Меня пригласили завтра, 26 февраля, рассказывать про математику для малышей на фестивале про дошкольное образованиеКогда мои дети были маленькими, было очень много книг, статей и разговоров про ранее развитие
( Read more... )
Ну дети же разные, кому-то учить буквы в 3 года бесполезно, а кому-то полезно - когда мне исполнилось 3, я знала все буквы, в 4 свободно читала книги, в 5,5 писала рассказы про собачек - зачем же было мариновать меня до 7 лет, когда я пошла бы школу? Проблем со шнурками я не помню. Это не раннее развитие ребенка родителями, это ребенок сам собой рано развился и подготовился к чтению в 3 года..
По детям обычно видно, что они хотят читать, мариновать их не удается. По рассказам моей мамы, я спрашивала "А какая это буква?" - и в этом случае конечно нет смысла родителям как партизан на допросе отвечать "не скажу" А если буквы учить абстрактно - просто, чтобы ребенок их показывал - но он только и будет их показывать. Моего внука к примеру научили показывать некоторые буквы, ему два года, разговаривать он не умеет, но десяток букв покажет. И чего?
если все происходит по инициативе родителей, но ребенок отзывается, то мне даже и в этом случае такое времяпрепровождение с двухлеткой кажется не хуже, чем все остальные. Не у всех же фантазия и руки правильно растут, как у Жени, чтобы придумывать занятия посложнее.
Буквы показывать - большого вреда нет, но и пользы не очень много, как мне кажется. Куда актуальнее - пальчиковые игры всякие, игры с сенсорными материалами типа песка, воды, глины и теста... И опять же, можно показывать буквы, не умея говорить, а можно отвечать на вопросы, показывая ответ жестами или на картинке. Это всё тоже развитие речи и пассивного словарного запаса...
Что тут причина, а что следствие, ещё вопрос. Вероятно, более слабый ребёнок волей-неволей больше приучается думать о том, как бы не сделать себе ещё хуже, и мозгов на всё остальное у него остаётся меньше. Про это и Януш Корчак писал: "даже если сейчас он себя чувствует нормально, то всё-таки не уверен: а вдруг опять эта боль?". Да и у родителям таких детей нужно больше сил, времени и средств, чтобы сделать для них хотя бы самое необходимое, тем меньше остаётся ещё и на то, чтобы таких детей развлекать или обучать. Ну а если ребёнок длительное время находился больнице -- тем более.некому там этим заниматься.
стало модным ругать раннее развитие, но в этом есть какое-то лукавство. часто его ругают те, у кого дети вполе себе ранее-развиты.
сегодня читала сайт никитиных - отзывы его детей. там как раз употребляется этот термин "ранее развитие" и совсем не в негативном контексте. дети вроде хорошие получились)
я когда-то давно, в прошлой жизни вела группы раннего развития (так мы их называли), и это просто означало, что мы с детьми занимались. в игре в основном, с радостью. что-то было и на опережение, ну дети брали что могли (у нас была группа от 2х до 6, смешанная).
мне нравится заниматься с детьми, ничего плохого не вижу. главное не упарываться ни в ту ни в другую сторону. то есть совсем как трава тоже плохо.
конференцию эту уже наперед купила в записи, семейное образовние молодцы, что затевают такие проекты.
Раннее - значит, раньше, чем это прописано в возрастных нормах? А зачем? Что даст малышу умение различать буковки в 2-3 года?
-- Родителям даст определенное удовлетворение, что ребенок может не хуже (а то и лучше) возрастных норм. Это некий прогноз (не всегда верный), что будущем ребенку будет проще по жизни. Как со здоровьем, лучше бы чтобы оно было. Если нет - другая история, тоже жить можно счастливо, но это трудней и нетривиальней обычно.
Ребенку это дополнительная среда, игрушка, возможность игры, возможность новых взаимодействий (учишь язык - расширяются возможности общения, учишься музыке - тоже открывается новый мир). И если рано легко, то почему бы не рано? Ну еще и возможность получить социальное одобрение, почувствовать себя уверенней, компетентней (круто же что-то уметь). Вот Айкина подружка говорит ей "а ты рррррр не выговариваешь", а Айка говорит "у всех свои преимущества, а я зато читать умею".
в целом, интеллект довольно стабилен на протяжении жизни. ранне-детский меньше предсказывает взрослый, чем взрослый на разных этапах жизни. но детский тоже предсказывает.
