Оригинал взят у
kamienec в
Иоанно-Предтеченская церковь в Каменце-Подольском. Часть 2.
Вид на храм с юго-востока в 1930 (?) году.
Фото С. Таранушенко.
В 1799 году церковь переходит в статус православного кафедрального собора. В этом статусе храм находился до 1878 года, когда был освещён новый
Казанский собор, перестроенный в течение 1867 - 1878 годов из бывшего
кармелитского костёла.Интересно, что в начале российского правления во всей Подольской губернии было всего два православных собора, одним из которых был Предтеченский храм, а другим - архиерейский собор в городе Бар (Винницкая обл.). После передачи храма Иоанна Предтечи от униатов к православным начинается очередная переделка интерьера церкви с целью вернуть ей вид православного храма. Тогда у церкви появился новый четырёхъярусный (?) иконостас. Интересной особенностью нового интерьера храма были портреты особ царской фамилии конца 18 века, которые можно было увидеть не только на стенах собора, но и на некоторых иконах, находящихся в иконостасе.
Часть 1. Храм в 19 столетии.
В 1826 году церковь была перестроена. С колокольни сняли старую гонтовую кровлю, а её верхнюю часть укрепили металлическими анкерами. После этого высоту колокольни нарастили ещё на 4,5 метров (7 аршин), достроив ещё один ярус из кирпича. Ярус декорировали кирпичными пилястрами и карнизами. С трёх сторон (западной, северной и южной) были устроены большие проёмы с балкончиками, которые опирались на белокаменные кронштейны. Новый ярус увенчали восьмигранной баней с главкой.
По данным Евфимия Сецинского во время перестройки 1826 года основание колокольни с севера было усилено двумя мощными контрфорсами толщиной 2,8 метра. Контрфорсы были расположены на линии арки, отделяющей неф от притвора. Поскольку к тому времени в оборонных функциях церкви уже перестали нуждаться, была изменена схема доступа ко второму ярусу колокольни. Ранее ярусы колокольни сообщались посредством каменной лестницы, устроенной в толще северной стены нижнего яруса башни, однако по непонятным причинам от этой лестницы решили отказаться. Вместо неё новую лестницу устроили внутри северного контрфорса, т.е. вынесли её наружу. Лестница брала начала у основания контрфорса, затем проходила сквозь контрфорс, затем через северную стену башни и выходила на уровне её второго яруса. Такой способ связи с верхним ярусом колокольни встречается крайне редко. Возможно, новый ход устроили, чтобы обеспечить звонарю более простой доступ к верхнему ярусу колокольни. Лестница в контрфорсе видна на чертеже 1840 года, а также на плане церкви Евфимия Сецинского и рисунке Н. Хохрякова, созданных в конце 19 века.
План-обмер Е. Сецинского.
Также во время этой реконструкции у храма появились две четырёхугольные в плане одноярусные пристройки, возведённые на стыках между апсидой и экседрами. С южной стороны к церкви была пристроена ризница (помещение для хранения церковной утвари и одежд), а с северной - небольшая пономарка (помещение для церковнослужителя-помощника, пономаря) с выходом на кладбище. Чтобы организовать доступ к новым пристройкам в старых стенах нефа потребовалось пробить боковые двери.
Церковь Иоанна Предтечи и духовная семинария. Чертёж 1840 года.
Очередной ремонт храма прошёл в 1846 - 1848 годы. Кровля храма была понижена. Вместо традиционного гонта её накрыли бляхой. Тогда же на кровле, над алтарём, была построена небольшая деревянная баня (главка). Кроме этого планировали заняться дополнительным декорированием храма, но для этого нужно было в отдельных местах разобрать старую кладку, однако, как оказалось, она была выполнена из таких больших камней, что извлекать их из стен было не только трудно, но и опасно, потому работы свернули. Возможно, именно в этот период стены храма покрыли росписями в готическом стиле. В похожем стиле в 1854 году были расписаны стены кафедрального Петропавловского собора.
