Фантастическое

Nov 16, 2014 13:52

Финальная речь Гулли Фойла целиком посвящена проблеме достоинства человека в гностическом мире. то есть гулливер живет в мире, где реально существуют избранное талантливое и прекрасное меньшинство и отверженное тупое бессмысленное некрасивое большинство, оруэлловские пролы. Эти низшие - без культуры, без самосознания, без ума, их надо вести, ( Read more... )

фантастика, литература, гностицизм, Стивенсон

Leave a comment

Comments 11

ninaofterdingen November 16 2014, 09:05:04 UTC
"Анафем" я не читала, упомянула с чужих слов и видимо правильно. Цепочка миров это стопроцентно гностическая идея.

" Соответственно земная Церковь, монастырь и пр. искажение более правильно формы того, что есть в "Анафеме". Монах-ученый, монастырь теоретиков нечто более близкое идеалу, чем христианские монах и монастырь в нашем мире. " - Вот это оно самое и есть. Религия без онтологической основы, вера без Бога, христианство без Христа как высшая форма. Я такого и ожидала. Это устройство мира смыкается с бестеровским, разрыв между двумя видами людей сохраняется, в то время как в христианском мире такого нет. Христианский монах в монастыре молится за весь мир, а не занимается игрой в бисер ради самой игры, чистой духовностью, которая не имеет никакого отношения к оторванным от ученой элиты мирянам.

Reply

jim_garrison November 16 2014, 09:58:04 UTC
Я, собственно, сам всегда готов разоблачить в ком-нибудь гностика, но вот так сходу не стал бы утверждать:)

Протестовал я против той (и, видимо, не вашей) точки зрения, что там ученные выродились к секту. Нет, там вполне здоровый институт.

"Цепочка миров это стопроцентно гностическая идея."
---
А может неоплатоническая?

"Вот это оно самое и есть. Религия без онтологической основы..."
---
Нет там религии:) Вернее есть, но как нечто критикуемое. У людей научное знание. Философская концепция, методологическая интерпретация, научная гипотеза, и оба-на - экспериментальное подтверждение.

В книге нет творения и творца, есть законы природы, нет к нему (демиургу) претензий за творение, есть законы природы. Нет чистой духовности, есть научное знание, нет презрения к материи, к физическому труду, к телу (напротив, ученые-теоретики-монахи занимаются физическим трудом) и пр. Правда с продолжением рода там сложности. Не все так однозначно (с)

Reply

ninaofterdingen November 16 2014, 10:56:59 UTC
=Протестовал я против той (и, видимо, не вашей) точки зрения, что там ученные выродились к секту. Нет, там вполне здоровый институт.= - Нет, идея моя. Наука, заменяющая религию, это всегда признак вырождения, особенно в той культуре, где созданы обе книги.

="Цепочка миров это стопроцентно гностическая идея."
---
А может неоплатоническая?= - Может. В те времена, когда великие неоплатоники были и великими гностиками, разница невелика. Оба этих течения пытались сходными методами решить одну и ту же проблему сотворения из ничего и существования зла.

Религия это не культ, это основа мировоззрения. То, что нужно жить, строить свою судьбу и создавать-не создавать семью в зависимости от экспериментального подтверждения теорий, уже не научная идея, а религиозная. Такую квази-религию видно с первых же страниц.

Reply

jim_garrison November 18 2014, 05:01:51 UTC
Вы избыточно широко трактуете гностицизм. И здесь, и по ссылке. Пожалуй, я опишу пару ошибок.

Reply


anonymous November 16 2014, 10:24:46 UTC
Анафем читал. Где там цепочка миров: высший - низший?
Там концепция бесконечного множества разветвляющихся миров, которые отражают разные варианты развития событий.
Где там религия с верой во что-то высшее? Там религия сведена до уровня ритуалов.
А в конце книги один из монашеских орденов вообще оказывается внешней оболочкой для ученых.

Юрий

Reply

jim_garrison November 16 2014, 10:33:40 UTC
"Анафем читал. Где там цепочка миров: высший - низший?"
---
Так.

А как же просачивание информации из одного мира в другой? Из условного "верха" в условный "низ"?

Как соотносятся между собой мир Анафема, мир нашей вселенной (наш он ибо там есть Гуссерль, которого мы знаем и нежно любим:), и тех, которые первые построили корабль для путешествия между мирами?

"Там концепция бесконечного множества разветвляющихся миров, которые отражают разные варианты развития событий."
---
Вот это то, что я обозначил "там есть еще и их "горизонталь"

"Где там религия с верой во что-то высшее? "
---
Это не ко мне.

"А в конце книги один из монашеских орденов вообще оказывается внешней оболочкой для ученых."
---
Там все монашеские ордена - ордена ученых. А тот, который "оказывается", он в отличие от остальных тайный, а не легальный.

Reply

anonymous November 16 2014, 10:56:41 UTC
Как соотносятся между собой мир Анафема, мир нашей вселенной (наш он ибо там есть Гуссерль, которого мы знаем и нежно любим:), и тех, которые первые построили корабль для путешествия между мирами ( ... )

Reply

jim_garrison November 16 2014, 11:12:11 UTC
"Я понял что миры существующие параллельно. Один из монахов нашего мира умел выбирать в какой мир перемещаться. Под это в книге подведена цела мировозренческая концепция ( ... )

Reply


Leave a comment

Up