Меня пригласили завтра, 26 февраля, рассказывать про математику для малышей на фестивале про дошкольное образованиеКогда мои дети были маленькими, было очень много книг, статей и разговоров про ранее развитие
( Read more... )
Мне кажется, что есть еще вот какой момент: нужно довольно много знать о развитии детей, о том, как они обучаются, чтобы заниматься с ними тем, что действительно полезно. Очень часто "бессмысленное и беспощадное" раннее развитие получается у тех родителей, у которых недостаточно информации.
Я одно время работала в одной библиотеке, и там у библиотекаря и у уборщицы были дети одного возраста, им было по 4 года. Уборщица была девушка из сильно неблагополучной семьи, мать одиночка, отец ее ребенка был в тюрьме, и она с ним уже года три не общалась. У нее была очень сильна идея, что у ее ребенка должна быть лучшая жизнь, что она с ним будет много заниматься развивать, он потом будет хорошо учиться... "Раннее развитие" были ее любимые слова. И вот она с двух лет долбила с ним алфавит и учила ни к чему в этом возрасте не применимую таблицу умножения. Библиотекарь была старше ее лет на десять, и постоянно декларировала прямо противоположное: "Я с моим ребенком совсем не занимаюсь", "Мой ребенок растет как трава, он и букв еще не знает", "Зачем ему таблица умножения, лучше я с ним лишний часик погуляю".
Мы часто видели этих детей вместе, они постоянно вместе играли (например, уборщица видела, что начальница приводит своего ребенка на работу, и своего тоже стала приводить, ну и вообще, там все помногу общались и вне работы). И каждому было видно, насколько сын библиотекаря более развит, насколько он лучше говорил, рассуждал, насколько больше всего умел, несмотря на то, что не знал букв и таблицы умножения. И уборщица явно завидовала и постоянно говорила что-то вроде: "Конееечно, у него гены какие! У него родители оба с высшим образованием! Он в них такой умный! А моему в кого умным быть?!" Но я-то и мам, и детей наблюдала со стороны, и я видела, насколько иначе библиотекарь общалась со своим ребенком: она намного больше с ним разговаривала, постоянно задавала вопросы, когда гуляла с ним, все ему показывала и комментировала. И это, конечно, все было намного плодотворнее и осмысленнее, чем таблицаумножения.
"она намного больше с ним разговаривала, постоянно задавала вопросы, когда гуляла с ним, все ему показывала и комментировала"
Да, это именно то, что нужно. Такой подход в итоге позволяет ребенку раньше прийти к осознанию самого себя. В частности осознать то, что учишься не для родителей или оценки, а для самого себя. А это уже даёт совсем другую мотивацию!
разговаривать, задавать вопросы, комментировать - тоже раннее развитие. развитие же? развитие! раннее? ну если с маленьким ребенком, то ранее. почему нет?
Да, это отличный пример, спасибо. Просто совет "больше разговаривать с ребёнком, отвечать на его вопросы и гулять, рассматривая мир вокруг" - кажется простым и банальным. Но грамотно говорить с детьми, чтобы речь и мышление действительно развивались - не так уж просто, и дело даже не в высшем образовании, это и очень образованные взрослые не всегда умеют. А учить буквы и таблицу умножения, конечно, было не очень осмысленно, но для того, чтобы это увидеть, нужно как раз образование, умение анализировать и тп
Однажды учёные провели эксперимент вроде как над крысами, а на самом деле над студентами. Студенты должны были обучать крыс определённым образом бегать по лабиринту. При этом одним студентам сказали, что им дали крыс особо сообразительных, другим -- что особо тупых. На самом же деле все крысы были одной породы и не проходили отбора на предмет умственных способностей, но студенты этого не знали. В результате у студентов, которые считали своих крыс особо сообразительными, крысы оказались обучены лучше, чем у тех, которые считали своих животных особо тупыми. Оказалось, что студенты, которые считали своих крыс особо сообразительными, и обучали животных аккуратнее, и вообще относились к ним бережнее, чем те, которые считали своих крыс особо тупыми. Не исключаю, что с описанными Вами детьми библиотекарши и уборщицы вышло то же самое.
Я одно время работала в одной библиотеке, и там у библиотекаря и у уборщицы были дети одного возраста, им было по 4 года.
Уборщица была девушка из сильно неблагополучной семьи, мать одиночка, отец ее ребенка был в тюрьме, и она с ним уже года три не общалась. У нее была очень сильна идея, что у ее ребенка должна быть лучшая жизнь, что она с ним будет много заниматься развивать, он потом будет хорошо учиться... "Раннее развитие" были ее любимые слова. И вот она с двух лет долбила с ним алфавит и учила ни к чему в этом возрасте не применимую таблицу умножения.
Библиотекарь была старше ее лет на десять, и постоянно декларировала прямо противоположное: "Я с моим ребенком совсем не занимаюсь", "Мой ребенок растет как трава, он и букв еще не знает", "Зачем ему таблица умножения, лучше я с ним лишний часик погуляю".
Мы часто видели этих детей вместе, они постоянно вместе играли (например, уборщица видела, что начальница приводит своего ребенка на работу, и своего тоже стала приводить, ну и вообще, там все помногу общались и вне работы). И каждому было видно, насколько сын библиотекаря более развит, насколько он лучше говорил, рассуждал, насколько больше всего умел, несмотря на то, что не знал букв и таблицы умножения.
И уборщица явно завидовала и постоянно говорила что-то вроде: "Конееечно, у него гены какие! У него родители оба с высшим образованием! Он в них такой умный! А моему в кого умным быть?!"
Но я-то и мам, и детей наблюдала со стороны, и я видела, насколько иначе библиотекарь общалась со своим ребенком: она намного больше с ним разговаривала, постоянно задавала вопросы, когда гуляла с ним, все ему показывала и комментировала. И это, конечно, все было намного плодотворнее и осмысленнее, чем таблицаумножения.
Reply
Да, это именно то, что нужно. Такой подход в итоге позволяет ребенку раньше прийти к осознанию самого себя. В частности осознать то, что учишься не для родителей или оценки, а для самого себя. А это уже даёт совсем другую мотивацию!
Reply
развитие же? развитие!
раннее? ну если с маленьким ребенком, то ранее. почему нет?
а вообще какой-то мутный термин)
Reply
термин неоднозначный, поэтому кто-то его охотно ругает,
а кто-то активно использует...
Reply
Просто совет "больше разговаривать с ребёнком, отвечать на его вопросы и гулять, рассматривая мир вокруг" - кажется простым и банальным.
Но грамотно говорить с детьми, чтобы речь и мышление действительно развивались - не так уж просто, и дело даже не в высшем образовании, это и очень образованные взрослые не всегда умеют.
А учить буквы и таблицу умножения, конечно, было не очень осмысленно, но для того, чтобы это увидеть, нужно как раз образование, умение анализировать и тп
Reply
Reply
Leave a comment