Как все начиналось. Маршрут по дням Москва - Рига - Барселона - Фигерас. "Франция, мы приближаемся к тебе!" Как я выбирала "домик в Провансе" А там еще немного и Прованс Жили-были, или домик в Провансе в деталях Прогулки по Провансу. День первый (Горд - Деревня Бори - Оранж - Вер Понт дю Гар) Прогулки по Провансу. День второй (Л'Иль-Сюр-ла-Сорг - Авиньон) В этот день нам предстояло попрощаться со столь полюбившейся нам Моник и округом Воклюз и отправиться в сторону Лазурного берега.
Уезжать оказалось совсем непросто. После завтрака я медленно обошла вокруг дома, посидела у бассейна, искупаться в котором не хватило времени, подержалась за оливу и даже зарыла под ней пятирублевую монету, чтобы вернуться. Хотелось как следует насладиться царившим здесь спокойствием и красотой и как можно на дольше сохранить в памяти цвета, запахи, ощущения.
Пора было выдвигаться, но я не могла, никак не могла смириться с тем, что придется покинуть этот райский уголок. Мне не нужны уже были ни Канны с их красной дорожкой, ни Ницца с Английской набережной, ни даже Париж, о котором я так мечтала. Все казалось каким-то неважным. Все, кроме этого магического места.
Я изо всех сил искала повод, чтобы задержаться. Мелькала даже шальная мысль послать к черту все дальнейшие планы и остаться здесь. Но в споре с самой собой здравый смысл все-таки одержал верх, и, убедив себя, что в Прованс я хотела только последние полгода, а о Париже мечтала всю сознательную жизнь,
ушла собирать вещи.
Поблагодарив Моник за теплый прием, вручив ей российских гостинцев и сфотографировавшись на память, мы сели в машину. Сердце щемило, по щекам катились слезы. Это было первое место за шесть лет путешествий, откуда я уезжала со слезами. Алан пребывал в похожем настроении.
Немного погрустив, мы наконец взяли себя в руки и двинулись в путь.
К вечеру мы планировали добраться до заказанного на следующие три ночи домика в деревне Муан-Сарту, расположенной в 10 км от Канн, а по пути заехать в деревеньку Гу, посмотреть вниз Мон Ванту (горы Ветреной), поколесить среди лавандовых полей в районе деревушки Со и проехать через Вердонское ущелье. Но прежде чем покинуть здешние места, мы заехали в Русийон, чтобы посмотреть городок (ну не поворачивается у меня язык назвать его деревней) при свете дня (до этого мы попадали туда только на поздний ужин), а заодно и купить что-нибудь вкусненькое в дорогу на рынке, который там разворачивается как раз по четвергам.
На рынке мы застали уже знакомую нам картину - овощи, ароматные дыни, сыры, прованские травы, лаванда и многое другое. Первым делом в "потребительскую корзину" пошла дыня, потом персики, яблоки, груши, маленький кусочек пармезана, по 100 граммов оливок и маринованного чеснока, несколько пакетиков лаванды и прованских трав на сувениры, а в завершении и маленькая пластмассовая зебра в домашнюю коллекцию (я вам ее потом как-нибудь покажу).
Часы пробили двенадцать, торговцы постепенно начали собираться, а мы, сделав еще один кружок, пошли гулять по двум центральным улочкам (а что вы хотели при населении в 1200 человек!), благо погода, как и в предыдущие дни стояла отменная.
Как таковых достопримечательностей в Русийоне немного - здание администрации, церковь на сопке, видовая площадка ну и миленькие оплетенные виноградом дома. Но нам и этого вполне хватило, чтобы застрять там еще часа на полтора. Да и сувенирные лавки сыграли свою роль, облегчив кошелек на 60 евро и утяжелив чемодан килограмма на 4 каменным панно ручной работы. Приветливый голландец с радостью вручил мне упакованное изображение провансальского дворика и почтовый адрес, куда можно при желании направлять заказы. Отсутствие интернет-сайта он объяснил боязнью подавать идею китайцам, которые молниеносно копируют любые изделия, составляя тем самым конкуренцию местному населению. Вот такие вот сложности.
