Этноизменения Республики Дагестан 1989-2002-2010, часть 1

May 06, 2023 11:05


Ссылка на все ресурсы.

Оригиналы изображений с полным размером и без вотермарок доступны на Бусти за две недели до выхода новой работы.

ВНИМАНИЕ. СТАТЬЯ НЕ ПОМЕСТИЛАСЬ И ПРИШЛОСЬ ОПЕРАТИВНО ЕЁ СОКРАТИТЬ. Отсутствует целый раздел. Советую ознакомиться с полной версией здесь

Пост делится на условные 4 главы:

  1. Введение
  2. Обзор конкретных фальсификаций
  3. Обзор непосредственно карт
  4. Заключение

Сама статья состоит из двух частей, главной и дополнительной. Соответственно, это главная.

Введение

Как известно, в кругах, кто этим в принципе интересовался, в общем доступе на сегодняшний день по России имеется две переписи: 2002 и 2010, что и вылилось у меня в целую серию постов по регионам. Последняя перепись (2021) не является авторитетным источником, да и по ней, по крайней мере пока, нет подробных данных. Данные же предыдущих (советских) переписей в общем доступе нет и не планируется, что мы их когда-либо увидим. Есть только данные регионального масштаба, что для анализа как этносостава, так и демографии не очень то подходит.

Бывали исключения. Например, данные по районам известны по республикам Северного Кавказа. В т.ч. и по Дагестану, что в своё время вылилось в серию постов по каждому крупному народу и в общем, посмотреть можно здесь.

Не смотря на это, ввиду сложной этнической структуры Дагестана на районном уровне, эти этноизменения отображали общий фон и тенденции, но не позволяли взглянуть на ситуацию более конкретно. Мешало этому прежде всего то, что именно с переписи 2002 года фиксируются грубые нарушения и фальсификации как общей численности населения, населения отдельных этносов, районов, но и вплоть до проблем с отдельными сёлами. Так, некоторые сёла, считавшиеся в советское время, скажем, смешанными, по последним переписям фиксируются сёлами моноэтничными. Безусловно, время идёт и этноизменения определённого рода могли и могут происходить. Но не такие радикальные, особенно когда в СМИ отсутствует информация о каком-либо резком исходе одного населения и заселения его населённых пунктов кем-то другим.

Вопрос не имел однозначный характер, поскольку то, что "считавшиеся" какими-либо сёла камими-либо авторами не несло чёткой доказательной базы. Автора, утверждавшего, что что-то не так, могли уличить во лжи в угоду интересам определённого этноса, тогда как перепись не должна врать. Ведь никогда не врала (не врала же?).

В чём в целом не было никогда разногласий, так это в том, что советские переписи населения являлись достаточно авторитетным источником для обоих сторон подобных конфликтов. Отсутствие подробных данных должно, по идее, "спасать" одну из точек зрения, таким образом создавая довольно шаткий, но плюрализм мнений, вакуум. Я бы даже сказал, поляризованный плюрализм, но это уже несколько из другой плоскости.

Как бы там ни было, в этой статье я постараюсь разрушить опору одной из сторон, поскольку переписные данные по Дагестану за 1989 год у меня есть. Небольшой проблемой является то, как объяснить их попадание ко мне. Если кратко, то они достались мне от человека, которому они достались от другого человека, который их добыл. Как я понял, добыл он их в архиве, допуск к которому есть, но сам материал (книгу) забирать нельзя. Можно фотографировать, но это платно, каждая страница стоит фиксированную сумму. И он отфотографировал всё. Т.е. это не электронные таблицы, которые мог бы нарисовать любой человек так, как ему заблагорассудится. Это печатное советское издание.



Обзор конкретных фальсификаций

Данная часть будет посвящена всем аномалиям, которые я обнаружил и мне они таковыми вообще показались. Интересна она будет скорее тем, кто в теме, остальным не советую это просто пропускать, а хотя бы возвращаться в тех моментах, где возникают вопросы.

