Рисунок Н. Хохрякова с гравюры К. Вейермана из книги Е. Сецинского "Городъ Каменецъ-Подольскiй. Историческое описанiе". 1895 год.
В наши дни руины этой церкви, разрушенной в 1932 году, находятся во дворе за домом 11 по улице Пятницкая - зданием бывшей
греко-католической семинарии, в котором сейчас располагается картинная галерея. От церкви уцелели только фундаменты и фрагменты стен храма, поднимающиеся на высоту до 0,5 метров относительно уровня двора. Площадка внутри и снаружи храма расчищена. Внутри храма, в районе, где находился алтарь, установлен деревянный крест.
Месторасположение руин храма на современной карте
Руины храма на современной фотографии. На заднем плане
дворец армянского епископа
Нет никаких сведений о том, когда именно была построена самая ранняя версия Иоанно-Предтеченской церкви, но несомненно, что эта церковь была одним из самых старых храмов города. Церковная площадка в княжьи времена 12-13 веков находилась ориентировочно у юго-восточной границы древнерусского поселения, занимавшего скалистый остров, окружённый каньоном реки Смотрич. Можно предположить, что первая деревянная церковь на месте более позднего каменного храма, могла существовать, как одна из церквей древнерусского городка. Так, в частности, во время раскопок каменной церкви в 1980-х годах был обнаружен мощный культурный слой 12 - 13 веков.
Среди находок был бронзовый крест-энколпион 13 века, найденный под фундаментом церкви
Неизвестна судьба в 13 и в первой половине 14 века города в целом и гипотетически существовавшей на его территории деревянной церкви в частности. Ясно только, что город пережил какой-то погром, поскольку все найденные археологами строения 12 - 13 веков пострадали от пожара.
Редкие источники конца 14 - начала 15 веков сообщают, что в районе Иоанно-Предтеченской церкви в ранний период истории города существовала церковь святой Пятницы. В наши дни чуть западней руин каменной церкви протянулась Пятницкая улица, которая, как считается, получила своё название от Пятницкой церкви, а церковная территория изначально была ограничена линией этой улицы.
Интересен "молдавский и валашский след" в истории церкви. Так, например, существует предание, что изначально церковь называлась Параскевской, т.е. в честь святой Параскевы, которую очень чтут в Молдавии. Позднее русины могли переименовать церковь в Пятницкую, поскольку именно под именем Пятницы почитали ту же святую, что и молдаване. Кроме того, позднее в каменном храме находилась икона св. Иоанна Предтечи, необычайно почитаемой в Бессарабии. При церкви также существовали захоронения представителей знатных родов Молдавии и Валахии.
Пятницкую церковь могли построить или возродить ещё при Кориатовичах, т.е. в конце 14 века, по инициативе одного из князей. Так в 1862 году в "Подольских Епархиальных Ведомостях" была напечатана статья протоирея П. Троицкого "Каменецкий кафедральный Иоанно-Предтеченский собор", где значилось следующее:
"Предтеченская церковь, построенная по преданию в 14 веке при Кориатовичах, существовала, по крайней мере до второй половины 17 века, под именем святой великомученицы Параскевы, наречённой Пятницы, отчего и ныне главная улица, ведущая от римско-католического Армянского костела в город, называется Пятницкой".
В этой же статье говорилось:
"О древности сей церкви свидетельствует документ, писанный на русском языке, бывшем в общем употреблении в сем крае, относящийся к 15 веку, в котором документе при описании границ или меж земли, где был двухэтажный дом, возле теперешнего (1862) семинарского корпуса, ясно упоминается Пятницкая церковь, как тогда уже существовавшая".
К сожалению, упомянутый документ, некогда хранившийся в архиве правления Подольской духовной семинарии, уже к концу 19 века успел затеряться, потому у современных исследователей нет возможности изучить его в деталях. Это не единственный источник, относящий постройку храма к 14 веку, потому его связь с Кориатовичами со временем, возможно, найдёт и другие подтверждения. Возможно, уже в следующем 15-м веке храм пережил свою первую перестройку.