Попрощавшись с голландцем и Русийоном мы поехали в Гу, проведав по пути так полюбившиеся нам за эти дни виноградники.
Кстати, розовые кусты высажены не для красоты, как я сначала думала, а для того, чтобы вовремя отследить болезнь или вредителей, на которые розы гораздо быстрее реагируют, чем виноград.
Центральная площадь
Гу (Goult), где о том, что это площадь говорила лишь надпись и памятник погибшим воинам в центре, поразила нас абсолютным безлюдьем и тишиной. Единственное место, где наблюдалась жизнь - это два, расположенных рядом ресторанчика, в которых те, кто еще не успел отобедать, набивали свои желудки перед сном. Остальные улицы постепенно погружались в дремоту, прикрыв окна ставнями. И лишь из редких домов доносились приглушенные голоса и стук столовых приборов.
Мы пошли в сторону мельницы, не уставая восхищаться по пути живописными, фотогеничными фасадами.
Наверху, у мельницы, сосредоточенно трудились за своими мольбертами два художника - пожилые мужчина и женщина. И тут я подумала, что Прованс - идеальное место для творческих людей, потому что где же еще творить, как не здесь. Все вокруг буквально подталкивает взяться за кисть, перо и запечатлеть эту простую деревенскую, но безумно милую красоту. Будь у меня возможность прожить там какое-то продолжительное время, я бы точно писала стихи, рисовала (пришлось бы научиться), вдумчиво фотографировала, но пока, к сожалению, хватило времени только на репортажную съемку.
После Гу мы продолжили двигаться в направлении Муан-Сарту, но не напрямую, а заложив серьезный крюк через вершину горы Ванту, уж больно интересно было посмотреть на Альпы и Средиземное море с высоты птичьего полета.
Гора Ванту (Mont Ventoux) - одна из главных природных достопримечательностей Прованса. Если смотреть на вершину издали, то кажется, что она в снегу. Но, это, как говорится, "только кажущаяся видимость". На самом деле гора белая из-за цвета почвы и убывающей, а к вершине и совсем исчезающей, растительности, в чем мы и отправились удостовериться.
Дорога на верх оказалась довольно крутой и извилистой. Мы преодолевали ее на машине, но были удивлены, с какой легкостью это делали периодически попадающиеся велосипедисты. Лично у меня кружилась голова, правда, не уверена было ли это от резких поворотов или от вида мужчин в велосипедках. В общем, ехать было нескучно.
Оказывается, каждый год, с мая по конец октября находится немало желающих покорить вершину на своем двухколесном друге. Для них есть маршруты разной степени сложности. Склон, обращенный к Со считается самым легким из-за довольно умеренного уклона (4-5%) и предполагает подъем на 1200 метров. В отличии от него, северный и южный склоны не столь просты и располагают более серьезным уклоном (до 10%) и высотой подъема в 1600 метров. Со всех сторон подъемы размечены указателями и происходят по хорошо асфальтированной дороге (подробнее описание маршрутов можно посмотреть
здесь).
Людей, совершающих пешее восхождение, мы не встретили, но, думаю, и такие имеются, хотя предполагаю, что идти по асфальтированной дороге не столь интересно, как ехать по ней на велике.
Несмотря на то, что 1912 метров (1909 по разным данным) над уровнем моря - это не так и много, но климат на вершине совсем другой. Влажно, холодно и ветрено. Благо, у меня была с собой легкая курточка на синтепоне, рассчитанная на парижские 13 градусов, иначе пришлось бы отсиживаться в машине. Да и в куртке было не сказать, чтобы очень комфортно.
К сожалению, из-за облачности, видимость на вершине была не очень хорошей, и сделать "шедевров" не получилось, но кое-что я все таки сняла.
Эти фотографии сделаны с вьюпоинта, несколькими сотнями метров ниже пика.
Ну а эти уже с самой вершины.
На съемку и прогулки мы потратили минут двадцать. Этого вполне хватило для того, чтобы насладиться свежим воздухом, простором и видами, купить разноцветных жевательных конфет у колоритного афроамериканца и, потирая замерзшие уши ладошками, вернуться в машину.