Здесь будут рассмотрены основные моменты, которые я выделил при сравнении этносостава каждого населённого пункта Дагестана. Рассмотрению, подвергнулись в т.ч. и надтеречные районы, так как даже там есть серьёзные перемены, даже не учитывая уезжающих оттуда русских.

Что же касается горных районов и равнинных районов южнее Терека, то тут можно разграничить их на собственно горные, в которых по сути значительных изменений этносостава в принципе не должно происходить, и равнинные, изменение этносостава которых наблюдается примерно с конца Второй мировой войны, не считая депортацию вайнахов, которая произошла годом раньше. Изменение их этносостава, что важно, происходит и сегодня.

Для лобового сравнения, можно уже пожалуй взять общую карту. На первый взгляд, значительной разницы то и нет.



Но реальная разница наблюдается в деталях. Что же мне показалось самым примечательным? Рассмотрим без чёткой географической или алфавитной последовательности:

  • Доргели, Карабудахкентский район. Исчезли с 1989 года почти все даргинцы, кумыки преобладали, но на 2010 год стали почти что единственным этносом села. Я думаю, что их выписали, по факту они там остались.
  • Зеленоморск, Карабудахкентский район. Тут наоборот, исчезла небольшая доля кумыков, одни даргинцы. Но тут мне всё же больше видится то, что они покинули село. Строгой уверенности нет.
  • Султан-Янги-Юрт, Кизилюртовский район. На 1989 там было буквально на десяток человек больше кумыков. К 2010 село выросло в два раза, но кумыки выросли на 25%, аварцы - на 60%, перегнав кумыков, у аварцев теперь там абсолютное большинство. Нечто похожее там же в том же районе в посёлке Стальский, но там аварцы доминируют уже и в 1989, продолжая укреплять это доминирование. Есть мнение, что кумыки действительно многие уезжают оттуда в тюменские автономные округа, а аварцы продолжают туда переселятся из высокогорья и (по определённым источникам) даже из аварских деревень Грузии.
  • Алмало, Кумторкалинский район. В 1989 там было аварцев и кумыков поровну, к 2010 году большая часть аварцев испарилась. Но по данным национальностей учащихся в школе, там аварцев и кумыков примерно поровну.
  • Арабляр, Курахский район. В 1989 там было лезгинов немного больше, чем азербайджанцев, в 2010 году азербайджанцев там и вовсе нет. Скорее всего всех азербайджанцев выписали, но по факту они по прежнему там.
  • Советское, Магарамкентский район. Было несколько сотен лакцев в 1989 году, в 2010 году - ни одного. Скорее всего тоже самое, что и в Арабляре, лакцы никуда не делись.
  • Ихрек, Рутульский район. В 1989 было две сотни цахур, в 2010 почти все исчезли. Не понятно, может без выделения в списках кутанов, часть их переписали в Ихрек, но просто так пропасть эти люди никуда не могли.
  • Нижний Катрух, Рутульский район. То самое известное азербайджанское село, окружённое лакцами, цахурами и рутульцами. В 1989 году было моносело, в 2010 там уже 18% рутульцев. Откуда? Думаю, что ниоткуда, думаю их там нет.
  • Шари, Агульский район. Перешли из агулов в даргинцы. По идее, изначально даргинское (кайтагское) село, так что это вероятнее всего это ошибка именно переписи 1989 года. Удивляться тут не стоит, я нашёл стопроцентные ошибки советской переписи, которые будут упомянуты ниже.
  • Люксембург, Бабаюртовский район - в 1989 почти равная доля аварцев и кумыков, 2010 - аварцев почти не осталось, у кумыков абсолютное большинство. Вроде как там действительно живут преимущественно кумыки, возможно туда без выделения записали живущих неподалёку в кутанах аварцев.
  • Янгылбай, Бабаюртовский район - моноаварское село в 1989, ставшее ногайским и немного кумыкским к 2010 году. Вроде как ничего не изменилось и это действительно аварское село.
  • Мужукай, Бабаюртовский район. Резко возросла доля кумыков за счёт даргинцев и ногайцев, при том что ногайцы составляют абсолютное большинство населения села. Непонятно, не логично, думаю тоже какие-то интриги.
  • Тамазатюбе, Бабаюртовский район. В 1989 году - смешанное ногайско-кумыкское село с абсолютным большинством ногайцев. К 2010 году стало мононогайским. Понятие не имею, какова реальность, но мне кажется что не права старая перепись, т. к. в истории села указано, что оно основано переселенцами из списка сёл, в котором нет ни одного кумыкского, только ногайские. С другой стороны, там же была целая сотня лакцев, от которых почти ничего не осталось на 2010 год. Странно.