После того, как в 1878 году было завершено строительства Казанского собора, который более подходил на роль главного православного храма города, кафедру переносят туда. С этого момента у обоих храмов появились новые названия - Предтеченскую церковь в народе прозвали Старым собором, а Казанский храм - Новым собором. В Новый собор из Старого перенесли лучшую церковную утварь, а также библиотеку и архив. В 1878 - 1880 годы Предтеченская церковь два года была приписана к Казанскому собору, а затем стала самостоятельной приходской (парафиальной). В 1885 году у церкви было 145 прихожан (79 мужчин и 66 женщин)и принадлежало 22 десятины пахотной земли. В конце 19 - начале 20 века при церкви действовало братство, которое содержало приют на 40 детей. Приют включал в себя церковно-приходскую школу, а также ремесленные классы. У братства была иконная и книжная лавки, открытые в 1899 году.
О том, как в этот период выглядела церковь, даёт представление прекрасный рисунок художника Н. Хохрякова, на котором показан вид на храм с северо-востока. Ценность рисунка увеличивает ещё и то обстоятельство, что на данный момент неизвестна ни одна фотография церкви крупным планом. Сохранились лишь общие панорамные фото города, на которых церковь показана как один из элементов застройки. На всех подобных фотографиях значительную часть храма, к сожалению, закрывают другие строения. Из интересных деталей на рисунке Хохрякова обращает на себя внимание замурованное окошко в верхней части экседры. Вероятно, это была одна из старых бойниц верхнего боевого яруса церкви.
Рисунок Н. Хохрякова с гравюры К. Вейермана. Конец 19 столетия.
Храм в 20 столетии и в наши дни.
Церковь довольно часто попадала в поле зрения фотографов, правда, в основном в качестве фонового объекта:
В 1930 году (?)фотограф Стефан Таранушенко запечатлел храм незадолго до его уничтожения:
Вид с юго-востока.
Южный контрфорс.
Интерьер нефа.
1 июня 1932 года ЦИК УССР принял решение закрыть в Каменце Иоанно-Предтеченскую и Троицкую церкви, а также Казанский собор.
В этом же году горисполком распорядился разобрать Предтеченскую церковь до основания, мотивируя своё решение якобы аварийным состоянием объекта. В частности, чиновники ссылались на опасный наклон колокольни. Впрочем, это был лишь формальный повод, чтобы стереть с лица города ценный старинный памятник истории и архитектуры.
Позднее, в 1935 году её судьбу разделил и Казанский собор, который также снесли до основания. И, наконец, в том же 1935 году была уничтожена Троицкая церковь, после чего из трёх архаичных храмов города, построенных по трёхконховой схеме, уцелела только
Церковь Святых Апостолов Петра и Павла, которой чудом удалось дожить до наших дней.
В дальнейшем место, где когда-то стояла церковь, десятилетиями не застраивалось, представляя собой пустырь, глядя на который было сложно определить точные очертания стоявшего здесь храма. В 1977 году Каменец-Подольский получил статус государственного историко-архитектурного заповедника. Проекты по обустройству заповедника предполагали раскрытие фундаментов разрушенного памятника и в 1980 году проводятся первые раскопки на территории храма, которые продолжились в 1983-84 годах.
Архитектурно-археологический обмер А.Тюпича и В. Полегкого. 1980-1983 гг.
В раскопках принимали участие работники государственного историко-архитектурного заповедника и специалисты института «Укрпроектреставрация». Два отчёта о проведённых исследованиях были опубликованы в 1983 и в 1984 году. В ходе раскопок были найдены фрагменты нервюр храмового свода, белокаменный блок портала с орнаментом, а также археологический материал 13 - 19 веков.
Раскопки фундаментов в 1984 году. Фото О. Пламеницкой.
Раскрытые руины храма были законсервированы и частично отреставрированы. Но открытые фундаменты больше походили на памятник глупости и варварству сталинской эпохи, поэтому поднимался вопрос о полном восстановлении храма на уцелевших фундаментах. Ольга Пламеницкая лоббировала проект восстановления храма в виде церкви оборонного типа по состоянию на 14 - начало 15 века. Проект регенерации Армянского Рынка авторства Е. Пламеницкой, А. Тюпича и В. Полегкого предусматривал восстановление храма в формах конца 19 - начала 20 века. Однако дальше обсуждения проектов дело не зашло.
Армянский Рынок. Проект регенерации. Церковь видна в левой части изображения.
Часть 1. _____________________________________________________________________________________________
Источник:
Портал "Замки, Крепости и Оборонные Храмы Украины"