Я недавно во внеочередном порядке писала про
Японский кинофестиваль, но до него ходила еще на Фестиваль американского кино, просто он меня не настолько впечатлил. Мне удалось посмотреть 5,5 фильмов, и опять же это очень новое кино:
- К звёздам (Ad Astra, 2019) - Брэд Питт, одиночество в космосе, отношения отца и сына. В очередной раз убедилась для себя, что космос как таковой, без шикарного космического лайнера, а с клаустрофобией внутри и агорафобией снаружи - не моя тема, как это ни странно для фаната sci-fi.
- Ода к радости (Ode to Joy, 2019) - милый Мартин "Хоббит" Фриман и горячая Морена "Инара" Баккарин ^____^ Казалось бы, что может быть лучше? И действительно, это очаровательная романтическая комедия с двумя прекрасными харизматичными актерами. Хотя мне показалось, что как бы я ни любила их по отдельности, вместе им не хватало химии.
- Хорошая осанка (Good Posture, 2019) - девушка-миллениал пытается жить в Нью-Йорке и придумать, каким бы творчеством заниматься, потому что она молода, амбициозна и очень много о себе думает. Неплохой фильм, если забыть десяток подобных героинь, виденных раньше.
- Звук тишины (The Sound of Silence, 2019) - мой фаворит в программе! История несколько эксцентричного человека, у которого есть теория, что каждый город имеет свой "звуковой профиль", складывающийся из повседневных звуков - траффика и даже шума ветра о стены домов. Также в каждой квартире есть звуки, которые мы не замечаем - гудение холодильника и других бытовых приборов, вода в батарее, вентиляция... И если эти звуки находятся в диссонансе с общим звучанием города и отдельного района, мы постоянно слышим раздражающий аккорд, и хотя не регистрируем его слухом, он вызывает стресс и соматические проблемы. Поэтому герой берет заказы на "настройку квартир" и приводит звучание к гармонии. Разумеется, в научном сообществе его метод никто не признает... Удивительный фильм, очень атмосферный, медленный и печальный, и опять очень про Нью-Йорк. И он действительно работает со звуком, так что теория персонажа хорошо проиллюстрирована. Единственное - вроде бы есть информация, этот фильм вырос из короткометражки, и мне кажется, что лучше бы он ею и остался - лиричной зарисовкой или серией "Черного зеркала", а вот на полноценный фильм сюжета немного не хватило.
- Прощание (The Farewell, 2019) - этот фильм мне тяжело воспринимать, как американское кино, потому что оно снято китаянкой, весь каст в нем - китайцы, и говорят в нем 80% времени на китайском языке. Тем не менее, одна из его тем - проблемы идентичности китайцев американского происхождения, и действие начинается в Америке. Главная героиня выросла в этой стране и уже не очень понимает традиции и поведение своих старших родственников, поэтому для нее становится тяжелым испытанием поездка на историческую родину и семейный сбор в честь бабушки. Бабушке диагностировали рак, но в Китае пациентам не принято говорить о том, что они смертельно больны - у них есть поговорка "Бедные люди умирают не от болезни, а от страха перед смертью". Тут кстати смотревшие могут вспомнить сцену из корейской дорамы "Дочки-матери", когда врач отказывался говорить героине диагноз без присутствия ее дочерей. Т.е. это такая общая восточная практика - держать в тайне от пациента истинное состояние его здоровья ради его же блага и душевного спокойствия. И вот, в "Прощании" родственники собираются по вымышленному счастливому поводу, чтобы на самом деле еще раз увидеть бабушку и попрощаться с ней. Для главной героини это дико, как и для зрителя, но со временем она начинает что-то понимать... Этот фильм порвал фестиваль "Санденс", и организаторы московского фестиваля тоже были в восторге - все прониклись неожиданным от азиатского кино ощущением узнавания: эта семья и отношения в ней, эти бабушки, которые кормят и интересуются, когда же ты выйдешь замуж, эти квартиры в интернациональном стиле "бабушкин вариант", эти конверты с отложенными с пенсии деньгами, которые бабушки тайно пихают внукам. Я все это узнавание вот только что пережила с корейцами, поэтому умилялась на умиление зала:) Запад и восток оказались ближе, чем все привыкли считать.
- Комментатор (The Narrator, 2018) - пятый-с-половиной фильм, коротенькая забавная короткометражка-зарисовка о том, что было бы, если бы за каждым человеком ходил особый комментатор и рассказывал его жизнь, как книгу.
А вот с Фестивалем нового британского кино у меня не сложилось совсем, хотя в программе было много интересного. Обычно я люблю британцев, но в этом году были какие-то обстоятельства… плохое настроение, наверное. Но я выписала все названия и найду потом.
В итоге посмотрела из программы всего один фильм:
- Плывем, мужики (Swimming with Men, 2018) - замученный кризисом среднего возраста офисный работник внезапно присоединяется к любительской команде мужского синхронного плавания, и его жизнь обретает новый смысл в компании таких же товарищей, желающих раз в неделю забывать о повседневных проблемах. Оно вполне по-британски мило, хотя я ожидала большего.
