Кое-что о протестантской этике

Dec 11, 2009 16:20

В книге Зомбарта «Буржуа» глава, посвященная протестантизму начинается с утверждения, что протестантизм враждебен капитализму «о во всех отношениях» и в особенности «капиталистическому образу мышления». Столь резкое высказывание явно объясняется желанием автора полемизировать с книгой Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». И ( Read more... )

социальная философия, религия, социология, этика

Leave a comment

Comments 9

semen_sk December 11 2009, 18:22:17 UTC
про Протестантизм чуть позже, но для начала к монголам. Тут наверно у меня что-то в голове с историей не так...
" свое время Лев Гумилев говорил, что буддизм, отрицающий жизнь и активность, крайне плохо подходил монголам - людям энергичным и активным. И ничего, пережили, и вели свои набеги под флагом буддизма."
Это о каких набегах идет речь не подскажите?
Это про конец 12 - середину 13 в.?

Reply

k_frumkin December 11 2009, 20:16:37 UTC
Монголы познакомились с тибетской буддийской традицией в XIII веке, во времена правления хана Хубилая, когда в Монголию прибыл один из лидеров школы Сакья - Пхагпа-лама. Помимо Хубилая, тибетский буддизм был принят некоторыми другими наследниками Чингиз-хана, а именно: ханами Чигитай, правившими в Восточном и Западном Туркестане, и ханами Или, правившими в Персии.

Reply

semen_sk December 11 2009, 21:15:03 UTC
ясно, а то я уж подумал, что верование в Сульде при ЧингисХане и Хан Батые отрицается. К поздней период империи в религиозной части у монгол были большие шатания, где-то читал, что до принятия ислама был даже какой-то их правителей (4 года у руля власти) - православный

Reply


semen_sk December 11 2009, 18:32:20 UTC
ну и не удержался, сразу второй репликой ( ... )

Reply

k_frumkin December 11 2009, 20:19:17 UTC
То, что протестанты добиваются больших успехов в бизнесе - непреложный факт. А софистика начинается там, где Вебер для объяснения этого факта начинает привлекать особенности протестантской религиозной этики и философии, которые во-первых открыто антибуржуазные, а во-вторых совершенно убийственно фаталистические.

Reply


1_no_one December 25 2009, 12:19:51 UTC
А разве кальвинизм не утверждает, что успех в делах и в том числе в бизнесе улыбается лишь тому, кто избран Богом. Кому не хотелось быть избранным?

Reply

k_frumkin December 26 2009, 11:25:31 UTC
Да, Вебер на этом и делал акцент, но на мой взгляд это учит фатализму: если ты избран Богом (а решение об этом Бог принял еще до твоего рождения) у тебя и так будет успех в делах.

Reply

maa13 January 15 2010, 01:16:41 UTC
По Веберу, протестант не мог знать избран он Богом или нет. Определить это он мог только по знакам, которые связаны с успехами в профессии к которой он призван Богом (идея профессионального призвания появилась вместе с кальвинизмом). При условии полной отдачи себя профессии, честности и т.д.
То есть, получается, кальвинист сам создавал знаки своей избранности (такая вот хитрость).

Заслуга кальвинизма, по Веберу, что они вернулись к идеалам ветхозаветных пророков и отказались от магических средств спасения души (исповедь, покаяния, посты, и т.п. вплоть до индульгенций).

Отсюда возможность разумного (рационального) осмысления мира. Плюс индивидуализм.

В новых условиях это дало толчок к формированию капиталистической этики.

Кое-что писал о кальвинистах здесь
http://maa13.livejournal.com/3786.html.

Reply

k_frumkin January 15 2010, 09:37:24 UTC
Мне все таки кажется, что поиск знаков избранности - отнюдь не лучшая идеология для стимулирования предпримчивости.

Reply


Leave a comment

Up