Продолжение статьи о комбайнах.
Начало. Продолжение #1 (вы находитесь здесь)
Продолжение #2 Окончание АТЗ А-41
Ранее, когда комбайнов ещё не было, а вопрос привода молотилок уже надо было решать, их приводили от локомобилей
и стационарных моторов.
Стационарный паровой двигатель
У локомобиля много плюсов (простота, надёжность, всеядность), но есть и минусы, например, архаичность, пожароопасность и долгий запуск. Для обслуживания локомобиля нужна прочти что железнодорожно-паровозная инфраструктура.
Стационарный мотор или поставленный на телегу, такой себе аналог локомобиля на минималках, тоже устраивал далеко не всех. Стационарный был тяжёл, также архаичен и громоздок, и требовал повышенного к себе внимания, а поставленный на телегу вроде бы становился мобильнее, но и только.
Долго такое продолжаться не могло, и за дело взялись профессионалы от механизации. Для привода механизмов, а также для вспашки и прочих методов обработки почвы, механикусы запилили специально обученный агрегат под названием "трактор".
Паровой трактор
Вообще, слово "трактор" означает "тягач", и поначалу он в основном заменял лошадку, тягая разные плуги и косилки, и не более того, но довольно быстро его научили вращать ремнём разные механизмы, требующие привода через вращение, в том числе и молотилки. Изначально трактора были паровыми и фактически представляли собой локомобили, но с мюнгхаузеновским кунштюком по части таскания себя самого: сначала их заставили добираться до места действия самостоятельно, а потом, смекнув, что дури явно хватит для того, чтоб тащить за собой повозку, пристроили тележку, а в дальнейшем и плуг.
Машина вышла замечательная, но основные проблемы парового принципа изжиты не были. Поэтому на трактор попытались взгромоздить двигатель внутреннего сгорания, и это получилось.
Трактор с двигателем Отто.
Потом прошли годы, конструкция несколько устаканилась. Трактор тащил большую косилку, косил зерновые культуры, потом их сгребали из валков и тележкой подвозили к молотилке. От молотилки обмолоченное, неочищенное зерно, тележкой, перевозили к месту обработки и хранения. Процесс был очень утомителен, особенно в части сгребания валков и доставки их к молотилке.
Процесс обмолота, кликабельно.
Молотилка и приводящий её в действие трактор.
И тут произошёл следующий ловкий шаг: одному хитрому инженеру пришла в голову мысль - а что, если к молотилке пристроить жатку (усовершенствованную косилку, они уже появились), и так тащить её вдоль поля?
Выйдет удобно: не надо сгребать сжатое жаткой, знай себе едь, а молотилка обмолотит на ходу, надо только всё как следует продумать.
И именно так, появился наш герой - Комбинированный Уборщик Урожая, а именно так переводится название Combine Harvester, в нашем обиходе сокращённый до термина Комбайн.
Примитивный комбайн Холт/Коммунар
Сначала и довольно долго, комбайны были прицепные, их агрегатировали с тракторами, которые их тащили и, зачастую, также и приводили их агрегаты.
Прицепной зерноуборочный комбайн С-6 с трактором СХТЗ
Потом, на комбайн был поставлен двигатель, например, автомобильный.
Комбайн РСМ-8 и трактор ДТ-54
Позже, инженеры провернули мюнгхаузеновский трюк и с комбайном, заставив его ещё и передвигаться самостоятельно.
Сталинец С-4
Но сегодня не столько о комбайнах, сколько об их моторах.
Довольно долго альтернативы автомобильным бензиновым ДВС не было альтернативы; тогдашние дизеля были громоздки, сложны и тяжелы.
Позже проблему удалось более или менее решить.
На отечественных комбайнах, ещё прицепных, применялись различные агрегаты, например, двигатель ГАЗ-НАТИ на основе двигателя автомобилей ГАЗ-АА, ибо других просто не было.
Двигатель ГАЗ-А
Также удалось пристроить и двигателя автомобилей ЗиС. На довоенных больших прицепных РСМ-ах стояли именно они, да и на послевоенных тоже.
Двигатель ЗИС-5 на комбайне.
До прихода дизелей, рулили именно они.
Потом пошла в производство серия харьковских дизелей СМД-7. Они ставились на тракторы ДТ-54 и комбайны СК-3.
Дизельный двигатель СМД-7
Дизель был хорош, но требовал улучшения характеристик, механикусы постоянно его улучшали, и получилась неплохая, по тем годам, серия СМД-14.
Дизельный двигатель СМД-14
Их вполне хватало тракторам, но комбайну требовалась повышенная мощность при небольшой массе, поэтому к дизелю СМД прикрутили турбокомпрессор и перенастроили ТНВД, и получился СМД-15К, турбированная комбайновая модификация.
Дизельный двигатель СМД-17К
Он долго и упорно трудился на полях, а механикусы долго и упорно трудились над ним. Получились у них СМД-17К, СМД-18К и, наконец, СМД-22К и СМД-23К.
Продолжение следует...