Еще я посмотрела несколько фильмов вне фестивалей. Ну, как фильмов… полнометражные мультфильмы.
"В лес, где мерцают светлячки" (Hotarubi no Mori e)
2011, Япония, 44 минуты
Очаровательный небольшой аниме-фильм, вполне работающий как компаньон к "Тетради дружбы Нацумэ", восторгами от которой я
делилась раньше. Здесь та же эстетика, та же мифология, то же грустно-светлое настроение. А все потому, что этот фильм нарисован по более ранней манге той же автора, и вся Тетрадка по сути выросла из этой истории.
После успеха Тетрадки решили экранизировать и более раннюю работу, ее срежиссировал тот же режиссер, и музыку к ней написал тот же композитор:) Так что считаем, что это та же вселенная, просто без участия знакомых персонажей.
На самом деле, это я тоже пересматривала, но оно того заслуживает.
Шестилетняя девочка Хотару гостит у своего дедушки в сельской местности в префектуре Кумамото на острове Кюсю. Однажды во время прогулки по лесу она встречает странного юношу - он носит маску, называет себя духом и утверждает, что исчезнет, если дотронется до человека. Девочка принимает правила игры и приходит в лес каждый день, чтобы пообщаться со своим странным другом, пока лето не заканчивается. Но и на следующий год она приезжает снова, и на следующий... Хотару взрослеет, а ее друг Гин остается прежним. Постепенно героиня понимает, что скучает по летним встречам даже зимой, и что ее чувства становятся уже не просто дружескими, но она никогда даже не сможет взять Гина за руку... Это очень грустная история о взрослении, созревающих чувствах и проходящем времени. Рекомендуется даже тем, кто аниме смотрит не очень, потому что эта вещь короткая и милая.
Интересный факт: святилище, в котором встречаются герои и которое можно видеть на постере - реально существующая локация,
Kamishikimi Kumanoimasu Shrine, и особенно упоротые упорные поклонники аниме могут ее посетить.
“Дитя погоды” (Tenki no Ko)
2019, Япония, 112 минут
Новый фильм Макото Синкая - творца самого красивого неба, самых живописных облаков и самых поэтичных индустриальных пейзажей.
И этот фильм не стал исключением, в нем тоже много неба, а Токио нарисован настолько реалистично, что я, наверное, смогу использовать кадры оттуда как путеводитель по местам, которые обязательно нужно посетить.
Обычный японский школьник сбегает из дома от какого-то оставшегося за кадром насилия, добирается до столицы и пытается в ней как-то устроиться. Разумеется, без образования и опыта работы это оказывается тяжело, так что какое-то время ему приходится бомжевать и питаться кипятком в Макдональдсе. Но к счастью ему все же удается устроиться работать за еду в желтый журнальчик, пишущий о паранормальном. Однажды, в поисках материала для статьи герой встречает девушку Хину, обладающую странной способностью менять на погоду вокруг себя. В Токио уже который месяц идут нескончаемые дожди, и многим людям очень нужно солнышко. А героям очень нужны деньги, поэтому они скалачивают небольшой бизнес… Разумеется, every magic comes with a price.
Как и все японское, что подбирается вокруг меня будто само собой, эта история пронизана мистикой и традициями. Тут есть и таинственные святилища, и красные врата тории, отделяющие мир духов от мира людей, и маленькие детальки быта, которые можно заметить, если знаешь, и не заметить - если нет. Все это можно подмечать, гуглить и читать пояснительные статьи. Например, похожие на зверюшек огурцы и баклажаны на ножках из зубочисток в святилище могут указывать на то, что часть действия происходит в районе праздника Обон - поминовения всех умерших. Наверное, судя по поверхностному ресерчу… И эти существа из салфеток, похожие на привидений, которых делают герои, тоже имеют значение. И сколько там еще такого, что я не могу разглядеть?
В некоторых рецензиях писали, что этот фильм очень сентиментальный и чрезмерно слезливый… Я не заметила, по мне - можно было бы и еще ангста добавить:) Наверное, я просто привыкла к корейским сериалам, а там умеют проехаться по зрителю эмоциональным асфальтоукладчиком.
Зато тут в конце достаточно мозговыносящий твист, который заставил меня много думать.
Но вообще мне кажется, что чем больше фантастического сюжета делает Синкай в своих фильмах, тем меньше они мне нравятся. Моим любимым так и остается совершенно повседневный “5 сантиметров в секунду”, весь посвященный тонким подростковым чувствам, и когда-нибудь я все-таки наберусь смелости пересмотреть его и вспомнить свои собственные ощущения в возрасте героев.
А в декабре я продолжаю смотреть дорамы, аниме про фольклорных существ и догоняю кое-что из пропущенного западного.