Региональные этноизменения, часть 7.2: Республика Башкортостан

May 10, 2022 00:00


Первая часть, вышедшая несколько раннее, очевидно подняла досрочно обсуждение о положении башкир и татар на сегодняшний день. Но чтобы как и тогда, видеть картину шире цифр, следует немного окунуться в исторический контекст, т. к. изменения этнического состава северо-запада Башкортостана представляют из себя настоящую идеологическую войну, идущую не первое десятилетие. Сразу оговорюсь, я постарался максимально кратко отобразить ситуацию, нюансов больше, потому ссылки на какие-то более масштабные труды я оставил ниже.



Вновь данные по этносоставу, но более конкретные. 1897 год дан также по современной территории

Итак, в первой части был рассмотрен период с 1897 по 1939 год, но лишь в цифрах. Проблема с самого начала пошла из-за того, что термин «башкиры» являлся не только элементом этнической принадлежности, но и сословной. Это несколько походит на ситуацию с донскими казаками в Области Войска Донского, где до половины населения идентифицировало себя как казаки, но т. к. у них не было выраженного самостоятельного языка, в переписи никаких казаков не было, и вопрос был решён уничтожением казаков как сословия. У башкиров, же как формирующегося этноса, свой язык был и есть. Вопрос лишь был, где заканчивается башкирский и начинается татарский, в условиях их близкородственности?

Сословные привилегии башкир были аннулированы в 1860-ых годах, но процесс самоидентификации начался лишь в первой половине 20-го века. Встал вопрос создания литературных норм башкирского языка, по которому будет проходить образовательная система, стандартизация книгопечатанья и т. д. У элиты возникло два полюса решения вопроса: стандартизация языка по пути усреднения его норм в разных частях условно обозначенного башкирского этноса или формирование на основании максимальной отторженности от казанского татарского языка. Выиграл второй вариант, в результате чего и появились «башкиро-татарские качели». Если башкиры или те, кто себя ими называл в 1897 году, проживали в равной доле с татарами в Мензелинском уезде Уфимской губернии, то к 1926 году они уже все идентифицировали себя как татары, поскольку и находились на территории Татарской АССР, и говорили с ними на одном языке. Вполне вероятно, что будь принят первый вариант по башкирскому языку, те немногие, кто назвал себя татарами, произвели тот же реверанс, но в сторону башкир. Но всё пошло иначе.

Итак, радикальное изменение к 1926 году вроде и понятно. Можно допустить, что к 1939 году, когда была проведена следующая перепись, была произведена дополнительная коррекция (часть башкир в том числе из-за родного татарского языка выбрала татарскую идентичность, плюс мишари окончательно исчезли из переписи и обозначены татарами), из-за чего татар стало больше, чем башкир. Забавно, что республиканская принадлежность в данном вопросе не оказала никакого стимулирующего влияния на появление в колеблющихся умах людей башкирского самосознания. И ладно бы этим всё закончилось, но уже к 1959 году численность татар несколько упала, а башкир - возросла, как будто по логичному естественному приросту населения, который у татар якобы отсутствовал. Либо от этой переписи, либо от 70-ых годов считается, что началась башкиризация татар. Чаще выбирают вторую дату, т. к. результаты переписи 1959 года фундаментально не повлияли на ведение национальной политики. К тому же, уже в 1970 году происходит куда более значительный рост численности татар, нежели башкир, что вероятно говорит о  очередном «выправлении» ситуации.

Что же произошло в 70-ых годах? А то, что началось вытеснение татарского языка из общественной сферы, ограничение в его изучении, а также ротация кадров руководства в пользу башкирского национального элемента. Вкупе с этим, перепись 1979 года вновь показала небольшое сокращение татар и закономерный рост башкир. Проведение такой политики оказалось двояким. Лишив башкир возможности изучать свободно татарский язык, был по сути поставлен вопрос: или вы изучаете башкирский как башкиры, или вы не башкиры. И далеко не все выбрали по итогу один из вариантов.

Как оказалось в последствии, такая политика оказалась провальной. В 1989 году численность башкир упала более чем на 7%, а татары перевалили за миллион. Татарский язык в политике того времени, могли изучать только татары. Ну вот они и «стали татарами».

Дальнейшие события можно рассматривать с двух точек зрения - башкирской и татарской соответственно. Если кратко описать каждую из них, опираясь в том числе на самые радикальные взгляды, получится примерно вот так.

  • По версии татар, население северо-запада Башкирии является частично или полностью татарским. Те, кто называет себя башкирами, но говорят по-татарски, вероятнее всего являются а) жертвами пропаганды, б) жертвами пережитков перехода от сословной принадлежности к национальной, в) желающие не терять льготы, местами формальные, местами нет. Они считают, что при должной агитационной работе и отсутствии давления, по любой следующей переписи от большой части, до 90% населения северо-западной Башкирии назовут себя татарами. 
  • По версии башкир, вне зависимости от признания или непризнания давления, упускается фактор существования северо-западного диалектна башкирского языка. Данный диалект практически полностью соответствует литературным нормам татарского языка и потому является малоотличим, но в таком случае можно говорить о том, что башкиры северо-запада говорят именно на том языке, в чём их разубедили татары и башкиры просто ведут борьбу за возвращение к показателям переписи с 1897 года, когда башкиры составляли подавляющее большинство населения всех территорий Башкортостана, более того и в том же Мензелинском уезде, который называют отатарившимся и призывают не допустить распространение этого «татарского яда» далее.




Интересно, что споры и смена идентичности в переписи выходят за пределы ареала северо-западного диалекта, доходя до реки Белая

Не хотелось бы далее заостряться на вопросе, максимально кратко суть проблемы, как мне кажется, я передал. Подробнее о динамике изменения населения районов и проблематике можно ознакомиться здесь, здесь, здесь и ещё много где.



