горный алтай с малышом. часть 1. эдиган

Aug 31, 2011 14:22

Вступление

День 1. Подъем

Действовали мы по плану. Заехали на машине за поселок Эдиган, выбросили вещи. Мы с Валей остались загорать на солнышке, Слава поехал в поселок, чтобы оставить машину. Потом вернулся к нам пешком. Надели мы рюкзачки и пошли. У Славы был большой 120-литровый рюкзак с палаткой, спальниками, ковриками, нашей и Валиной одеждой, частично с едой, штатив и маленький, но тяжелый фоторюкзак впереди. У меня впереди была Валя в «кенгуру», а сзади - небольшой, но тяжелый рюкзачок с едой. Вода на маршруте была, мы шли вдоль ручьев (р. Эдихта, р. Адылда). Вале я брала маленькую бутылочку воды из магазина, но она ее пила мало, чаще требовала грудь.

Сначала мы шли по грунтовой дороге без набора высоты, по дороге встречались чудесная грязь, сплошь покрытая сидящими на ней белыми бабочками. Они не двигались с места до тех пор, пока не начнешь сгонять их рукой или ногой, тогда они дружно взлетали вверх, образуя белое облако - очень красиво! Дошли до отдаленного от деревни домика, от которого начинается крутая (по моим меркам) туристическая тропа, и полезли вверх. Тут Валя начала проявлять свое недовольство. Наверное, ей просто надоело сидеть в «кенгуру» и она захотела большей свободы, не тут-то было: мы все идем и идем. Останавливаемся для отдыха, отходим в сторону от тропы, чтобы присесть на какое-нибудь бревно, тут же на нас нападают клещи (буквально на каждой остановке приходилось снимать клещей с меня или Славы). Валя, когда ей надоедает все, начинает плакать. Тогда приходится останавливаться, брать Валю на руки и успокаивать (чаще всего грудью, Валя без нее вообще не могла долго обходиться). Когда Валя успокаивалась или засыпала, мы осторожно усаживали ее в «кенгуру» и шли дальше. Пока она не просыпалась, можно было спокойно идти. А когда просыпалась, приходилось чаще останавливаться, отвлекать ее, расстилать коврик, чтобы дать ей отдохнуть и поползать.

Таким образом, в первый день мы прошли 4 часа и набрали всего метров 500 высоты. Нашей первой целью был перевал Таманёл (2090 м, н/к), но в первый день мы до него не дошли. Мне было довольно тяжело. Общий вес моего груза был около 17 кг (Валя около 7 и продукты около 10) - не такой уж большой. Но отсутствие физических тренировок и затяжной подъем в первые часы нашего похода не дали мне уверенности, что я смогу пойти дальше. Точнее, я смогла бы, но это была бы черепашья скорость, с учетом Валиного недовольства происходящим. Поэтому мы решили, что на следующий день я с Валей останусь в палатке, а Слава налегке (с одним фоторюкзаком и штативом) сбегает на перевал и пофотографирует.

Палатку пришлось ставить прямо на косогоре, так как относительно ровных горизонтальных площадок вблизи тропы мы не увидели (крутой склон), а отходить сильно в сторону мы не хотели, да и поздно уже было искать что-то (было 8 часов вечера, накопилась усталость, Вале пора было ложиться спать). Мимо нас по тропе спускаются в поселок 3 всадника - муж с женой и сыном, местные (из Эдигана). Мы уложили Валю спать в палатку, нашли еще трех клещей, приготовили себе ужин, поели, посидели у костра и тоже пошли отдыхать. Ночью слышали, как мимо палатки (казалось - совсем рядом, вот-вот растопчут) проносятся лошади, которых алтайцы выпускают пастись на волю.

День 2. Дневка

Просыпаемся, готовим завтрак, едим, отдыхаем. Вверх проходит группа всадников - школьники и двое сопровождающих взрослых. Слава ушел (в компании Pentax и Cullman), а мы с Валей остались пережидать жару в палатке (днем было около 30 градусов). Валя прекрасно себя чувствовала и в палатке, и в тамбуре: ползала, играла погремушками, ела, спала. Я вылезала иногда из палатки, но долго находиться на солнце не могла. Не знаю, как бы мы шли по такой жаре, да по-прежнему - в гору. Неподалеку есть деревья с тенью, но отходить от палатки мне не хочется. Весь день в окрестностях пасется небольшой табун лошадей (7-8 голов), возможно, именно они проносились ночью мимо нашей палатки. Всюду цветут огоньки (ниже на фото их 19).

К заходу солнца (около 18-19 часов) жара спала, а после захода - стало холодать. Сижу у костра, Славы еще нет. Та же группа школьников спустилась обратно. Через некоторое время появляется еще один всадник, который спешивается, подсаживается к костру, знакомится со мной. Это молодой парень-алтаец, зовут его тоже Женя, живет в Эдигане. Предлагает быть нашим сопровождающим в конных походах по этой местности, я принимаю к сведению это предложение. На этой оптимистичной ноте мы расстаемся, он продолжает свой путь, а я остаюсь снова одна. Слава вернулся часом к 9 вечера, успел подняться на перевал, немного спуститься, пофотографировать (следующая фотография снята на перевале). Мы поели и легли спать.

День 3. Спуск

Утро прошло как обычно: подъем, завтрак, сборы. Сборы затягивались тем, что Вале нужно было то покушать, то поиграть, то поменять ползунки или памперс, то поспать. К обеду собрались, и снова Валя уснула. Положили ее на коврик под деревом. В это время вверх проходила группа из 7-8 человек. Увидев нас они уже намеревались остановиться и пообщаться, но мы сделали им молчаливые знаки, кивнув под дерево (тогда Валя у нас спала чутко и часто просыпалась). Удивленные видом мирно спящей Вали, они продолжили свой путь.

После Валиного полноценного сна мы двинулись обратно. К моему удивлению, дорогу вниз Валя восприняла с большим воодушевлением, чем вверх. Возможно, она уже немного привыкла к пешему путешествию, и надо было его продолжать, а не завершать? После 4-часового спуска мы остановились под деревом отдохнуть. У меня идти дальше сил уже не было, поэтому дальше Слава пошел один за машиной в поселок (к месту, где мы остановились, уже можно было подъехать).

Пока мы с Валей ждали его, мимо нас проехали сначала два всадника (мужчина и женщина), потом еще один, немолодой мужчина, который остановился поговорить. Представился Баранкиным Владимиром Петровичем, сказал, что сам из Академгородка, что часто водит группы в конные походы по Алтаю. Поговорив со мной, он поехал дальше. Потом вернулся Слава на нашем автомобиле, и с небольшими приключениями мы добрались до турбазы «Эрлагол», Слава нашел профессора, они с ним поставили уже в полной темноте палатку, и мы уснули. Точнее, уснула только я, так как Валя заснула еще в машине, ее просто перенесли, а Слава с профессором отправились на неформальное закрытие конференции (банкет).

На этом наш первый маленький поход с ребенком завершился. И хотя мы прошли значительно меньше, чем планировали,  мы сделали очень важные выводы.

Выводы

1. Ходить в походы с ребенком можно и нужно;2. Если в течение года перед походом родители не получали регулярных физических нагрузок, сравнимых с нагрузками в походе, за несколько месяцев до похода необходима специальная физическая тренировка.
3. Планировать раскладку (питание в походе) надо более тщательно, чтобы не тащить "лишний вес".
4. Возможно, лучше ходить небольшой компанией, чем двое взрослых и ребенок, т.к. в этом случае "общественное" снаряжение более рационально распределяется между участниками, ну и другие плюсы есть.