Башкирия является одним из самых этнически раздробленных регионов России, с которым может посоревноваться разве что Дагестан. Безусловно, регионов с множеством представителей автохтонных этносов в России хватает, но там как правило один из этносов абсолютно доминирует, а остальные имеют небольшое как численное, так и долевое представительство и существенно на общеполитическую жизнь региона не влияют. Этого в Башкирии нет и близко и тот факт, что переписные данные этого региона вызывают массу вопросов, также роднит Башкортостан с Дагестаном.
Начнём издалека. Если принято считать советские переписи максимально достоверными источниками, то возникает вопрос. Когда в межпереписной период видны очевидные перекосы одной этнической группы в сторону другой - это что? Перемена самосознания? Ошибка? Или всё же фальсификация? И в этом всём самым печальным и частично нивелирующим смысл моего труда является то, что я не знаю. Я просто этого не знаю, потому что у меня нет нужной информации, поскольку это не произошло, скажем в 70-ые годы. Проблемы этнического перекоса населения начали происходить уже между переписями Российской Империи и Советского союза, а т. к. это первая и вторая переписи, не понятно, какая являлась точной, а какая радикально-уточняющей/сфальсифицированной.
Итак, если смотреть на перепись 1897 года, то там почти ничего не понятно, т. к. даже в контесте уездного деления, не получится построить современный Башкортостан. Если с Уфимской губернией всё понятно, отнял оттуда Мензелинский уезд и вот тебе северная часть Башкирии готова, то южная была подчинена Оренбургской губернии, уезды которой лишь частично охватывали сегодняшний Башкортостан. Но т. к. основной театр действий происходит именно в Уфимской губернии, то посмотрев только на данные по ней за 1897 и 1920 (в 1920 переписи не было, но была проведена интересная оценка, внесённая даже в историяю этноизменения Башкирии в Википедии), возникает масса вопросов.
Данные по 1897 за Уфимскую губернию, 1920 - Уфимская губерния без городов Уфа, Белебей, Бирск и Златоуст
По переписи 1897 года, Уфимская губерния была похожа на Казанскую, центральным этносами является один крупнейший автохтонный и русские, остальные обладают мизерными долями. Проходит 20 лет и ситуация уже совсем другая. Да, велика доля тех, кого принято считать сегодня субэтносами, но тенденция ясна - на северо-западе Уфимской губернии появилось много татар, больше, чем башкир. Субэтносы в дальнейшем распределены так, мишари станут частью татар, тептяри - частью татар и башкир. Это заметно по переписи 1926 года, когда уже счёт шёл по современной территории Башкирии - башкир стало больше за счёт южных территорий, татар тоже, но тептярей меньше более чем на 100 тысяч, очевидно что они распределились между двумя этносами. Уже к переписи 1939 года субэтносы исключат из переписи, мишари влившись в татар сделают их этносом №2 вплоть до распада СССР и переписи 2002 года, по которой доля башкир резко возрастает. В 2010 году происходит небольшая коррекция. На первый взгляд она едва ли значительная. Но лишь на первый.
Из забавного в 2002 году было два сельских поселения, у которых первых этносов с точностью до человека два. Первое - Нурское сельское поселение Белорецкого района, русских и башкир равное количество. Т. к. в 2010 году доля башкир стала выше, а русских ниже, в 2002 отобразил русским цветом. Второе - Старосуллинское сельское поселение Ермекеевского района. В 2002 году на его территории было это собственно сельское поселение, но без села Новые Сули, которое было частью упразднённого сельского поселения, разделённого между Старосулилнским Суккуловским сельскими поселениями. Так вот Новые Сули, это мордовское село, остальное сельское поселение - башкиротатарское. В 2002 году в объединённом сельском поселении численность башкир и татар была равной, а в 2010 году башкиры и татары по долям неравномерно, но практически поменялись местами, из-за чего мордва стала первым этносом. Потому в 2002 я сельское поселение отметил башкирским.
Далее, в 2002 году Башкирия была первым и последним субъектом, где сельские поселения были у всех восточнославянских народов - было сельское поселение с украинским большинством, которое составляло чуть более 28%. Я задумался, а какой вообще самый низкий порог относительного большинства в Башкирии и по России. Так вот в Башкирии в переписи 2002 года есть Рощинское сельское поселение в Стерлитамакском районе, состоящее из одного посёлка Рощинское. И там ситуация вот такая:
Уже в 2010 там относительное русское большинство с 28,3%. В 2010 году в таком случае лидерство у Долиновского сельского поселения Новоселицкого района Ставропольского края, которое также состоит из одного села. Численно населённые пункты похожи - оба маячат между 1,5 и 2 тыс человек. Религиозно кстати тоже разделение у обоих случаев близко к половинчатому христиане/мусульмане. При этом в Рощинском есть и храм, и Мечеть, в Долиновке - только мечеть.