Посмотрим же на динамику 2002-2010. Как видим, разница в данном случае прошла в некоторой степени в пользу татар. Их доля в целом по республике увеличилась незначительно, но на местах видна ощутимая разница. Где-то татары и башкиры практически меняются местами (и в таком случае, скачки принимают масштабы от ~20% до ~70% на отдельных примерах), где-то размен идёт не так резко. Естественно, что там, где размен шёл не резко и при этом существенную долю также составлял третий этнос, это приводило к тому,  что на карте большинства отображался именно он.



Соответственно, карта башкир в той или иной степени отзеркаливает ситуацию. Стоит отметить, что переход не является полностью односторонним и в отдельных местах доля башкир возросла за счёт татар и в 2010 году.

В заключение по обсуждаемым «качелям» хочется отметить ещё одну вещь. Если искать какие-то видеоматериалы, то идеологически башкирская сторона сильно проигрывает, и не только в рамках Башкортостана. Почти все видео демонстрируют именно разъяснение татарской позиции в разной степени её радикальности, от «мы просто хотим, чтобы те 200-300 тысяч татар переписали обратно», до «весь северо-запад исключительно татарский, более того, Бардымский район Пермского края, где живут татароязычные башкиры - тоже». Имя Дамира Исхакова в этом случае звучит чаще всего. Башкиры же представлены в основном именно политиками Башкирии, прежде всего президентами (главным образом вспоминают первого президента, Муртазу Рахимова), заявления которыхпредставляют куда меньший интерес, нежели видео, где человек просто едет в сёла и напрямую спрашивает людей, кто они. И это Илишевский район, где башкиры составляют 80% и доминируют почти везде в обоих переписях.

Весь конфликт построен именно на политической плоскости куда больше, чем на культурной. Татары видят в этом фундаментальную угрозу, поскольку проблема служит катализаторам и на другие спорные моменты татарского этноса, например на идентичность татар Сибири и Астрахани. Им хочется видеть свой народ как можно более крупнее, чтобы сохранять доминирующее положение, как этнос №2 России. Башкиры тоже видят в этом фундаментальную угрозу, считая, что данный вопрос рано или поздно может привезти к пересмотру границ Башкортостана. В любом случае, ни одной из сторон, очевидно, не получится «проглотить» другую полностью. Тот факт, что спор идёт фактически более столетия - явное тому доказательство. Страшно подумать, что выдаст следующая перепись.



Чуваши сократились между 2002 и 2010 годом на 10 тысяч человек или 8%. По долям же видно, что сокращение идёт несколько быстрее народов-соседей, но существенно их этническая карта не поменялась.



А вот мордва сократилась сильнее, более чем на 20% или на 6 тысяч, что для них много (в 2002 году было 26 тыс. человек). На долях хорошо видно сокращение прежде всего там, где мордвы было не много, хотя по факту что у них, что у чувашей, хотя бы небольшое сокращение наблюдается везде.



А вот удмурты как раз потеряли мало и благодаря этому их в 2010 году стало больше, чем мордвы. Сокращение прошло чуть более чем на тысячу или на примерно 5%. Визуально сокращение и вовсе не наблюдается, что говорит о том, что сокращение соседей идёт в похожем темпе



Марийцы же оказались самыми крепкими представителями финно-угорских этносов, сокращение составило всего чуть более двух тысяч или менее 2%. Из-за масштаба расселения, сокращение более заметно, особенно по фактически списанным долям в Иглинском районе. В остальном же, не мало и мест, где марийцы прибавили, как численно, так и по долям.



Вообще, есть ряд исследований, по которым можно сделать вывод, что колебание между татарами и башкирами происходит также у исторически нетюрксокго населения, которое сначала исламизировалось, а в последствии переняло язык и культуру. Чаще всего, речь заходит о чувашах, марийцах и удмуртах, которые на момент принятия ислама являлись язычниками. Из-за культурной близости, у чувашей исламизация и преобразование в татар и башкир проходило лучше всего. Подробнее об этом можно ознакомиться здесь, здесь и здесь. Уже люди зарождавшегося татарского самосознания, могли примкнуть к сословию башкир и тем самым данная проблема усугубляется ещё сильнее.



Владение языками среди народов Башкортостана. Как видно, у всех народов (даже у русских (а без английского - и у украинцев)) татарский язык идёт третьим после русского и родного (у татар третий язык башкирский). Татарским владеет почти каждый третий удмурт, четвёртый мариец и пятый чуваш

Думаю, что если бы эти процессы пресекались или регулировались российской властью, ареал финно-пермяков выглядел бы более монолитно, хотя и сейчас вполне заметен прерывистый овал от Нефтекамска до Уфы. По состоянию на межпереписной период, такие процессы уже естественно сведены к минимуму и как видно, значительных изменений не наблюдается.



Что касается тюрок, собранных воедино, то тут также значительных изменений не обнаружено, поскольку процентные перескоки между татарами и башкирами происходят в рамках их общей доли и выходят за неё только в виде естественных процессов. Вместе с чувашами, мусульманское население региона выглядит более монолитно.

Сложно сформировать какой-то вывод касательно этого всего. Хотелось бы видеть более реальную ситуацию этносостава Башкирии, но вполне очевидно, что пока этот вопрос находится, как и в Дагестане, в политической плоскости, более-менее точные данные увидеть не представляется возможным.

Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию.

Спасибо

Башкирия, Чуваши, 2002, Тюрки, Татары, Башкиры, Россия, Этноизменения, Финно-пермяки, Марийцы, Мордва

Previous post Next post
Up