РАУ. Психология эволюции

Feb 28, 2008 23:37

Неожиданно получил в распоряжение полный рабочий день свободного времени. И замечательно им воспользовался - прочитал "Психологию эволюции" РАУ. Не могу не поделиться конспектом конспекта. Чтобы букв в жж было не слишком много (а у меня эта вещь однозначно претендует на настольную книгу), в четырех частях.

1/4:

Немногие из наших предков были совершенными леди или джентльменами; в большинстве своем они не были даже млекопитающими.

По замечанию д-ра Леонарда Орра, человеческий мозг ведет себя так, как если бы он состоял из двух частей: Думающего и Доказывающего.
Думающий может думать практически обо всем... Думающий может считать себя смертным, бессмертным, одновременно смертным и бессмертным (реинкарнационная модель) или даже несуществующим (буддизм)... Думающий может придумать себе болезнь и даже выздоровление.
Доказывающий - это гораздо более простой механизм. Он работает по единственному закону: что бы ни думал Думающий, Доказывающий это доказывает.
Конечно, довольно легко понять, что мозг других людей устроен именно так; намного труднее осознать, что точно так же устроен наш собственный мозг.

Наука достигает объективности или приближается к ней не потому, что отдельные ученые неподвластны действию психологических законов..., но потому, что научный метод - коллективное творчество - рано или поздно превосходит индивидуальные предубеждения. В дальней перспективе мы, как хочется надеяться, приближаемся все ближе и ближе к "объективной истине" век за веком. В близкой перспективе всегда действует закон Орра: Что бы ни думал Думающий, Доказывающий это докажет.

Мы, как вид, существуем в мире, где существуют мириады точек данных. На эти матрицы точек мы накладываем структуру, и мир обретает для нас смысл.

Идея Аристотеля, что для понимания чего-либо необходимо знать, чем оно является, была постепенно отброшена всеми науками по очень прагматической причине. Слово Является приводит к такому числу метафизических предположений, что о них можно спорить до бесконечности. В наиболее развитых областях науки... никто больше не употребляет слово Является. Говорят о модели (или карте), наиболее подходящей для понимания изучаемого явления или вещи. Вообще говоря, эта научная привычка избегать слова Является может оказаться полезной и во всех остальных областях мышления.

О чем бы вы ни сказали «является», оно на самом деле этим не является. (Кожибский)

Любое химическое вещество, попадающее в мозг, ...оказывая влияние на "сознание". Картофель - "психоделик", как и ЛСД, только более слабый. Переходы от вегетарианской диеты к обычной и наоборот также оказывают "психоделический" эффект. Поскольку "что бы ни думал Думающий, Доказывающий это докажет", все наши мысли являются психоделическими. Даже без экспериментов с диетой или наркотиками вы видите все, что, по-вашему, вам надлежит видеть... Чувственный опыт представляет собой неразбериху до тех пор, пока мы не создадим объясняющую его модель. Эта модель может прояснить его, но никогда не соответствует ему в точности. "Карта не является местностью"; вкус меню не совпадает со вкусом указанных в нем блюд.

Говоря о человеческом мозге как об электро-коллоидном компьютере, мы можем определить местоположение аппаратного обеспечения: внутри черепа. Что же касается программного обеспечения, то оно может находиться в любом месте и везде. Например, программное обеспечение, находящееся "в" моем мозгу, также существует и вне его - скажем, в форме книги, которую я прочитал лет двадцать назад и которая была английским переводом различных сигналов, переданных Платоном 2400 лет назад.

Каждый набор программ состоит из четырех основных частей:
1. Генетические императивы. Абсолютно жестко заданные программы, или "инстинкты".
2. Импринты, Более или менее жестко заданные программы, которые мозг генетически обязан принимать только в определенные моменты его развития, известные в этологии как моменты импринтной уязвимости.
3. Кондиционирование. Программы, накладывающиеся на импринты. Они заданы менее жестко и достаточно легко изменяются контр-кондиционированием.
4. Обучение. Еще более свободные и "мягкие" программы, чем кондиционирование.

