Хроника Арканарской резни

May 03, 2014 10:51

После долгого ожидания вчера, наконец, посмотрел фильм Алексея Германа "Трудно быть богом"... Это шедевр!



Прекрасно зная чуть-ли не со школьной скамьи эту вещь Стругацких и уже отчасти представляя по материалам СМИ, чего следует ожидать от фильма, я не без трепета садился за просмотр. Но кино "пошло" практически с первых же кадров и захватило меня полностью. Сейчас, по прошествию трех часов экранного времени, я уверен, что побывал на настоящем Арканаре и верю каждому кадру этого, художественного по сути, но фактически документального кино. Не знаю, в чём уж тут дело. Возможно, я просто оказался весьма подготовленным зрителем: и книгу знаю наизусть, и черно-белая стилистика ленты мне импонирует, и неторопливая манера подачи киноматериала Германом кажется самой здесь подходящей, и вздесущая по Тарковскому, вода в кадре, и, конечно, этот потрясающий кастинг!

Вообще, я не мастер писать рецензии и поэтому лучше просто сошлюсь на интервью самого Леонида Ярмольника, сыгравшего в фильме главную роль. Отмечу лишь, что такое кино в наши дни - явление крайне редкое, смотреть его, безусловно нужно. Такие ленты появляются раз в поколение, а возможно и того реже. Уверен, пройдут годы и, как уже ушли от нас Герман и Стругацкие, когда-то уйдет и Ярмольник, забудутся сотни других фильмов, которые мы смотрим сегодня, а всё значение этого творения Германа только-только начнёт приоткрываться, прочно заняв своё место среди таких шедевров мирового кино, как "Андрей Рублёв" Тарковского и "Кин-дза-дза" Данелии. А ещё по ходу просмотра, мне почему-то припомнилась роль Жанны д'Арк в исполнении блистательной Инны Чуриковой в фильме Глеба Панфилова "Начало" (1970). Возможно, кстати, что роли благородного дона Руматы в творчестве Леонида Ярмольника суждено стать лучшей.

P.S. Цитирую Ярмольника из интервью по ссылки выше. Его слова о неторопливой, скурпулёзной манере работы Алексея Германа очень мне, как фотографу-плёночнику, созвучны:

"Оно [кино "Трудно быть богом"] такое неторопливое, потому что совпадает с неторопливым ритмом Германа. Он ведь никуда не торопился, он не хотел ошибаться. Часто задают вопрос: почему так долго? Ведь у вас все было: и специалисты, и группа, и даже деньги были, хоть и с небольшими перебоями. Так вот, эта медлительность была обусловлена только скрупулезностью Германа, его желанием сделать именно то, что он хочет. Вот, к примеру, когда мы снимали убийство Ари, Герман хотел, чтобы стрела именно так вошла в затылок и чтобы именно так пульсировала кровь. Четыре или пять месяцев мы на это потратили, какие только специалисты к нам не приезжали!.. Год снимали собаку, пронзенную стрелой, - не могли снять. Вы же понимаете, что сегодня хорошие компьютерщики ему бы это сделали за какие-то 10 тысяч долларов в течение двух дней. Не хотел. Хотел, чтобы все по-настоящему..."

UPDATE: Очень интересная рецензия на ТББ Германа от moscow_shvonder - Невероятный, трудный и загадочный «Трудно быть богом», в которой автор проводит ряд прелюбопытнейших параллелий, в том числе с "Мастером и Маргаритой" Булгакова. Настоятельно рекомендую.

cinema, sci-fi

Previous post Next post
Up