Многорукий Фибоначи: второй, точнее, первый манускрипт Liber Abaci

Mar 03, 2023 20:27

Напоминаю из предыдущей серии:
нижняя часть первой страницы манускрипта МН-2 (с уже явно другим почерком и другим стилем письма, сокращений) содержит уже как бы автобиографию (!!!) автора! а именно со слов «Cum genitor meus a patria…» (буква «С» в «Cum» взята в арабеску) - то же самое помещено в печатное издание как бы с этого манускрипта, т.е. его версия, транскрибированная со скорописного латинского как бы XIII века на латинский понятный в XIX веке - ссылка на это издание ниже.
Вот ещё раз помещаю рядом две страницы первого листа манускрипта, который я называю второй манускрипт (МН-2), когда отчётливо виден и совпал почти точно сгиб этого листа, погрешность в пределах точности рамки сканирования:

МН-2




Теперь так же рядом 1-ая и 2-ая страницы первого манускрипта (МН-1), где никакой автобиографии нет, это видно даже невооружённым глазом - список глав начинается в том же месте листа, где в МН-2 начинается «автобиография»:

МН-1




Можете сравнить. Ссылка на полноразмерные сканы по щелчку на картинки.
Можно проследить по буквам и словам (вернусь к этому детальнее позже), что кроме «автобиографии» - на первых страницах МН-1 и МН-2 практически один и тот же текст.
Вторая страница МН-1 - это уже третья страница МН-2, к табличке в красной рамке тоже вернёмся позже. В рамке иллюстрация, но не объяснение как переводить римские цифры в арабские.

Первые две страницы манускрипта МН-1, чьи грустно ужатые сканы выше - так в источнике, слева направо:

1: Pagina iniziale del Liber abaci dal manoscritto L.IV.20 della Biblioteca Comunale degli Intronati di Siena. Il manoscritto è uno dei più completi e più antichi che ci sono pervenuti.
2: Carta 2 recto del manoscritto L.IV.20. Si noti all’inizio della pagina la tabella di conversione tra numeri romani e numeri indiani.

Так же возможно, что это 1-ая и 3-я страницы, но тогда оч. мало текста остаётся на 2-ой, если соотносить его с текстом МН-2, чьи сканы приведены выше МН-1.
Обратите так же внимание на тект красным, который был дописан в обоих манускриптах - МН-1 и МН-2 сверху, перед самым его началом.
Он разный.
МН-2: Incipit Lib Abaci compositus a leonardo filio Bonacij Pisano in Anno Mo cco iio
МН-1: Incipit abbacits(?) leonardi de domo filiozi(?) bonacii pisan(?) do pota(?) a. M.cc(?).ii.corrept(?) abcode(?).a.Mo.cco.XXVIIIo
- и по-этому тоже я считаю, что МН-1 более оригинал, чем МН-2.
Не только по-этому… МН-2 же ещё явно редактировался: вставлялась «автобиография» и это не единственная вставка - про это позже…
Ни один из них, однако и скорее всего, нельзя считать действительно оригиналом из самого начала века XIII.

Эти сканы МН-1, тоже Liber Abaci, тоже рукопись тоже самого Фибоначи из статьи:
Raffaella Franci (автор)
«Il Liber Abaci di Leonardo Fibonacci 1202-2002» (к как бы 800 летию труда Фибоначи)
Bollettino dell’Unione Matematica Italiana, Serie 8, Vol. 5-A
La Matematica nella Società e nella Cultura (2002), n.2, p. 293-328.
Unione Matematica Italiana
http://www.bdim.eu/item?id=BUMI_2002_8_5A_2_293_0 (можно скачать всю статью по ссылке, там есть ещё несколько страниц с этого манускрипта и как бы доказательство его древности - скан другого манускрипта как бы то ли XV, то ли XVI века, ссылающегося на этот).

Видимо, в 2002 году итальянским учёным и служащим в Unione Matematica Italiana был неизвестен второй манускрипт (МН-2), потому что сведения о биографии Фибоначи для юбилейной статьи о нём Рафаэлла Франчи берёт из пары источников века XIX-го, - так же автор явно не в курсе, что Фибоначи как бы сам написал свою биографию именно в манускрипте Liber Abbaci (но не этом, сканы с которого она публикует - МН-1, а в МН-2):

Le poche notizie relative alla vita di Leonardo Fibonacci, detto anche Leonardo da Pisa o Pisano(1), ci provengono da alcuni riferimenti autobiografici contenuti nelle sue opere e da due documenti coevi: un atto notarile del 1226 e una delibera del Comune di Pisa databile tra il 1233 e il 1241, [23], [5].
=
Несколько сведений, касающихся жизни Леонардо Фибоначчи, также называемого Леонардо из Пизы или Пизано(1), известны из некоторых автобиографических ссылок, содержащихся в его работах [каких ещё?… эти «сведения» есть на первой же странице второго манускрипта, про который Рафаэлла не знает, а в том манускрипте, сканы которого она приводит, никакой автобиографии нет] и ​​двух прижизненных ему документах: нотариальный акт от 1226 и какое-то решение Коммуны Пизы, датируемое между 1233 и 1241 годами.