  • Бабаюрт имел кумыкское относительное большинство в 1989, в 2010 - абсолютное, численность кумыков почти удвоилась, а аварцев стало меньше почти на 600 человек. Вероятно и здесь подшаманили, за счёт сельской рождаемости, они должны были бы даже при оттоке не уменьшаться, серьёзных конфликтов на национальной почве там не наблюдалось.
  • Верхние Ишкарты, Буйнакский район - имел аварское большинство с высокой долей кумыков в 1989, в 2010 - монокумыкское село. Сложно. Вроде как там и правда сегодня живут именно кумыки. Но представить за ошибку то, что в 1989 году село отображено смешано не поддаётся какой-либо логике. Сложно.
  • Мегеб, Гунибский район, в 1989 аварцы, в 2010 - даргинцы. Это ошибка 1989 года, там действительно всегда жили даргинцы, у села долгая история. Оно оторвано от своего основного даргинского ареала, потому отсутствие этой точки на карте 1989 года заметно почти сразу.
  • Тушиловка, Кизлярский район. Там само село подросло к 2002 году, и при этом выросла доля и численность русских. Сложно посчитать это за правду, поскольку уже к 2010 русские там уже держат относительное большинство, доля упала примерно на 15% в сравнении с 2002 годом.
  • Карланюртовское сельское поселение целиком, Хасавюртовский район. Сельское поселение имело более 500 аварцев или 23%, в 2010 году почти все они численно вошли в состав кумыков.
  • Хамавюрт, Хасавюртовский район - произошло тоже самое.
  • Лаклакюрт, Хасавюртовский район - тоже самое вновь. Нет оснований не считать все эти изменения ложью.
  • Солнечное, Хасавюртовский район. Исчезли аварцы, село стали моночеченским к 2010 году. Здесь лично я допускаю, возможно и вправду уехали.
  • Моксоб, Хасавюртовский район. В 1989 году было моночеченским, в 2010 уже моноаварское. Тут определённо ошибка в переписи 1989 года, бывшее чеченское село заселили аварцы Чародинского района и с тех пор это село было аварским без изменений.
  • Кизлярский и Тарумовский районы. Не смотря на то, что между переписями там идёт не только замещение славянского большинства дагестанским, изучать это нормально не получится, т. к. доказать или опровергнуть, что просто одни стали туда переселяться активнее других - не получится. Лишь примечательная перемена в Большеарешевском сельском поселении за счёт того, что даргинцы просто практически покинули сёла, которые раннее заняли (село имени Калинина упало в численности в 6 раз), а также в Таловском сельском поселении даргинцев было в 2,5 раза больше аварцев, но к 2010 году аварцы догнали и чуть перегнали. Скорее всего это действительно так, известно о большом количестве переселенцев из аварских сёл Грузии и Чечни (Кенхи).
  • Араблинское, Дербентский район. К 2010 году азербайджанцы почти догнали лезгин. Учитывая тенденции переселения даргинцев с гор не только в Дербент, но и во всё вокруг, это маловероятно.
  • Белиджи (посёлок), Дербентский район. В 1989 преимущественно даргинское село, следующими идут табасаранцы, но их намного меньше. В 2010 же - смешанное даргино-азербайджанское село с преимуществом первых.
  • Белиджи (село), Дербентский район. В 1989 было много лезгин, в 2010 пропали, табасаранцы не увеличились, а вот азербайджанцы выросли в 3 раза. Без комментариев.
  • Геджух, Дербентский район. Пропала большая часть кумыков, даргинцы и табасаранцы не растут, азербайджанцы к 2010 году выросли в 2,5 раза. Без комментариев.
  • Джемикент, Дербентский район. В 1989 есть даргинцы, азербайджанцы доминируют, в 2010 - почти нет даргинцев. Без комментариев.
  • Нюгди, Дербентский район. По сравнению с 1989 годом табасаранцы не выросли, азербайджанцы выросли в 2 раза.
  • Салик, Дербентский район. Тоже самое, но азербайджанцы выросли в 3 раза.
  • Берикеевский, Дербентский район. На 2010 год лезгин стало меньше почти на треть, азербайджанцев больше на две трети. Всё ещё без комментариев.
  • Хазар, Дербентский район. По сравнению с 1989 годом азербайджанцев там стало больше в 8 раз к 2010 году при снижении всех остальных. Доля поднялась с 9 до 48 процентов. Магия вне школы не запрещена.
  • Чинарский, Дербентский район. Там азербайджанев было больше чем даргинцев всего на пару человек и лишь 27% в 1989 году, в 2010 году их уже 42%, рост в несколько раз по сравнению с малым ростом всех остальных.
  • Апогеем всего стал Первомайский сельсовет, где на 1989 год относительно доминировали азербайджанцы только в селе Имени Мичурина, в других сёлах их не было вообще. А в 2010 году там почти все "стали" азербайджанцами, выписав всех табасаран и даргинцев кроме села Рыбзавод-51, где у даргинцев перед азербайджанцами относительное большинство.