Дальше наш путь пролегал через лавандовый центр Прованса - деревушку Со и Вердонское ущелье.
Не зря
Со (Sault) называют лавандовой столицей Франции. Если в окрестностях Русийона (округ Воклюз) среди фруктовых садов и виноградников лаванда встречается не часто, то местность рядом с Со буквально покрыта огромными лавандовыми полями (в августе там даже проводит фестиваль лаванды с соревнованиями по ее сбору, песнями, плясками и деревенскими обедами и ужинами). Жаль, что к моменту нашего прибытия (конец сентября) сбор урожая уже закончился, и на полях виднелись лишь ровные ряды аккуратно подстриженных "ежиков". Честно говоря, я даже не сразу поняла, что это такое.
Разгар цветения лаванды приходится на июль-август, но, забегая вперед, скажу, что в поездке в этом году уже 12-13 июня мы несколько раз встречали фиолетовые поля в Воклюзе. Конечно, еще далеко не все бутоны к тому моменту распустились, и цвет был не такой насыщенный, как на популярных фотографиях, но все равно вид был потрясающим. В это же время в районе Со, видимо, из-за климатических различий, лавандовые поля оказались еще абсолютно зелеными.
На подъездах к Со прямо на дороге стоит небольшой киоск с надписью La Fermes aux Lavandes, где продается всякая всячина из этого ароматного растения, начиная от саше и заканчивая джемами и медом. Джем я не пробовала, а вот мед оказался очень вкусным - небольшую баночку привезли и домой.
В Со мы пробыли минут 30, пятнадцать из которых по милости навигатора потратили на кружение по узким улочкам на машине в попытках выехать в нужном нам направлении.
Наконец победа над навигатором была одержана, и мы отправились в сторону
Вердонского ущелья (Verdon Gorge).
К нашему большому разочарованию ущелье не получилось посмотреть даже одним глазком, так как подъехали мы к нему уже в темноте, а оно, как в этом году выяснилось, вполне достойно внимания. Полная зловещая луна и извилистая, вырубленная в скалах дорога придавали остроты ощущениям. Казалось, если остановиться и открыть окно, можно услышать как воют волки. От одной мысли об этом становилось как-то не по себе, а тут еще и выяснилось, что у нас заканчивается бензин.
Вероятность в ближайшее время встретить работающую заправку (да и неработающую тоже) стремилась к нулю. Отсутствие другого транспорта на дороге тоже не добавляло оптимизма. Встречные машины попадались примерно раз в 20 минут. Короче, вечер переставал быть томным. До ближайшего населенного пункта, где тоже не факт, что будет работающая заправка, еще было пилить и пилить. Алан изо всех сил старался экономить топливо, не разгоняясь и пуская при первой же возможности машину под горку самокатом. И о чудо! Мы продержались почти до Граса, где наконец-то нашлась заправка. Ну а оттуда до дома в Муан-Сарту было уже рукой подать.
В
Муан-Сарту (Mouans Sartoux), мы прибыли часов в одиннадцать вечера, что, как вы понимаете, по местным меркам уже глубокая ночь. Заспанная Манон (хозяйка дома) открыла нам дверь и стала по-французски (это был единственный возможный язык общения) объяснять, что здесь и как. Мой уставший мозг плохо улавливал информацию и уж тем более отказывался генерировать правильные фразы. Но тем не менее, мы как-то друг друга поняли и, разобравшись с необходимым, решили все остальные беседы отложить до утра.
Вот так закончились наши прогулки по деревенскому Провансу. И, подводя итог, хочу сказать, что трех дней на этот очаровательный регион совершенно недостаточно. Если бы я сейчас планировала поездку, то выделила бы, как минимум, дней семь (что мы, впрочем, и сделали в этом году). Конечно, и за неделю можно посмотреть только небольшую часть желаемого, но этого уже будет достаточно для составления более полного впечатления.
А по хорошему туда совершенно спокойно можно заезжать на две недели для полного расслабления и отдыха от городской суеты и шума.