Как правило, первичный импринт всегда сильнее любого последующего кондиционирования или обучения. Импринт - это такой вид программного обеспечения, который неразрывно слился с аппаратным обеспечением, отпечатавшись на нейронах в момент их особой доступности и уязвимости. Импринты - неотъемлемая часть нашей индивидуальности. В бесконечности возможных программ, представляющих собой потенциальное программное обеспечение, импринт устанавливает ограничения, определяет параметры и периметры, в пределах которых происходит все дальнейшее кондиционирование и обучение.

До появления первого импринта сознание младенца является "бесформенным и пустым" - как мир в начале Творения, согласно "Книге Бытия", или необусловленное ("просветленное", т. е. взорвавшееся) сознание в мистических традициях.
Как только образуется первый импринт, из плодородной пустоты начинает появляться некоторая структура. К сожалению, растущий ум становится пленником этой структуры. Он отождествляется с этой структурой; в некотором смысле он становится ею. Каждый успешный импринт усложняет программное обеспечение, определяющее наше восприятие и воспринимаемое нами как "реальность".

Следуя работам д-ра Лири (с некоторыми изменениями), мы для удобства разделим "аппаратное обеспечение мозга" на восемь контуров. [http://www.leary.ru/]

Четыре из этих восьми контуров - "древние" и консервативные - присутствуют у всех (кроме одичавших детей).

1. Оральный контур биовыживания. Импринтируется "матерью" и кондиционируется последующим питанием или заботой. Первоначально связан с кормлением (в частности, с сосанием материнской груди) и безопасностью (в частности, с прижиманием к матери). Обеспечивает механическое избегание всего вредного или хищного - или всего ассоциирующегося (благодаря импринтированию или кондиционированию) с вредным и хищным.
По Фрейду: оральный; в трансакционном анализе: Естественный Ребенок; у юнгианцев: ощущение.

2. Анальный эмоционально-территориальный контур. Импринтируется на этапе, когда ребенок поднимается на ноги, начинает ходить и бороться за власть в пределах семейной структуры. Этот контур, свойственный в основном млекопитающим, отвечает за территориальные правила, эмоциональные игры, хитрость, иерархию в стае и ритуалы доминирования или подчинения.
По Фрейду: анальный; в трансакционном анализе: Приспособленный Ребенок; у юнгианцев: чувство.

3. Времясвязывающий семантический контур. Импринтируется и кондиционируется человеческими артефактами и символьными системами. "Обрабатывает" и "упаковывает" окружающий мир, классифицируя все в соответствии с локальным туннелем реальности. Его функциями являются изобретение, вычисление, предсказание и передача сигналов через поколения.
Фрейд упустил из виду; в трансакционном анализе: Взрослый (или Компьютер); у юнгианцев: разум.

4. "Моральный" социо-сексуальный контур. Импринтируется первыми опытами оргазма в период полового созревания и кондиционируется племенными табу. Отвечает за сексуальное наслаждение, локальные определения "морального" и "аморального", продолжение рода, взрослую родительскую личность (половую роль) и воспитание потомства.
По Фрейду: генитальный; из схемы Юнга начисто выпал... все высшие контуры Юнг просто свалил в одну кучу под вывеской «интуиция».

Развитие этих контуров по мере эволюции мозга и по мере повторения этой эволюции мозга у каждого отдельного одомашненного примата (в процессе взросления) делает возможным выживание генофонда и передачу культуры из поколения в поколение.

У каждого из нас есть «любимый» контур - тот, который импринтирован сильнее других контуров. Непонимание друг друга значительно усиливается тем фактом, что немногим из нас знакома эта система контуров, поэтому мы все склонны предполагать, что человек, с которым мы общаемся, находится в одном контуре с нами.

[Продолжение конспекта]
UPD: Мысли, изложенные РАУ, замечательно встроились в ряд между Э.Б. (конспект) и К.У. (конспект)

книги, понимать друг друга, понимать

Previous post Next post
Up