В целом, в Дербентском районе много чего поменялось и это можно понять, если лезгины и табасаранцы растут - миграция с гор идёт уже больше половины столетия. Но по факту мы видим мягко говоря ситуацию иную. Я не описал все случаи, поскольку остальные достаточно банальные. Там где азербайджанцев 80% в 1989 году, в 2010 становится 95% или около того.

Я почти уверен в каждом неоговоренном случае, что это всё ложь. Это просто невозможно без катаклизмов или геноцида, которых как известно в Дербентском районе не наблюдалось.

Во всём этом балагане хочется отметить в обратном ключе село Дружба Каякентского района. Будучи смешанным, там ни один этнос не имзенился ни на процент: 49,5 даргинцы, 22,4 табасаранцы, 19,8 агулы, 1,7 кумыки в 1989; 49,5 даргинцы, 22,4 табасаранцы, 19,6 агулы, 1,3 кумыки в 2010. Есть подозрение, что приток даргинцев с гор там сохранился и по факту их доля растёт.

Я не знаю, что сказать. Могу лишь обрамить это основными выводами:

  • Как видно, есть основные направления этих фальсификаций - увеличение долей тюркских народов в месте их автохтонного расселения. Можно разве что не брать оборот ногайцев, у которых значительных перемен не заметно.
  • Азербайджанцы и Дербентский район в этом отношении абсолютные лидеры, кумыки идут за ними. Но, как оказалось, разовые акции с фальсификациями на мой взгляд оказались и среди других этносов, даже рутульцы вдруг в Нижнем Катрухе оказались.
  • Табасаранцы, агулы, цахуры и чеченцы - народы, в пользу которых, по моему субъективному мнению, нигде особо не фальсифицировали. В пользу русских только Тушиловка, и только в 2002 году.