К сожалению, нет никакой более детальной информации о Пятницкой церкви, потому даже её месторасположение считалось дискуссионной темой. Поскольку в конце 16 века в письменных источниках уже начинает фигурировать Иоанно-Предтеченская церковь, то многие исследователи полагали, что Пятницкий храм к тому времени по непонятным причинам прекратил своё существование, а вместо него в том районе была построена новая каменная церковь. Постепенно закрепилось устойчивое мнение, что Пятницкая и Иоанно-Предтеченская церковь друг к другу не имели особого отношения. Однако поиски археологами остатков Пятницкой церкви вдоль Пятницкой улицы не увенчались успехом. В связи с этим интересны данные Ольги Пламеницкой, которая, проведя архивные исследования, обнаружила документ, свидетельствующий о том, что Пятницкая церковь в конце 16 века была переосвящена как Иоанно-Предтеченская. Таким образом, речь идёт не об исчезновении одного и появлении другого храма, а о простом переименовании.
Храм в конце 14 - начале 15 века. Реконструкция О. Пламеницкой
Каменный храм (а уже в 14 - 1-ой половине 15 века храм мог быть каменным), вероятно, был изначально приспособлен к обороне. Важная и очень старая дорога, ведущая в город со стороны Замкового моста, могла издавна замыкаться у Пятницкой церкви. Позднее отрезок этой дороги, примыкающий к церкви, расширился и в конце 14 века трансформировался в Армянский Рынок. Вероятно, главные оборонные функции церкви заключались в контроле юго-восточного пологого склона острова, на котором расположен Каменец, а также дороги, тянущейся в сторону церкви от городских ворот (юго-восточных) и южной околицы города. В случае прорыва неприятеля за линию городских укреплений, церковь могла стать одной из внутренних цитаделей города, где горожане могли найти защиту.
Упоминание храма в письменных источниках.
В армянском акте 1578 года есть короткое сообщение, что Первана, грек из Стамбула, пообещал 17,5 талеров "на строительство русской церкви святой Пятницы". Однако, вероятно, речь идёт не о постройке, а о перестройке или ремонте храма, поскольку в ранних документах эти понятие довольно часто отождествляли. Это самое раннее письменное упоминание Пятницкого храма. Каких-либо других свидетельств о том, что Предтеченская церковь была построена в конце 16 века, нет.
В армянском акте 1580 годав описании усадьбы русина Васька Сухорадича, значится, что она расположена "напротив русской церкви святой Пятницы".
В армянском акте 1588 года упомянут "зять пятницкого священника".
В 1593 году московский дьяк Трифон Коробейников, совершив паломничество в Константинополь и Палестину, на обратном пути в Москву заезжает в Каменец. Там он посещает все существовавшие на тот момент православные церкви, где раздавал милостыню. В "Отчёте Московскому правительству", описывающем, на что и где были потрачены государевы деньги, в частности значится:
"В Литовской земле, в Каменце-Подольском к церкви Рождества Ивана Предтечи протопопу Василию дано Государевы заздравные милостыню 2 золотых, да у той же церкви нищим золотой да церковным дьячкам 5 алтын 5 денег".
Это самое раннее из известных письменных упоминаний Иоанно-Предтеченской церкви. И поскольку церковь Коробейников именует Предтеченской, то получается, что где-то между 1580 и 1593 годами церковь сменила название с Пятницкой на Иоанно-Предтеченскую, тем не менее, после этого старое название церкви ещё некоторое время использовалось параллельно с новым.
В армянском акте 1595 года отмечено, что усадьба Васька Сухорадича находится "на рынке армянском, напротив русской церкви святого Ивана". Церковь, находящаяся напротив усадьбы, которую в 1580 году в документе назвали церковью Пятницы, в документе 1595 года уже называется церковью Ивана (Иоанна), что явно свидетельствует о переосвящении храма.
В визитации (описании) церкви 1758 года упоминалось, что построили церковь паны Ластовецкие (Ластовские), представители старинного подольского православного рода. Однако нет упоминаний, когда именно это произошло. Можно допустить, что в реальности церковь была не построена Ластовецкими, а перестроена, поскольку в те времена часто радикальное изменение облика храма воспринималось как его новое рождение.