(1) в этой сноске идёт какой-то совсем бредовый текст о том, что Фибоначи его сограждане звали почему-то Bigollo… откуда, как, где сие обнаружено - не уточняется… и что Фибоначчи - это его так математики называют.
Теперь называют. Но раньше не называли. Никак не называли. А Фибоначчи его, как раз, стали называть вовсе не математики.

И дале Рафаэлла перепечатывает из этих [23] и [5] биографию Фибоначи:
[5] F. BONAINI, Memoria unica sincrona di Leonardo Fibonacci nuovamente scoperta, Giornale storico degli Archivi toscani, 1 (1857), 239-246.
[23] G. MILANESI, Documento inedito e sconosciuto intorno a Lionardo Fibonacci, Roma, 1867.

- это примерно те же года, когда и напечатали содержание как бы манускрипта как бы Фибоначи на латинский:
Когда и как мир узнал про Фибоначи (это скан с моего PDF), точнее узнал про полное содержание Liber Abbaci, и что последовательность Фибоначи надо называть его именем.

В 1857 году!
Есть на гугл-букс: SCRITTI DI LEONARDO PISANO MATEMATICO DEL SECOLO DECIMOTERZO PUBBLICATI DA BALDASSARRE BONCOMPAGNI.

И Рафаэлла Франчи тоже ссылается на эту книжку, даже скан первого листа её же приводит:



Однако, она её явно не раскрывала - зачем ей в Unione Matematica Italiana этот сложный латинский, да?
Иначе бы она не стала так легкомысленно публиковать сканы с МН-1 из Biblioteca Comunale degli Intronati di Siena, ведь издатель транскрибированного в 1857 году с манускрипта Фибоначи латинского текста, Baldassarre Boncompagni (Балтасаре Бонкомпаньи), печатает и его автобиографию - как с куста! с самого манускрипта!
С МН-2 - ну да… а вот в МН-1 этой «автобиографии» нет.

«Когда и как мир узнал…» - пишу это выше без иронии, в следующих сериях эта тема будет более раскрыта. На самом деле о Фибоначи было что-то уже напечатано на 100 лет раньше, даже первая страница Liber Abbaci была приведена на латинском. Но мир этому не уделил внимания.
Например, даже Эйлер не знал.

Вот совсем не так давно, какие-то братья, что ли, Дроздюки пишут - ANDRIY DROZDYUK, DENYS DROZDYUK: «FIBONACCI, HIS NUMBERS AND HIS RABBITS»
(«ФИБОНАЧИ, ЕГО ЧИСЛА И ЕГО КРОЛИКИ»)
Choven Publishing Corp., TORONTO - 2010
Little is known about Fibonacci’s life. The only autobiographical fragment can be found at the very beginning of his manuscript “Liber Abaci”. There also exists a document from the city of Pisa in which an annual salary is awarded to Fibonacci and a notarial act of purchase and sale (contract of sale), where Fibonacci and his relatives are mentioned. That is all. There are no eyewitness accounts, no descriptions, no portraits - nothing! Biographies were rare in the Middle Ages - even for kings and popes, portraits were even rarer. So all the portraits and statues of Fibonacci are nothing more than a figment of the imagination.
=
Мало что известно о жизни Фибоначчи. Единственный автобиографический фрагмент можно найти в самом начале его рукописи «Liber abaci». [вы, г-да Дроздюки, только забыли уточнить - какой именно рукописи?] Также существует документ из города Пиза, в котором ежегодная зарплата присуждается Фибоначчи, а также нотариальный акт покупки и продажи (контракт на продажу), где упоминаются Фибоначчи и его родственники [это явно перепев «нотариальный акт от 1226 и какое-то решение Коммуны Пизы, датируемое между 1233 и 1241 годами» - см. выше у Рафаэлла Франчи]. Вот и все. Там нет учетных записей очевидцев, никаких описаний, нет портретов - ничего! Биографии были редкими в средние века [а! ну да…] - даже для королей и пап [а в МН-2 кто-то, значит, поважнее, чем король и папа!… автобиографию написал!], портреты были даже реже. Таким образом, все портреты и статуи Фибоначчи - не что иное, как плод воображения.
А мужики-то и не знали!©
Но что если не только портреты и статуи - «не что иное, как плод воображения»?…
С помощью кроликов как бы Фибоначи вводит ту самую последовательность, которая теперь названа его именем.
К этим кроликам ещё вернёмся в следующем сезоне сериала, и обещаю, будет куда интереснее.

numbers, latin, manuscripts, medieval, manipulators, academia

Previous post Next post
Up