Facebook убивает блоггерство

Oct 26, 2011 15:23


В последнее время в ЖЖ возросло количество "самоубийств" в пользу страничек на Facebook. Украинский журналист пишет о скорой смерти ЖЖ. Другой известный украинский журналист Вахтанг Кипиани в своем блоге написал прощальный пост и указал, что полностью переходит в соц. сеть: " ...  в певний момент з"явилося відчуття, що пишеш у порожнечу".

Проблема оттока блоггеров в Фейсбук не столько проблема самого блог-сервиса (хотя стоит отдать должное морально устаревшей технической платформе, слабому юзабилити и регулярным траблам с доступом к блогу), как результат "популистских" возможностей социальной сети.

Фейсбук значительно снижает стандарты и требования к контенту автора. Приведу несколько примеров. Украинский журналист Мустафа Наем запостил один и тот же контент у себя в ЖЖ и на Фейсбуке. Результат: в ЖЖ всего 3 комментария, на страничке в Фейсбуке - 25 комментов и 78 лайков. Несколько месяцев назад тот же Мустафа выложил самый популярный баян интернета - речь Стива Джобса в Стенфордском университете. И даже на него откликнулась аудитория - с десяток комментариев и несколько лайков. В ЖЖ подобный контент максимум получил бы комментарий "баян", в худшем - был бы проигнорирован сообществом.

Фейсбук, в силу своих технических особенностей и психологии пользователей, дает любому маломальскому пользователю сети почувствовать себя востребованным блогеров, контент которого пользуется вниманием у аудитории. В то время, как блог-платформы, в том числе и ЖЖ, ставят высокие требования и стандарты к публикуемым постам. В Фейсбук ты можешь спокойно размещать баяны, вставлять цитаты известных людей, добавлять пару предложений с мыслями к какой-то новости и генерировать фидбек аудитории. Минимум затраты времени, умственных усилий и максимум эффекта.

В то же время блогосфера постепенно развивается, сегментизируется, блогеры обростают постоянными читателями, которые требуют все новых и новых идей, проектов. Это стимулирует авторов готовить более качественный и уникальный контент, искать незаезженные темы.

Говоря о психологии потребления информации, стоит остановиться на специфике привлечения аудитории. В Фейсбуке люди добавляют в друзья прежде всего человека, а его контент - сопутствующий товар. В то время как в ЖЖ все наоборот - с начала контент, а потом - человек. Опять же возвратимся к Наему: в ЖЖ у него немного более яем 1000 друзей, а в Фейсбуке - более 6 тыс. (вместе с подписчиками). Следовательно, тебе легче получить оптимальный размер аудитории, которой ты будешь скармливать баяны.

Почему все это опасно для блогерства? Вы часто в Фейсбуке встречаете объемные и глубокие материалы? Нет, краткие отрывочные мысли или суждения. Вам легко найти нужный материал того или иного автора (хотя бы по тегам, как это есть в ЖЖ)? Нет, контент пропадает в бесконечной ленте обновлений.

Я заметил по своим знакомым, которые раньше вели ЖЖ и писали (с разнгой частотой) содержательные посты, которые интересно было читать. Сейчас же их активность в Фейсбуке сводится к тривиальным и банальным комментариям. Они убили в себе блогера, точнее Фейсбук сделал сие за них.

Фейсбук, безусловно, практически уникальный и идеальный инструмент для генерации трафика и распространения контента в сети. Но называть его генератором интересных и уникальных материалов - наивность и самообман. С другой стороны нет ничего удивительного в оттоке пользователей с ЖЖ. Это люди, не выдержавшие конкуренции, для которых блог был возможностью ввкладывать фотки и общаться с оффлайновыми знакомыми. Они просто переселились на иную платформу.

Для настоящих блогеров сейчас важно не поддаться всеобщему психозу и "наращивать" собственную уникальность.

web 2.0, livejournal

Previous post Next post
Up