Визитация 1758 года, опираясь на старинные судовые акты, сообщала, что в 1606 году Василий Ластовецкий, ротмистр каменецкой королевской пехоты, купил у Цилковских усадьбу, примыкающую к кладбищу Предтеченской церкви, и подарил её храму и церковному братству. Внимание Ластовецких, взявших под опеку храм, возможно, было вызвано тем, что на церковной территории могли быть погребены их родственники, которые в своё время также могли опекать церковь. Сообщение визитации интересно ещё и тем, что здесь мы встречаем первое письменное упоминание православного братства, существовавшего при церкви. Стоит отметить, что каменецкие церкви были относительно небогаты, потому их судьба в значительной мере зависела от наличия опекунов.
К 1609 году относится самая ранняя надгробная плита в церкви. Находилась она в самом почитаемом месте храма - в полу алтаря перед святым престолом, что свидетельствует либо о высоком статусе погребённого человека, либо о его значимости для церкви. В центральной части плиты когда-то находился герб, а вокруг славянской вязью был написан текст, буквы которого к 19 веку сильно стёрлись, но тогда ещё можно было разобрать, что здесь в 7117 году от Сотворения Мира (т.е. в 1609 году) был погребён некий Николай Грабовецкий. Вероятней всего речь идёт об известном писаре польского короля Стефана Батория. К слову, в роду Грабовецких было немало ревнителей православия, а кроме того Грабовецкие находились в близком родстве с Ластовецкими, которых считают строителями Предтеченской церкви.
Надпись на надгробной плите 1609 года
В одном из документов 1612 года сообщается о смерти "священника русской церкви Пятницы Василия". Очевидно, это был тот священник, которого упоминали в документах 1588 и 1593 годов. Этот священник служит ещё одной связующей нитью между историями Пятницкой и Предтеченской церквей. Видимо, в начале 17 века местные по старой памяти продолжали церковь называть Пятницкой, а упомянутый выше московский паломник Коробейников, не имеющий привязанности к старому названию храма, именовал церковь Иоанно-Предтеченской, т.е. её новым названием. Вероятно, некоторое время обыватели продолжали использовать старое название церкви параллельно с новым.
К 1612 году относится одна из надгробных надписей, расположенная в северной алтарной стене храма на высоте человеческого роста. На небольшой плите были высечены рельефные буквы. Интересно, что первая строка текста была написана гораздо меньшими буквами, чем следующие строки, потому создаётся ощущение, что её дописали сверху, когда внизу закончилось место и резчику ничего больше не оставалось, как дописать финальную часть текста вверху. Надпись на плите сообщала, что в 7120 году от Сотворения Мира (т.е. в 1620 году) некий молдавский великий вистерник (главный казначей) пан Симеон Стрий похоронил в церкви своего сына Иоанна и на том месте положил камень с надписью, а за упокой души сына купил для церкви колокол.
Надпись на надгробной плите 1612 года
Архитектура храма Иоанна Предтечи.
Основные черты храма к 17 веку уже были сформированы. Церковь была так называемого трёхконхового типа. В Каменце, помимо Предтеченской церкви, было ещё несколько церквей такого типа - Троицкая, Петропавловская и, возможно, Крестовоздвиженская. Весьма вероятно, что Троицкую и Предтеченскую церкви строили одни и те же мастера, поскольку они очень похожи своими формами, размерами и пропорциями. Храмы трёхконхового типа, усиленные башнями-колокольнями, были типичными для Подолья, где их зачастую использовали ещё и в качестве крепостей.
Церковь имела классическую ориентацию - ось храма вытянулась по оси запад-восток. С востока к нефу примыкала полукруглая апсида, имеющая одну ширину с нефом, а с севера и юга находились две боковые экседры (полукруглые выступы). С запада к нефу примыкала массивная четырёхугольная (почти квадратная) в плане башня-колокольня. Контуры колокольни, нефа, двух экседр и апсиды создавали в плане очертание креста. Общая длина храма - 27 метров, ширина нефа - около 10 метров, ширина с учётом полукружий экседр - около 15 метров, ширина притвора - без малого 12 метров. С внешней стороны стены храма покрывали известковым раствором в стиле «под рукавицу», т.е. поверхность была не идеально ровной, а волнистой и «живой», будто по ней провели рукой.
