Региональные этноизменения, часть 1: Республика Коми

Dec 19, 2021 20:00


Этот пост я пишу, отсылаясь к в своё время сделанной работе. Переделывая на новый, как мне кажется, финальный лад некоторые округа, а конкретно СЗФО, я вспомнил, что перед его выходом я сделал этнокарты нескольких регионов. Ввиду наличия тех же этносов в масштабе округов, региональные карты стали по сути бесполезными.

Я решил в таком случае произвести новый подход, суть которого бы заключалась в отображении межпереписных этноизменений в рамках одного региона. Потому что я просто не уверен, что когда-то меня занесёт делать этнокарты округов в контексте переписи 2002. А субъекты - пожалуйста. Естественно, что все субъекты я исследовать не буду. Пока что остановимся на одном из них - Республика Коми.

Мне показалось, что лучше уместить всё в одну статью, не смотря на то, что республика очень необычная, большая и интересная, со своими уникальными проблемами и особенностями. Тем более, отображая этноизменения, я не добавлю чего-то столь большого, чтобы это потом делить.

С народом коми (сразу оговорюсь, при написании «коми» я имею ввиду представителей всех этносов, у которых эти четыре буквы идут в начале. При конкретизации буду писать более конкретно) русские познакомились очень давно, это чуть ли не первый инородный крупный этнос, интегрировавшийся в российское государство и живущий сегодня. Уже о чётких торговых коммуникациях есть подтверждения с XII века. В последствии они вошли в состав Новгородской республики, вместе с ней - в Москву, ну а дальше понятно. Как же ситуация обстоит сейчас на этнополе, как было и какие проблемы есть? Начнём с общего плана:



Я никогда не сталкивался раннее (а в последствии столкнулся и не раз) с тем, что существование сельского поселения без людей не является проблемой уже более 10 лет. Чёрное пятно на карте - это оно, т. н. Проклятие Коми. Вот версия с ним:



Существующее сельское поселение, с выраженными официальными границами опустело уже по переписи 2010 года (но не по 2002 году), но продолжает существовать. Дело в том, что там содержались заключённые, после того, как в этом отпала необходимость, территория полностью опустела. И её никуда не включили, при том, что теоретически на неё должны выделяться бюджетные средства в рамках муниципального распределения, должна быть хотя бы сельская администрация и т.д., ну да ладно.



Сыктывкар. Одно из менее депрессивных фото города

Что касаемо коми, их принято делить как минимум на два этноса: коми-зыряне и коми-пермяки. На сколько это справедливо зависит от того, что мы понимаем под этносом и этнической группой. Это вопрос отдельного разговора, просто поясню, что я делю их несколько масштабнее: зыряне, ижемцы, пермяки и язвинцы. Теоретически, это могут быть и зюздинцы, но это сейчас не имеет никакого отношения, ведь на территории республики представлены только два этноса - первый и второй. Выглядит это вот так:



Ижемцы имеют собственный диалект, даже с определёнными признаками языка на уровне башкиро-татарского кондоминиума. С культурой тоже самое. Различные народные представители не раз поднимали вопрос об отдельнии  ижемцев от зырян. Потому как минимум отобразить отдельно их не мешало.

Видно, что как минимум у зырян наблюдаются не малые потери в долях, раз некоторые сельские поселения стали иметь русское большинство. Только ли их это проблема, станет понятнее далее.

Посмотрим для начала отдельно положение коми:



И как оказалось, в целом всё так и есть. На ижемских землях коми даже кое-где прибавили, но по факту это не сколько рост, сколько более ускоренное падение числа русских за счёт миграции оттуда. А вот там где зыряне, видны довольно большие изменения в долях. И что самое страшное для них, изменения эти затронули и те места, где коми составляют абсолютное большинство. Обычно, в условиях этноизменений, при всех равных эту условную битву выигрывают те, кого больше. Но не в случае с коми - они падают и в некоторых местах, где ещё по переписи 2002 их было свыше 70%. Не всё получается детально отобразить, ведь даже в градации шкалы 70-90%, по одной переписи одного народа может быть 72%, по другой - 84%, а цвет не поменяется. Из забавного - то самое сельское поселение-тюрьма, не имел у себя коми вообще и это единственное место в республике, где их было меньше 1%.

А что русские? Русские очевидно главные выгодоприобретатели, если можно так выразиться:



Что видно прежде всего? Относительно однородный Усть-Цилемский район и смешанный в том или ином виде все остальные территории. Почти везде русские так или иначе прибавили за парой исключений. Визуально русские всё больше разрубают автохтонный этнос на несколько анклавов.