И здесь, вне рамок, отмечу моменты, которые можно отнести к фальсификациям всех трёх переписей:

  • Хнов, Ахтынский район. Рутульское село, которое по переписям идёт лезгинским.
  • Шадни, Дахадаевский район. Лакское село, которое по переписям идёт даргинским.
  • Квардал, Укуз, Усуг, Хвередж, Хпюк, Курахский район. Агульские сёла, которые по переписям идут лезгинскими.

Наверно стоит обозначить одну вещь. Когда я пишу, что один народ заменился на другой, я лишь описываю те этноизменения, которые произошли и не показались мне реальными. Я не хочу, чтобы моя статья или отдельные её части использовались в националистических и пропагандистских целях. Когда я пишу, что азербайджанцы лидеры по фальсификациям, я не обвиняю конкретно народ, это лишь фигура речи. Я преследую лишь поиск правды. Я даже не хочу утверждать на 100%, что я прав во всех примерах, где я высказался. Но очевидно, что там где население переменилось частично или полностью... Не получиться играть в подобные игры в век интернета.

Обзор непосредственно карт.

Хорошо, мы изучили места, где должны будем увидеть серьёзные перемены на картах. Рассмотрим же теперь карты и начнём по традиции с русских. Я не описываю причинно-следственные связи изменений в тех местах, которые уже были упомянуты выше, дабы не повторяться.



Ещё с первой карты мы видели, что русские составляли большинство населения в Махачкале и даже Каспийске, а также держали относительное большинство в большинстве сельских поселений Надтеречья. Значительные доли были в Кизилюрте, Избербаше, Южно-Сухокумске, в горных посёлках Дубки, Шамилькала. Абсолютное большинство на Острове Чечень.

Но нам больше интересны надтеречьные районы, где убывание русских идёт на большой скорости. А именно, там где их уже нет. Естественным является полное отсутствие русских в ногайских сёлах. Они их не основывали и их там и не было в большом количестве никогда, это понятно. Но вот отсутствие в Цветковском и Яснополянском сельских поселениях Кизлярского района меня удивило. Уже на тот момент практически все сёла были моноаварские, если точнее - чамалинцкие, которые заняли чамалинцы из Кенхи и других чамалининцких сёл Цумадинского района.

Но это лишь те сельские поселения, которые выделяются почти полным отсутствием русских. На самом деле, к 1989 году таких сёл уже было более трёх десятков. По карте, выбытие идёт по прямой наклонной, там где русских было больше, они всё ещё присутствуют, там где меньше - их мало или нет совсем. На 1989 год русские отчётливо присутствовали вокруг Кизляра и наоборот далеко от него, ближе к Каспийскому морю. Т.к. у переселенцев зачастую не было средств переселиться сразу в Кизляр, не удивительно что доля радикально упала именно вокруг него. Не понятно, почему она по тому же тренду не упала в Комсомольске, который кроме подчинения Кизляру ничем не выделяется.

Стоит ещё обратить внимание, что только в Кизлярском районе в 1989 году было больше сельских поселений, нежели сегодня. На два, к северу и к югу от Крайновского сельского поселения, оба вошли в его состав после распада СССР.

Не смотря на уменьшение скорости снижения доли русских между 2002 и 2010 годом по сравнению с 1989 годом, думаю что темпы по факту остались на похожем уровне, просто из сельской местности уехала почти вся молодёжь, а старики доживают свой век. А в Кизляре всё таки большая численность населения и не так-то просто перегнать там русских этносу номер два, тобишь аварцам. Но, если не меняется ситуация, почему должна меняться тенденция? Риторический вопрос.



Рассмотрим же теперь этносы в порядке численности населения, остановясь подробно ещё на восьми. Аварцы являются первым этносом региона и были им скорее всего всегда вне зависимости от того, считать их с приписанных к ним андо-цезами и арчинцами или без. Основные изменения приходятся на 2002 год, хотя кое-где есть и динамика.