В нижней части нефа снаружи был выделен цоколь высотой около 1,5 метров. Стены нефа имели внушительную толщину - от 1,4 метров в экседрах до 2,8 метров в апсиде. На высоте около 5,5 метров в стенах апсиды и экседр были прорезаны окна, в линиях которых выделяются готические стрельчатые черты. С внешней стороны высота нефа составляла около 10,5 метров, но внутри храма его высота была ориентировочно на 2 метра ниже, т.е. высота нефа в интерьере составляла около 8-8,5 метров.
В пустом 2-метровом пространстве между перекрытиями нефа и кровлей храма был обустроен боевой ярус, стены которого прорезали бойницы. Таким образом, неф первоначально состоял из двух ярусов, нижнего «служебного» и верхнего оборонного. Нижний ярус был перекрыт красивым крестовым сводом с нервюрами (их фрагменты были найдены во время раскопок в начале 1980-х годов), а экседры перекрывали традиционные полусферы-конхи. Неф, апсида и экседры были увенчаны гонтовой кровлей.
Башня-колокольня играла первоочередную роль в обороне храма. Ширина колокольни немного превышала ширину нефа. В интерьере колокольня от нефа была отделена аркой. Башня первоначально состояла из трёх ярусов. Толщина её стен достигала 2,6-2,8 метров. Нижний ярус башни использовался в качестве притвора (бабинца), в его западной стене был устроен единственный вход в храм. Здесь же, в толще северной стены башни, была устроена лестница, ведущая на второй ярус колокольни, который выполнял в основном оборонные функции и был совмещён общим ходом с боевым ярусом, расположенным над нефом.
Третий ярус использовался и в качестве дозорно-оборонного пункта, и в качестве колокольни. Стены башни прорезали бойницы, некоторые из них были видны ещё в 19 и 20 веке. Нижний ярус башни был перекрыт крестовым сводом с нервюрами, а верхние ярусы, вероятно, разделяло деревянное перекрытие, опиравшееся на балки. Венчала колокольню простая шатровая гонтовая кровля, возможно с заломом.
Архаическое сооружение, не считая эффектных готических нервюрных сводов, вероятно, было слабо декорировано изнутри. Можно предположить, что в храме были росписи, но годы турецкой оккупации (1672 - 1699) и ремонты греко-католиков (к ним храм перешёл в 1699 году) от них ничего не оставили, а после разрушения храма в 1932 году исчезла последняя возможность провести полноценное исследование стен церкви. При церкви издавна существовало кладбище.
Очевидно, что у храма изначально была внешняя ограда, ограничивающая церковную территорию. У этой ограды должны были быть ворота, возможно, устроенные в небольшой надвратной башенке. Ограда, также как и храм, могла быть приспособлена к обороне. К сожалению, об этой ограде нет вообще никаких сведений, а со временем уплотнение застройки территории города привело к сокращению площади церковного имения и ограду, как можно предположить, могли разобрать.
Храм в 17 столетии.
На первом этапе Польско-турецкой войны (1672 - 1676) Каменец-Подольский был взят в осаду крупными объёдинёнными силами турок, татар и казаков. Спустя несколько недель осады Каменец пал и турки стали
новыми хозяевами города. В Каменце турки задержались на 27 лет, до 1699 года, когда по условиям Карловицкого мирного договора Каменец вновь отошёл к Речи Посполитой. За годы турецкой оккупации город пришёл в упадок и потерял большую часть своего населения.
Вскоре после захвата Каменца, церковь Иоанна Предтечи была превращена в мечеть великого визиря Фазила Ахмеда Кепрюлю. Вероятно, превращение в мечеть не сильно отразилось на внешнем облике храма, однако при этом мог сильно пострадать интерьер церкви, особенно её росписи, не соответствовавшие канонам ислама.
С того времени до нас дошёл ценный
план Каменца Киприана Томашевича, изданный в Кракове. На этом плане показан город, где уже принялись хозяйничать турки, которые, помимо всего прочего, превращали самые значительные храмы города в мечети. Предтеченская церковь показана со стороны западного фасада.