Всё это конечно очень интересно, но ещё понятнее это будет видно вкупе с цифрами. А цифры вообще неутешительные:



Если в других республиках зачастую было какое-никакое русское присутствие, которое быстро росло, то здесь, при почти моноэтничной Коми АССР русские «выбили дверь с ноги» и заняли пол финно-угорской хаты. Здесь сработало два фактора - промышленный и тоталитарный. В по сути крестьянской республике начали развивать промышленность, как лёгкую, так и тяжёлую. Без кадров это было невозможно, собственно так во многих моноэтничных землях русские и появлялись. Второй же фактор это Коми как европейская (в контексте территории СССР, очевидно) столица системы ГУЛАГ. В 50-ых ГАЛАГ упростили, но места заключения никуда не делись, более того, весомая часть из них существует и сегодня.

Естественно это не могло не отразиться на сегодняшней демографической и культурной ситуации. Не смотря на то, что в туристическом смысле это очень красивая необлагороженная под туризм местность, в головах большинства эта республика ассоциируется либо с холодом, либо с тюрьмой. В общем, с имиджем всё плохо как и с экономикой, всё по классике. Это обидно, ведь в Коми есть что посмотреть, определённо есть.



Многие последствия можно исправить, но с некоторыми из них ещё труднее - возвращаясь к таблице, можно увидеть, что как до, так и после распада СССР доля коми и их общая численность продолжили падать. При этом языком занялись серьёзно и уже давно. В 2011 году Министерство образования Коми ввело обязательное изучение коми языка с первого класса. Его можно изучать как неродной - по 2 часа в неделю и как родной - по 5. Всё это конечно замечательно, но народ не спасает. Более того, к его культурным проявлениям местами очень интересно относятся, хотя тут больше скорее непрофессионализм и банальная глупость, но всё же. Даже взять уровень падения между 2002 и 2010 годами - количество русских упало на 10%, коми - на 20%, украинцев - на 50%, татар - на 33%. Кстати о последних двух - их доля также достаточно существенна, потому карты по ним тоже имеют место быть. Вот украинцы:



Тут собственно в 10 раз уменьшенное повторение русской карты, выделить что-то особо не получится, за исключением Усть-Цилемского района, где их практически нет ввиду того, что район исторически населён русскими старообрядцами, а миграционный приток практически отсутствовал. Видно, что для 2002 года требовалась шкала побольше.

А вот татары:



Самая большая доля в ПГТ Парма, где почти 150 человек формируют 12%-ое присутствие, т.к. в Усинске в целом большое сосредоточение промышленности всей республики. Как видно, татары свои доли практически нигде не потеряли и не прибавили, что является определённым исключением.



Что ещё необычного можно отметить? Почти пять сотен ненцев, более трёх сотен из которых проживают на севере в Воркуте, что вполне ожидаемо. Очень много кучкующихся тюрок, образующих свои парапроцентные диаспоры в отдельных уголках. Пять тысяч немцев, что не мало, расселены ровно по всей республике, не превышая пятипроцентный порог. Та же ситуация с чувашами. Особо выделились лезгины - их чуть больше тысячи в республике, но при этом почти три сотни живут в сельском поселении Волжский, формируя свыше чем 20-и процентную (!(!)) диаспору(1). Ещё в 2002 году доля была ниже в два раза, а их самих - на сотню меньше. Расселены они в обоих посёлках сельского поселения равномерно и подросли равномерно. Даже интересно, как там сегодня.

Из забавного - в одной из единиц 6 удмуртов формируют 17-и процентную диаспору(2). Да, местами проклятие Свердлова (введённый мною термин, раскрывается здесь) проявляет себя и здесь. Ещё можно было бы отметить азербайджанцев, 20 человек формируют более 10% посёлка Ветью(3), если бы не одно но - там тоже колония-поселение, которая закрылась и если верить динамике численности населения, то это уже также пустующее сельское поселение, но его то собственно и упразднили пару лет назад.

Не без помощи ГУЛАГов в Коми сотни представителей европейских народов - балты, поляки, молдаване. В общем, регион куда разнообразнее, чем кажется на первый взгляд.

Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию.

Спасибо

Республика Коми, Этнические карты, Коми, 2002, Украинцы, Татары, Россия, Этноизменения, Русские

Previous post Next post
Up