Обмеление Куяльницкого лимана в этом году достигло поистине неимоверных масштабов. Уровень воды упал настолько, что стало видно значительную часть старой плотины, во второй половине XIX века разделявшей лиман на две части - северную и южную. Находится плотина прямо напротив села Красноселка, бывшей немецкой колонии Гильдендорф.
1. Вид на плотину с высокого берега лимана в Красноселке
Построили плотину в 1858-59 гг. по проекту военного инженера полковника Рожкова, как раз во время очередного период обмеления лимана и начала промышленной добычи соли лиманах. Первоначально предполагалось превратить всю южную часть Куяльницкого лимана в гигантский бассейн для добычи соли-самосадки. "Первоначальная мысль Рожкова, которую он сам и приводил в исполнение, была сделать из южной части Куяльницкаго лимана самосадочное озеро. Для этого лимана сооружена была плотина в 1375 саженей длиной, шириной 8 саженей, вверху - 3 сажени. Плотина была построена из земли и укреплена накидным камнем, она стоила до 200 тыс. рублей и была совершенно испорчена наводнением 1863 года. В 1864 году плотина была вновь исправлена, на что вновь было издержано 50 тыс. рублей." - пишет в своем труде "Одесские лиманы", изданном в 1867 году, выдающийся ученый-гидролог И. Шмаков.
2. Топографическая карта "трехверстовка" 1869 года, на которой отчетливо видно перегораживающую Куяльницкий лиман дамбу
В 1860-е годы, "благодаря" дамбе, вода из речки Большой Куяльник в южную часть Куяльницкого лимана не попадала вообще. В результате этого за какой-то десяток лет соль выпадала несколько раз, но больше всего - в 1866 году. А чтобы южная часть лимана не высохла - воду в нее несколько раз впускали из моря.
Тем не менее, превратить всю южную часть лимана в озеро-самосадку не получилось - слишком большой был масштаб. Поэтому Новосельский устроил три соляных промысла меньшего масштаба - Корсунцовский, Андриевский (в районе нынешнего санатория) и Северино-Эметовский. Площадь всех трех промыслов составила 104 тыс. квадратных саженей и уже в 1860 году с них получили 64200 пудов соли. В дальнейшем ежегодно добывалось до 5 миллионов пудов соли при годовых затратах на производство до 100 тыс. рублей. Добыча соли на Куяльнике позволила существенно загрузить новопостроенную железную дорогу, грузопоток которой по направлению из Одессы на север был вчетверо меньше, чем объем перевозок зерна и других грузов на экспорт.
С 1875 года началось постепенное повышение уровня лимана в северной части, и плотину перехлестывало водой. Каждый раз после этого ее ремонтировали. Так продолжалось несколько лет, пока в 1878 году плотину не размыло окончательно, и ее забросили. С тех пор плотина, точнее ее участки, идущие от берегов лимана, несколько раз появлялись на поверхности в периоды обмеления лимана. На старых русских картах "трехверстовках" по топографическим съемкам 1869 года плотина отчетливо видна. А уже на австро-венгерских "шпионских" топографических картах обозначены лишь места примыкания плотины к берегам лимана.
3. Фрагмент австро-венгерской топографической карты 1899 года, на которой показаны лишь места примыкания дамбы к берегам Куяльницкого лимана
После прорыва плотины 3 марта 1878 года лиман снова стал одним целым. Исследователь М.П. Рудской в своей работе "О происхождении лиманов Херсонской губернии", опубликованной в "Трудах комиссии по исследованию лиманов" за 1896 г., отмечает, что: "Правление Общества соляных промыслов порешило не исправлять плотину... и прекратить практиковавшееся до сих пор накачивание вод из моря в южную часть лимана."
Сейчас по остаткам плотины можно пройтись на 100-200 метров от берега, не промочив ног. А если надеть рыбацкие резиновые сапоги - то можно перейти лиман от берега до берега. Сама плотина конструктивно состоит из двух насыпей из камня-известняка. Между ними - примерно трехметровое водное пространство, ранее заполненное известняковой крошкой, песком и просто землей, которые за полтора века пребывания под водой размыло. Да и сам известняк, из которого сложена основа плотина, давно утратил прочность и крошится под ногами, а в воде - напоминает густую кашу, а не камень.
Так или иначе, но факт существования плотины доказывает, что нынешний уровень Куяльницкого лимана еще весьма далек от критического. Ведь в свое время, судя по высоте дамбы, вода стояла еще ниже - и лиман не погиб.
Я благодарю за помощь в подготовке материала Романа Козловского, вместе с которым мы 29 октября изрядно попутешествовали по берегам Куяльницкого лимана. Сей текст был написан более месяца назад, но публикуется только сейчас, по причинам, не зависящим от автора.
Моя обобщающая статья по проблемам Куяльника на портале
РЕАЛиТЫА вот что получилось написать об этой плотине у Романа Козловского в
его блоге 4.На обнажившемся дне прибрежной части лимана видны верхушки старых деревянных свай - основы дамбы
5.
6.
7. Соль
8.
9.
10. Дамба уходит на сотни метров в лиман
11.
12. Зеркальные воды лимана
13.
14.
15. На деревьях вокруг лимана полно объявления об услугах по вытаскиванию застрявших авто
16. Вид на Куяльницкий лиман со стороны Межлиманья - на другом берегу Красноселка и дома одесского Поскота
17. Вид на дамбу со стороны Межлиманья, на другом берегу - Красноселка со строящейся церковью
18.
19. Берег, соль, лиман
20. Каменная обсыпка плотины уходит к противоположному берегу
21.
22. При более пристальном взгляде видно, что камень-известняк превратился вот в такую ноздреватую соляную субстанцию
23. Вода в Куяльницком лимане покраснела из-за огромного числа рачков-артемий
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.