На плане она обозначена буквой «Y». Подпись к плану сообщала, что это "Церковь русинов св. Иоанна, ныне мечеть верховного визиря".
Рисунок церкви на плане выполнен схематично, тем не менее, он показывает, как церковь тогда вписывалась в окружающую застройку и даже даёт нам некоторое представление о её внешнем облике. Так, например, чётко заметно, что к нефу примыкает высокая колокольня, увенчанная шатровой кровлей с заломом, похожая на кровлю оборонной башни. С южной стороны храм в то время подпирал контрфорс (?).
После смерти великого визиря (1676) при бывшей церкви, а тогда мечети, был основан вакф. Это означало, что согласно завещанию визиря часть его собственности должна была использоваться для содержания мечети. Вакф великого визиря включал монастырь, 7 мельниц, винодельню, сад, а также ряд домов, в числе которых был дом армянского священника.
По условиям Карловицкого мирного договора в 1699 году турки возвратили Каменец полякам. Комиссары, принимавшие город у турок, опечатали все православные храмы, лишь Предтеченскую церковь оставили двум монахам-униатам (греко-католикам), которые прибыли в Каменец по распоряжению униатского епископа Иннокентия Винницкого. Под властью униатов храм находился до 1795 года, когда церковь вернули православным.
Храм в 18 столетии.
Известно, что первым греко-католическим священником церкви был Иоанн Чижевский, который служил в храме с 1701 по 1724 год. После возвращения города полякам, православие попало в большую немилость, особенно после того, как в 1699 году Сейм постановил, что отныне православным запрещено селиться в Каменце.
Нет сомнений в том, что передача церкви греко-католикам не лучшим образом отразилась на её аутентичном интерьере, которые ранее наверняка пострадали во время турецкой оккупации. При униатах церковь изнутри была переделана в подобие католического храма с всей сопутствующей атрибутикой в виде небольших боковых алтарей, католических престолов и т.п.
Визитация храма 1739 года сообщает, что у церкви было всего 12 прихожан, правда, они были вполне довольны священником, которым на тот момент был Пётр Чижевский (занимал пост с 1724 по 1752 год), сын первого униатского храмового священника.
Очередная визитация состоялась в 1758 году, когда священником в церкви служил Павел - с 1752 по 1765 год - брат Петра Чижевского. К этому времени ситуация с прихожанами, судя по всему, исправилась, поскольку при церкви действовало сразу три братства: два мужских - старшее во имя Св. Иоанна Предтечи и младшее во имя Благовещения, и одно женское - во имя непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. В этой же визитации приводились краткие сведения из истории храма, в частности, сообщалось о Ластовецких и их причастности к строительству церкви, о чём речь шла выше.
В 1761 году в церкви в каменном склепе был захоронен Иоанн Кантакузин (Jan Rudolf Kantakuzen), потомок
византийского императора Иоанна VI Кантакузина. Погребли Иоанна в левом клиросе (место, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы) храма, а в стену над его прахом вмонтировали чёрную каменную плиту, в верхней части которой был изображён рельефный герб Кантакузинов, а под ним был написан текст. Всю плиту обрамляли гипсовые арабески в стиле 18 века.
Герб Кантакузинов в Иоанно-Предтеченской церкови. Фото 1880-х.
Fragment epitafium Jana Rudolfa Kantakuzena z cerkwi św. Jana Chrzciciela
Источник Надпись на плите в переводе:
"Иоанну Рудольфу Кантакузину, старшему сыну Стефана, господаря Валахии, поставила сей памятник, как выражение вечной любви и памяти, скорбящая супруга Елизавета, урождённая графиня Бофремон. Князь этот родился в Бухаресте в Валахии 7 марта 1699 года, умер в Ластовцах в Польше 1 июня 1761 года и останки свои сложил в каменецкой Свято-Иоанновской церкви греческого обряда в Подолье. Происходя от Кантакузинов, царствовавших на востоке с 1341 года, он, вследствие завоевания турок, потерял власть в лице прадеда, в лице же своего отца приобрёл господство Валахии и Бессарабии. Изгнанный отсюда, спасал от убийства жизнь свою в Галлии, Германии и, наконец, в Польше. Кто бы ты ни был, путник, не удивляйся превратностям счастья, посылаемым Богом: оно не может быть прочно на земле, ищи его на небе".
