2. Понятия субъекта и объекта.
Вопрос о независимой от познающего сознания действительности далеко не однозначен, так как в раскрытии здесь нуждаются как понятие сознания, так и понятие независимого от него внешнего мира, так, наконец, и способ, каким следует мыслить отношение между ними
(
Read more... )
Comments 54
Так-таки и невозможно? Я вот легко проделываю эту операцию. Вы чем-то обосновываете невозможность такого сомнения, помимо очевидности?
Reply
Пример можно какой-нибудь такой операции по усомнению имманентного бытия?
Reply
Reply
Тепло, которое чувствуется, - это имманентный объект, а когда Вы спрашиваете, что за этим состоит, то Вы уже пытаетесь выйти за пределы имманентности, совершить трансцендентный переход к тому, что "на самом деле" и как бы сопоставляете (в структуре речи, во всяком случае) тот скрытый трансцендентный объект с имманентным - "непосредственная очевидность тепла ошибочна, ибо [на самом деле] тепло есть отсутствие холода" . Имманентный объект "ошибочен", ибо не адекватен трансцендентному, но само бытие имманентного как имманентного Вы здесь никак не усомневаете (бытие ошибочным быть не может :) ).
( Осмысленность такого сопоставления я не обсуждаю :) )
Reply
Reply
Или в других терминах - можно ли говорить об истинности знании, как об адекватном описании им объекта (природы, скажем) ?
Reply
Reply
Но существует такая точка зрения, которая мне близка, что наука возникла тогда, когда ценностью стало бесполезное :) То бишь полезность и истинность развели как разное, и даже как противоположное. И это как раз и вывело цивилизацию в режим развития.
Проблема же трансцендентности - это как раз такая попытка схватить в философской рефлексии это вот противопоставление полезности и истины. Как я это понимаю. Другое дело, что можно спросить - удалось это им или нет?
Reply
А не являются ли именованные имманентные объекты неизбежно трансцендентными при коммуникации (даже внутренней) ?
Reply
Reply
Reply
Я понял так, что в третьей схеме, субъект имеет некоторые рефлексивные представления о себе самом (о своём имманентном сознании из второй схемы). И вопрос - насколько адекватно он представляет сам себя? Почему не поставить вопрос о соотнесении рефлексивных знаний о себе, с одной стороны, и содержания своего сознания как объекта, с другой стороны. Тогда это отношение точно так же можно трактовать как трансцендентное.
Думаю, вполне можно поставить так вопрос, хотя кантианцы будут, конечно, против, но их трактовка понятия субъекта мне не кажется убедительной (и даже интересной) :)
Здесь надо подумать. Постараюсь вернуться к этому вопрос позже.
Reply
На основании сопоставимости по значению - вода замерзает на обычном морозе, а водка - нет. То, что здесь называется "трансцендентными объектами" отличает свойство их собственной, внутренней множеству таких объектов специфики нетождественности.
Reply
Немного напрягло единственное число объекта в предложении "Мое сознание и его содержание есть в этом случае субъект, а объект - всё то, что не есть содержание моего сознания, и не само мое сознание." и дальше.
Если под единственным трансцедентным объектом понимать трансцедентный мир (надеюсь, что это не имелось в виду), вопрос становится до боли похожим на вопрос о существовании Бога...
Reply
Ну, здесь-то имелось в виду понятие объекта (одно из понятий), поэтому и единственное число. Но вообще-то, я не думаю, что имеет смысл говорить о числе по отношению к трансцендентному :)
== вопрос становится до боли похожим на вопрос о существовании Бога...
Это резонное замечание. Собственно, откуда у Канта ноги растут - именно оттуда и растут: трансцендентное возникает и существует в "производящем созерцании" Творца, а у тварного и конечного чела созерцание пожиже будет и может только тень настоящего обеспечить - феноменальное.
Reply
Leave a comment