детские проблемы с выполнением задачек, соотвествующих возрастным нормам - риск фактор депресивных, тревожный и прочих расстройств. конечно, бывает и наоброт. как и со здоровьем (бывает, что в детстве много болел, потом стал здоровеньким). но если ребенок здоров, то как-то спокойней за будущее (тоже не факт, но статистически прогнозы лучше).
вот например, статьи
"lower cognitive reserve, as operationalized by childhood IQ, is a risk factor for major depression and certain anxiety disorders, with greater comorbidity and persistence of disorder."
Longitudinal cohort study. Childhood mental ability was positively related to survival to age 76 years
--------------- (убрала ссылки на статьи, а то уходит коммент в спам). если погуглить гугл сколар, там много про то, что предсказывает детский iq
Мне казалось, что термин "раннее развитие" означает ровно то, что ребенок как можно раньше начинает вовлекаться в дела взрослых. У кого это прополка огорода, у кого - чтение, у кого-то и прополка и чтение.
А когда буквы знает, а шнурки не умеет - это не раннее развитие.
Поскольку это не научный термин, то каждый его трактует так, как ему удобно. Детей, которые бегло читают, излагают энциклопедические факты и умеют складывать двузначные числа, но не умеют держать карандаш и завязывать шнурки, я вижу регулярно.
И это ещё проблема другая: развивать то, что само легко получается - легко и приятно. А развивать те области, которые запаздывают - сложно и требует большой изобретательности.
А что, знать буквы взрослому незачем? Учиться читать не надо? Или надо, но как-то так, чтобы, как называются буквы, при этом не знать?
Обувь бывает и без шнурков, не исключено, что шнурки вообще скоро станут таким же анахронизмом как портянки, а без умения читать в наше время, пожалуй, не обойтись.
Знание НАЗВАНИЯ букв для чтения - это почти то же самое, что шнурки для обуви. Некоторые предпочитают шнурки, некоторые без них прекрасно обходятся. Не знаю я как правильно называть английские буквы. И даже порядок в алфавите не знаю точный, приходится или судорожно вспоминать, или гуглить.
С читать (в смысле распознавать английские буквы), как показывает практика - тоже проблемы. Китайские студенты их путают. Хотя казалось бы после обилия их иероглифов запомнить несчастные 26 букв...
Так что лучше уж ребенка учить попу самому себе вытирать к 1 классу, чем названия букв. Тем более до 3 лет. Знает? Прикольно! Не знает? Отстаньте от ребенка с буковками, поищите что ему интересно кроме них. Мир большой, что-то найдется.
Это я к тому, что буковки у нас в программу школы включены, а умение купить хлеб и убрать за собой в комнате - нет. Так что имхо больше бы внимания тому, чему школа точно учить не будет.
Мне кажется, что есть еще вот какой момент: нужно довольно много знать о развитии детей, о том, как они обучаются, чтобы заниматься с ними тем, что действительно полезно. Очень часто "бессмысленное и беспощадное" раннее развитие получается у тех родителей, у которых недостаточно информации
( ... )
"она намного больше с ним разговаривала, постоянно задавала вопросы, когда гуляла с ним, все ему показывала и комментировала"
Да, это именно то, что нужно. Такой подход в итоге позволяет ребенку раньше прийти к осознанию самого себя. В частности осознать то, что учишься не для родителей или оценки, а для самого себя. А это уже даёт совсем другую мотивацию!
разговаривать, задавать вопросы, комментировать - тоже раннее развитие. развитие же? развитие! раннее? ну если с маленьким ребенком, то ранее. почему нет?
Comments 68
Reply
А если буквы учить абстрактно - просто, чтобы ребенок их показывал - но он только и будет их показывать. Моего внука к примеру научили показывать некоторые буквы, ему два года, разговаривать он не умеет, но десяток букв покажет. И чего?
Reply
Reply
Куда актуальнее - пальчиковые игры всякие,
игры с сенсорными материалами типа песка, воды, глины и теста...
И опять же, можно показывать буквы, не умея говорить,
а можно отвечать на вопросы, показывая ответ жестами или на картинке.
Это всё тоже развитие речи и пассивного словарного запаса...
Reply
Reply
чем лучше его физическое развитие,
тем лучше он потом соображает...