Так, мы имеем горные районы, где между аварцами и находящимися по соседству даргинцами и лакцами изменений нет никаких, кроме ошибочно переписанного в 1989 году Мегеба. А вот на равнине, начиная сразу с Буйнакского района видно упомянутое в списках место. Нет там Хлимбекаульского сельского поселения, поскольку в нём аварцы практически исчезают в 2002 году, но к 2010 году возвращаются. Изменения в упомянутом выше Алмало происходили в динамике, но резче на удивление именно между 2002 и 2010 годами.

Хорошо проглядывается опустошение малонаселённых аварцами населённых пунктов Хасавюртовского района, где живут кумыки и чеченцы. Но кое-где это обусловлено разделением одного сельского поселения на два или три. Тоже самое с Бабаюртовским районом.

Кизляр и всё вокруг него достаточно циклично. Там везде проглядывается рост, кроме Огузера, от которого были отделены сёла Новая Серебряковка и Грузинское. Хоть были и небольшие доли в Ногайском районе, к 2010 году аварцев там почти не осталось.



У даргинцев описательная история довольно похожая. В горной местности кроме того же Мегеба нет изменений. Дальше по разному, если в кумыкских районах серьёзных изменений нет, были разделены Манаскент и Зеленоморск, то в Дербентском районе видно существенное падение практически в каждом сельском поселении. В Хасавюртовском районе опять же, просто были разъединены поселения. Остров Чечень был скудно населён, рост доли там обеспечен скорее не демографией, а отъездом русских с острова. Доля Даргинцев там выросла в 2,5 раза.

Что касаемо Кизлярского района, между 1989 и 2002 годами видно падение доли в том месте, откуда пропали даргинцы и общая численность сёл соответственно. В остальном же, всё довольно стабильно, рост небольшой. В Ногайском районе даргинцы заметно наращивают численность и долю в селе Кунбатар, рост доли наблюдается с 1989 года. Похожая, но обратная динамика заметна в Карабудахкенте. Пожалуй и всё.



У кумыков в первую очередь заметно исчезновение в Тамазатюбе в Бабаюртовском районе. Вообще стоит отметить, что кумыки там просели во всех сёлах, где большинство составляют ногайцы.

А далее заметно укрепление и увеличение долей во всех местах, где кумыки составляют абсолютное большинство. Лучше всего это заметно в Буйнакском, Карабудахкентском и Каякентском районах. В Кумторкалинском районе кумыки растут в Тюбе, где по всем переписям больше аварцев, а в Аджидаде делают двойную рокировку, что заметно на общей карте, где на 1989 год больше аварцев, на 2002 год - кумыков, на 2010 - снова аварцев.

В Хасавюртовском районе доли кумыков укрепились, чего не скажешь о территориях севернее. В Кизлярском районе к 2002 году численность даже упала, а к 2010 особо не увеличилась, из-за чего доли падают. Тоже самое в Ногайском районе, по итогу к 2010 году кумыков и вовсе не видно. Довольно стабильная ситуация в Дубках, будучи в аварском ареале, там упала только доля русских, кумыки и, к слову, даргинцы продолжают сохранять там видимые диаспоры.



А вот с лезгинами все вышеописанные изменения видны лучше всего. Если горная местность вновь без изменений, то Дербентский район... Что уж говорить ,если лезгин в нём к 2002 году стало больше на 200 человек, а азербайджанцев - почти в 2 раза (не забываем вхождение в состав района рабочих посёлков, считавшихся в 1989 году отдельно). Лезгины буквально визуально исчезли со всех территорий, за исключением юго-востока района. Контрастирует село Дружба Каякентского района, где лезгин "не трогали" и доля осталась.

Дальше к северу, равнинный Дагестан для лезгин не меняется. Небольшая диаспора лезгин почти исчезла из Ачи-Су, зато укрепилась в Тюбе. Каспийск, как помним по общей карте, имел шаткое даргинское большинство в 2002 году, которое сменилось лезгинским к 2010 году.