Интересно, что упомянутые Ластовцы (в наши дни это село в Каменец-Подольском районе), где скончался Иоанн, были родовым имением Ластовецких, которых считают основателями и покровителями Предтеченской церкви.
В феврале 1765 года в церкви был захоронен каменецкий обыватель Михаил Опоченко. Над его прахом, на северной стене притвора, слева от входа в храм, была вмурована надгробная плита. К слову, род Опоченко играл значительную роль в жизни каменецкого магистрата 18 века, представители этого рода часто выступали за восстановление старых прав и обычаев братств и цехов, а также иными способами принимали активное участие в общественной жизни города.
Во второй половине 18 века в Каменце возникла потребность в постройке
нового здания казарм для гарнизона крепости. Один из проектов создал комендант и архитектор Ян де Витте. Для размещения казарм он выбрал участок в юго - восточной части города, напротив усадеб на улице Долгой, дома 3-17, где со времён турецкой оккупации оставались остатки земляных укреплений.
Рядом было три храма: армянская каплица Благовещения Пресвятой Богородицы с усадьбой, армянская церковь Св. Николая со звонницей и православная церковь Иоанна Предтечи.
По чертежам проекта Яна де Витте строительство казарм предусматривало разрушение церкви Благовещения Пресвятой Богородицы: новое строение занимало бы всю её усадьбу. А вместе с ней и часть территорий двух других храмов. В связи с этим планировалась перестройка храма Иоанна Предтечи и перепланировка его усадьбы. В дальнейшем проект был отклонён королем Станиславом Августом и казармы построил в другом месте Станислав Завадский.
В варшавском архиве находится чертёж храма, выполненный Яном де Витте. На этом чертеже отображена запланированная перестройка церкви, которую не удалось осуществить. Перестройка в первую очередь коснулась бы башни, которую планировали увенчать барокковой кровлей, и нефа, высоту которого планировали понизить. Вероятно, при понижении нефа планировали срезать уже не использовавшийся боевой ярус церкви.
После ссоры с монахами-василианами в 1781 году греко-католический епископ Пётр Белянский переносит кафедру из Троицкого монастыря в Иоанно-Предтеченскую церковь. Так церковь резко повысила свой статус, превратившись в кафедральный собор, главный униатский храм города.
Епископ позаботился о том, чтобы были найдены средства, необходимые на ремонт и незначительную перестройку новоиспечённого собора. С этого момента и вплоть до 1878 года, т.е. без малого целый век, церковь была кафедральным храмом. В 1789 году церковь святого Николая (находилась в южной части старого города), парафия которой на протяжении 18 века была бедной и малочисленной, по решению униатского епископа Билянского была приписана к Иоанно-Предтеченской церкви.
В 1790 году на церковной территории, между храмом и Армянским Рынком, было построено 2-этажное
здание греко-католического капитула и духовной семинарии. Интересно, что строение обосновалось на территории старинного церковного кладбища. Новое здание, замыкающее перспективу Армянского Рынка с востока, закрыло собой основной объём Предтеченской церкви, лишь верхняя часть её колокольни была видна за крышей семинарии.
Колокольня храма на фотографии конца 19 - начала 20 вв.
После Второго раздела Речи Посполитой Каменец в составе Подолья был присоединён к России. 4 мая 1793 года в присутствии делегата от российского генерала Дерфельдена, греко-католическое духовенство церкви Иоанна Предтечи присягнуло на верность российской императрице Екатерине II.
Предтеченская церковь ещё два года пребывала в статусе униатского храма - в 1795 году на занятых Россией землях было ликвидировано униатство, и была создана Подольская православная епархия, а все церкви, ранее занятые униатами, были возвращены православным. В числе их была и Предтеченская церковь, которую вскоре сделали главным православным храмом города. В этом же году Каменец стал центром Подольской губернии, а Иоанно-Предтеченская церковь соответственно стала главным губернским православным храмом.
Продолжение. Часть 2. _____________________________________________________________________________________________
Источник:
Портал "Замки, Крепости и Оборонные Храмы Украины"