Reply
Reply
Reply
сегодня читала сайт никитиных - отзывы его детей. там как раз употребляется этот термин "ранее развитие" и совсем не в негативном контексте. дети вроде хорошие получились)
я когда-то давно, в прошлой жизни вела группы раннего развития (так мы их называли), и это просто означало, что мы с детьми занимались. в игре в основном, с радостью.
что-то было и на опережение, ну дети брали что могли (у нас была группа от 2х до 6, смешанная).
мне нравится заниматься с детьми, ничего плохого не вижу. главное не упарываться ни в ту ни в другую сторону. то есть совсем как трава тоже плохо.
конференцию эту уже наперед купила в записи, семейное образовние молодцы, что затевают такие проекты.
Reply
А зачем? Что даст малышу умение различать буковки в 2-3 года?
--
Родителям даст определенное удовлетворение, что ребенок может не хуже (а то и лучше) возрастных норм. Это некий прогноз (не всегда верный), что будущем ребенку будет проще по жизни. Как со здоровьем, лучше бы чтобы оно было. Если нет - другая история, тоже жить можно счастливо, но это трудней и нетривиальней обычно.
Ребенку это дополнительная среда, игрушка, возможность игры, возможность новых взаимодействий (учишь язык - расширяются возможности общения, учишься музыке - тоже открывается новый мир). И если рано легко, то почему бы не рано? Ну еще и возможность получить социальное одобрение, почувствовать себя уверенней, компетентней (круто же что-то уметь). Вот Айкина подружка говорит ей "а ты рррррр не выговариваешь", а Айка говорит "у всех свои преимущества, а я зато читать умею".
Reply
Были же как раз исследования, что всё наоборот :)
Reply
в целом, интеллект довольно стабилен на протяжении жизни. ранне-детский меньше предсказывает взрослый, чем взрослый на разных этапах жизни. но детский тоже предсказывает.
детские проблемы с выполнением задачек, соотвествующих возрастным нормам - риск фактор депресивных, тревожный и прочих расстройств. конечно, бывает и наоброт. как и со здоровьем (бывает, что в детстве много болел, потом стал здоровеньким). но если ребенок здоров, то как-то спокойней за будущее (тоже не факт, но статистически прогнозы лучше).
вот например, статьи
"lower cognitive reserve, as operationalized by childhood IQ, is a risk factor for major depression and certain anxiety disorders, with greater comorbidity and persistence of disorder."
Longitudinal cohort study. Childhood mental ability was positively related to survival to age 76 years
---------------
(убрала ссылки на статьи, а то уходит коммент в спам). если погуглить гугл сколар, там много про то, что предсказывает детский iq
Reply
У кого это прополка огорода, у кого - чтение, у кого-то и прополка и чтение.
А когда буквы знает, а шнурки не умеет - это не раннее развитие.
Reply
Детей, которые бегло читают, излагают энциклопедические факты и умеют складывать двузначные числа, но не умеют держать карандаш и завязывать шнурки, я вижу регулярно.
И это ещё проблема другая:
развивать то, что само легко получается - легко и приятно.
А развивать те области, которые запаздывают - сложно и требует большой изобретательности.
Reply
Обувь бывает и без шнурков, не исключено, что шнурки вообще скоро станут таким же анахронизмом как портянки, а без умения читать в наше время, пожалуй, не обойтись.
Reply
С читать (в смысле распознавать английские буквы), как показывает практика - тоже проблемы. Китайские студенты их путают. Хотя казалось бы после обилия их иероглифов запомнить несчастные 26 букв...
Так что лучше уж ребенка учить попу самому себе вытирать к 1 классу, чем названия букв. Тем более до 3 лет. Знает? Прикольно! Не знает? Отстаньте от ребенка с буковками, поищите что ему интересно кроме них. Мир большой, что-то найдется.
Это я к тому, что буковки у нас в программу школы включены, а умение купить хлеб и убрать за собой в комнате - нет. Так что имхо больше бы внимания тому, чему школа точно учить не будет.
Reply
Reply
Да, это именно то, что нужно. Такой подход в итоге позволяет ребенку раньше прийти к осознанию самого себя. В частности осознать то, что учишься не для родителей или оценки, а для самого себя. А это уже даёт совсем другую мотивацию!
Reply
развитие же? развитие!
раннее? ну если с маленьким ребенком, то ранее. почему нет?
а вообще какой-то мутный термин)
Reply
термин неоднозначный, поэтому кто-то его охотно ругает,
а кто-то активно использует...
Reply
Leave a comment