Надтеречные районы существенно не изменились. Разве что в Черняевском сельском поселении у лезгин хоть и относительное, но уже более уверенное большинство. В остальных местах доля выросла скорее из-за общего оттока русских, существенно в численности лезгины тут не растут.



Самое интересное у лакцев в этот период наблюдается не в числах, а в распределении населения по местам. Я даже решил посмотреть на это в динамике.



Лакцы не просто самый урбанизированный народ Дагестана. Если верить переписи 2010 года, доля городского населения пробила 70%. Учитывая подозрения в фальсификации реальной численности горных районов (это касается всех территорий, а не только лакских) и общего населения, реальный процент может быть и выше. Выводы делайте сами.

Вернёмся к карте. Первое, что видно - исчезновение лакцев в Бабаюртовском районе. По факту, их там не мало на легальных и нелегальных кутанах, но говоря именно о Бабаюртовском районе, численность лакцев там была небольшая и скорее всего это реальное отображение (не считая тот Тамазатюбе).

Дальше мы видим появление Новостроя. К сожалению, административное деление не позволяет на перепись 2002 года отделить населённые пункты Новостроя от одноимённых сёл Новолакского района, из которых происходило основное переселение лакцев. Это приводит к тому, что на территории Новостроя на 2002 год доминируют чеченцы, которых там нет. В 2005 населённом пунктам дали реальный статус и они уже числятся отдельно. Больше особых изменений нет.



Табасаранцы, это ещё один народ, по которому фальсификации Дербентского района ударили также сильно. Это первое на что падает взгляд, разграничиваться на отдельные места не вижу смысла, возвращаемся к списку фальсификаций. Но здесь видна определённая избирательность. В отличии от лезгин, которые упали почти везде, но много где и исчезли с карты, табасаранцы везде снизились, но по переписи всё ещё имеют определённые доли.

Больше особо и не скажешь. В городской среде, помимо юга, неплохая доля выросла в Каспийске. В Кизлярском районе живут малыми долями компактно между Каспием и Кизляром, доля держится примерно на одном уровне. В селе Тпиг Агульского района насчитывалось пол сотни табасаранцев, что видно и на карте. На 2002 их уже нет, были ли они там мне неизвестно, по идее не должны быть.



А вот и этнос-выгодоприобретатель с последних переписей - азербайджанцы. Изменения у них виднее, чем у табасаранцев и лезгин. Неплотная середина района к северу от Дербента стала уверено азербайджанской, оставляя лишь лезгинскую "брешь" на юге.

При этом отсутствуют какие-либо изменения в Табасаранском районе. Никакой "ответочки". В Нижнем Катрухе, я упоминал, появилась вдруг весомая доля рутульцев, которая ничего не меняет. В Кизлярском районе всё примерно спокойно, доли существенны в двух сельских поселениях с уверенным, но относительным аварским большинством.



Последними здесь будут чеченцы. Оставшиеся народы и некий бонус находятся в следующей части. Чеченцы также имеют относительно неизменную структуру расселения вдоль трёх районов. Можно наблюдать небольшую долю в Лакском районе, но это просто отображение населения, находящегося в подчинённых этим сельским поселениям кутанам в Бабаюртовском районе. Тоже самое и с Новостроем, нюансы которого я описал при рассмотрении лакцев выше.

Самое значимое из малозаметного - город Хасавюрт. Там чеченцы достаточно уверенно были этносом №1 и значились таковым даже по переписи 2002 года, но уже в 2010 году стали третьими после аварцев и кумыков. Это при том, что численность чеченцев там растёт и растёт в целом по Дагестану. Сложно сказать, так ли это, город значительно вырос в 90-ых за счёт чеченцев в том числе. Но к 2010 чеченцев стало там больше лишь на тысячу, что даже при условии миграции в Чечню подозрительно мало.