Посёлок Рощинское, храм и мечеть. Фото с хорошим качеством крайне мало
Это если по сельским поселениям, если брать все единицы, отмеченные на картах, то существует как минимум Каспийск с его 21,4% лезгин, а за ним пойдут районы Махачкалы. Возвращаясь к Башкирии, там сельских поселений с относительным большинством до 30% несколько, до 40% - десятки. Как видно, перед нами настоящий поволжский Дагестан.
Вернёмся к карте. Что по тенденциям? Видна значительная потеря доминирования башкир в десятках сельских поселений в пользу татар. Что интересно, это не размен в пару процентов, что были скажем башкиры, стало чуть больше татар. Нет, намного больше, сложно даже представить как. На этом я сосредоточусь позднее, непосредственно на картах с ними. Отдельно также заметно, что стало больше сельских поселений с доминированием финно-угров. У удмуртов на одно сельское поселение стало больше, у марийцев - на два, но одно потеряно, у мордвы потеряно одно, получено другое и окончательно укреплено доминирование Старосуллинском сельском поселении. У чувашей, если я правильно увидел, потеряно относительное большинство в 3 сельских поселениях, но получено одно в другом месте. Всё это вызвано прежде всего татаро-башкирскими качелями. Ситуацию у русских в таком случае нет смысла описывать, они в ряде мест от этих качелей берут большинство, в некоторых теряют, и не только от перескоков но и естественного падения доли из-за других факторов. Посмотрим же на них, ведь они - этнос номер один региона.
Итак, первое, что стоит отметить - мнимость разницы. Формат подразумевает смену цвета между десятками процентов. И может показаться, что где-то доля намного увеличилась, где-то - намного упала. Но по факту, в большинстве мест доля русских изменилась на +-2-5% в среднем, это важно понимать не только с ними, но и со всеми картами Башкортостана, что последуют дальше, чтобы не впасть в заблуждение.
Если говорить о точных падениях, то это конечно же районы и сельсоветы Уфы (в среднем на 5%). Но при этом в остальных республиканских городах вне зависимости от доли, она почти не изменилась, хотя по логике притока сельского населения, эти изменения должны были произойти. Особенно, когда населённый пункт двунациональный, но как видно, даже в предгорной, традиционно башкирской местности, ситуация значительно не поменялась. Русские составляют чуть менее пятой части сельского населения Башкортостана и доминируют во всех городах свыше 100 тысяч, кроме Нефтекамска.
Украинцы классически проходят процесс ассимиляции в русских. Связано это в первую очередь и с тем, что их ареал проживания приходится на те места, где живут русские и при жтом в бОльших количествах. Украинцев больше русских (и всех остальных) было только в Степановском сельсовете Аургазинского района. Сейчас их там меньше русских на 9 человек, хотя и в самой Степановке они всё ещё составляют относительное большинство. Как видно, это в целом единственное сельское поселение, оставшееся на пороге 20%+, но думаю, что уже сегодня это не так.
А вот белорусы способны удивить. На карельский тренд тут и близко не тянет. Где-то они не только возросли в долях, но и численно! Хотя и не без перекосов. Живут почти все в городах и Иглинском районе, но при этом в самом Иглино они исчезли (2320/16% - 2002 г., 364/2% - 2010 г.), а в ряде мест наоборот - радикально возросли. Из Майского сельского поселения вообще выходит непонятный бардак, который отразился на всех численных меньшинствах - их просто списали.
Естественно, такая магия чисел ни о чём хорошем не говорит. В контексте белорусов, естественно по ним бьёт больше не это маленькое сельское поселение, а Иглино, где жил каждый третий белорус района. Каким числам стоит верить не понятно, но это очевидно не естественные процессы.
Вывода в любом случае можно сделать два. Первый - белорусы определённо держаться. Да, по общереспубликанским меркам, ассимиляция их идёт таким же полным ходом, как и у украинцев. Но если у украинцев нет мест с доминированием и вопрос их существования закроется в ближайшие десятилетия, то белорусы там, где они доминируют - остаются. Самая большая разница в Надеждинском сельском поселении, где русских меньше белорусов в 6 раз (хотя в 2002 году было в 7 раз). В 2002 вообще был посёлок Будённовский на две сотни, где было свыше 90% белорусов и ни одного русского, в 2010 русских там уже внезапно 10%. Интересно, что за счёт ассимиляции в крупных городах, уже в 2002 году украинцы и белорусы были более сельским населением, чем русские. Уверен, что у белорусов эта тенденция будет укрепляться.
Самый крупный белорусский посёлок - Балтика. Название говорит само за себя, это как и другие сёла основали белорусы вместе с латышами, проживавшими в Остзейских губерниях. Как я полагаю, это не бывшие жители смешанных или пограничных сёл Латгалии и Витебской губернии, просто так распределилось.
Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём
телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию.
Спасибо