Этноизменения Республики Дагестан 1989-2002-2010, часть 2

May 13, 2023 12:00


Ссылка на все ресурсы.

Оригиналы изображений с полным размером и без вотермарок доступны на Бусти за две недели до выхода новой работы.

Это вторая часть, где рассмотрены народы, не попавшие в первую. О нюансах создания и рассмотрении спорных моментов, связанных в т.ч. с нижеприведёнными народами, ознакомьтесь с первой частью.

Итак, рассмотрим же динамику этноизменений у оставшихся народов Дагестана.



Если у дагестанских народов есть привычное деление на автохтонную горную территорию и территории, освоенные на равнине в рамках последнего столетия, у ногайцев два ареала, но оба сосуществуют примерно с одного и того же промежутка времени и являются для них основным местом проживания: условный дагестанский в Бабаюртовском районе и Сулаке, и надтеречный в Ногайском районе и в разной степени его проявления дальше во все стороны.

В рамках Дагестана с 1989 года особых изменений не видно. В Бабаюртовском районе ареал увеличился за счёт разделения сельских поселений, в Кизлярском районе уменьшился по той же причине. Но видно и долевое уменьшение у ногайцев там, где они не составляли бОльшую долю практически во всех местах. В основном это связано с уменьшением численности населения в ногайских поселениях, хотя кое-где видно и смещение ногайского большинства в пользу других народов.

Что касается собственно Ногайского района, там видны перепады в разные стороны, но самых примечательный произошёл в райцентре Терекли-Мектеб, где с 1989 года доля ногайцев выросла с 65 до 91 процента к 2010 году. Причём основной переход произошёл к 2002 году.



У рутульцев картина меняется не особо. Они полностью исчезли в цахурских сёлах, но появились в азербайджанском Нижнем Катрухе. Существенно меняется общее размещение населения: в самом Рутульском районе численность населения сокращается, в кутане Новый Борч и в Кизлярском районе же население постепенно растёт. Однако как видно по динамике, в Кизлярском районе другие народы растут быстрее, доли падают.

Хоть лакцы и являются рекордсменами по низкой доле населения, проживающей на своей исторической территории, рутульцы и все последующие имеют схожую линию тренда. Если на 1989 год треть рутульцев жила за пределами гор, к 2010 году их уже чуть больше половины.



У агулов поинтереснее. Их я в динамике переписей Дагестана не обозревал, хотя тут есть на что посмотреть. Основной ареал понятен и как всегда неизменен - большая часть Агульского района, некоторые сёла даргинские. Причём, Амухское сельское поселение утратило долю за счёт и почти полного опустошения сёл, и из-за (как мне кажется) ошибки и переписки существующих там даргинских сёл как агульских.

За пределами района нас в первую очередь встречает село Гелинбатан в Марагинском сельском поселении Табасаранского района. Кутан по разным оценкам существует ещё с 30-ых, а стал полноценным селом после переселения туда части жителей из села Фите и получил статус прямо перед переписью 1989 года. В Дербентском районе, на удивление, не произошло (либо почти не произошло) никаких существенных изменений, в самом Дербенте доля даже подросла. Про село Дружба я отдельно отмечал, что там нацсостав практически не меняется.

В надтеречных районах агулов почти нет, хоть они и выросли в 2 раза к 2002 году и стали заметны, к 2010 году их всё ещё лишь чуть более трёх сотен человек. Интересно, что к 2010 году агулов стало больше, чем рутульцев, хотя на протяжении всех переписей, последних было всегда больше.

По распределению населения такая картина. Если уже к 1989 году в Агульском районе проживало менее половины всех агулов Дагестана, то к 2010 году в доля составляет лишь чуть более трети.



Ну и цахуры. Маленький народ, у которого визуально проглядывает только одно изменение - исчезновение в селе Ихрек.

А вот перекос в распределении населения начал происходить в основном после распада СССР. В 1989 году 80% цахур жило в Рутульском районе, в 2010 году - уже 54%, почти половина за пределами района. Этого не видно, поскольку народ маленький, а переезжает он преимущественно в Махачкалу.



Дальше пойдёт речь про просто красивый визуал, вошедший в привычку - карты семей. В контесте лезгиноязычных в совокупности лучше всего видны изменения произошедшие в Дербентском районе. Т.к. для многих из них приоритетом был именно Дербент, порознь в надтеречных районах широко представлены только лезгины. Вместе же они куда ярче, но не существенны.



Соответственно у тюрок мы видим обратную ситуацию. Но речь уже не только о Дербентском районе, но и других местах проживания тюрок (кумыков), где они стали также более существенны при существовавшем абсолютном большинстве.



Объединённая северокавказская семья всё это "не чувствует" из-за своей обширности. Хотя участки, где их мало в 1989 году, стремительно опустели к 2010 году. Опустели на переписи...

Выводы я делал в первой части. Но тут стоит лишний раз отметить, какой большой исход со своей исторической родины у ряда народов. Это выглядит довольно естественно, поскольку экономическое положение тех территорий не улучшается, отсутствие городской инфраструктуры и выходящих из этого благ даёт о себе знать.

Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию. Там же отвечаю на комментарии.

Благодарю Михаила Балабана, Ильяса Мусина и jirzika за поддержку на бусти. Увидеть оригиналы работ, отдельные замечания и многое другое, а также просто поддержать меня, можно с помощью подписки на сервисе бусти.

Спасибо

Ногайцы, Этнические карты, 2002, Агулы, Тюрки, 1989, Северокавказцы, Россия, Этноизменения, Цахуры, Дагестан, Рутульцы, Лезгинские народы

Previous post Next post
Up