В остальном, ситуация особо не менялась. Не совсем понятно, как вдруг к 2002 году чеченцы появились и остались в ногайском селе Огузер Кизлярского района, не смог найти никакой информации. Странным также выглядит небольшое снижение доли чеченцев в Новолакском районе между 2002 и 2010 годами. Но ввиду этнической нестабильности района, там всё может быть. Рост доли замедлился и в чеченских сёлах Казбековского района.

Заключение

Не смотря на то,что многие чаще всего смотрят на общую карту, где факт большинства одного народа принимается за достаточно устойчивую данность, реальная картина может быть не такой простой. В своё время я проанализировал, как бы выглядели надтеречные районы Чечни и Дагестана, если в них учитывать все этносы отдельно, а сетку подстраивать под определённые народы. Но даже это всё таки упиралось на мою оценку, которая исходила из переписных данных 2010 года.

А как оценивать другие территории, когда и перепись становится далеко не авторитетным источником? По существу своему, никак. Можно делать предположения и прогнозы, но их авторитет также не будет высоким. Особенно на конкретном примере, ведь исследуемый период является временем больших экономических и социальных потрясений, напрямую влияющих на этносостав отдельных территорий. Я не могу на основании, например, постоянного роста лезгин и табасаранцев в Дербентском районе, на базе 1989 года предположить сегодняшнюю картину. Просто потому, что я не знаю масштаб сегодняшней миграции лезгинских народов на равнину, я не могу оценить способности азербайджанцев ассимилировать и интегрировать приезжающих в свою культуру и пр.

Это сопровождается и кучей других проблем, начиная от реальных пропорций нацсостава таких городов как Буйнакск и Хасавюрт и заканчивая реально проживающим населением Бабаюртовского и Кумторкалинского районов по численности и этносоставу. Из-за этого сильно страдает реальная картина даже на 1989 год. Многие, да даже я хотел, увидев картину своими глазами, получить ответы хотя бы на большинство вопросов, которые возникали у меня в голове. Увы, даже в переписи 1989 года были обнаружены, хоть и не в большом количестве, но серьёзные ошибки.

Как бы там ни было, нужно понимать важную вещь. Что исправление реальной картины на бумаге не ведёт к реальности, не ведёт к сглаживанию, не ведёт к тому, что это хотя бы в будущем станет правдой. Потому что тенденции другие. И потому что тайное всё равно становиться явным.

Первопричины понятны, сложности ведения хозяйства, отсутствие современных технологий. Одна из важнейших проблем - банальное отсутствие городов. Урбанизация в Дагестане никогда не проходила в рамках одной этнической группы. Безусловно, постройка городов в высокогорье - не простой процесс.

Однако, мы имеем большой Владикавка, у нас есть Карачаевск, Тырныауз в конце концов. Ведь не далеко от последних двух по населению Ахты, Ботлих или Леваши, остающиеся просто большими сёлами без должной городской инфраструктуры, не ставшие условными народными столицами хотя бы на культурном уровне.

Проблемы смещения этнических границ очевидны, причём давно. Исправление их подобным образом в переписях не играет на руку живущим там народам, а наоборот замалчивает проблему, убирая её или делая несущественной. Надо ли говорить, что ещё несколько десятилетий такого молчания, и некоторые вещи уже не получиться исправить?

Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию. Там же отвечаю на комментарии.

Благодарю Михаила Балабана, Ильяса Мусина и и jirzika за поддержку на бусти. Увидеть оригиналы работ, отдельные замечания и многое другое, а также просто поддержать меня, можно с помощью подписки на сервисе бусти.

Спасибо

Аварцы, Этнические карты, Агулы, Лезгины, Даргинцы, Цахуры, Рутульцы, Дагестан, Ногайцы, 2002, Кумыки, Табасаранцы, 1989, Азербайджанцы, Чеченцы, Россия, Лакцы, Этноизменения, Русские

Previous post Next post
Up