserie Arnault
Renault R2663 Geo Ham Di Rosa
Renault 1400kg '1954 carrosserie Delcroix
Delahaye 163L Charbonneaux Le Bastard '1954
Citroen 55U Charbonneaux '1955
Renault R2066 '1955 carrosserie Laforge
Citroen 55L '1957 Carrosserie Leffondré
Panhard IE45HL '1957 Charbonneaux Antem
Ателье Pourtout, роскошный довоенный родстер на шасси Chrysler его работы я показывал в предыдущем посте, отметилось и здесь: Bedford 1960 carrosserie Pourtout