Любой многоклеточный организм должен, в целях выживания, содержать жестко заданный контур биовыживания, который попросту программирует выбор «или-или»: ИДТИ ВПЕРЕД к пище, к защитнику, или ИДТИ НАЗАД, от угрозы, от хищника. Любое млекопитающее привязывает контур биовыживания к первому импринтированному объекту биовыживания: материнскому соску. Вот почему... курить... жевательные резинки... обкусывают ногти, сосут пальцы, грызут кончики ручек, едят больше, чем необходимо, покусывают губы, жадно глотают транквилизаторы и витамины, жуют усы... а за закрытыми дверями спален...
Когда в неожиданной ситуации в мозгу взрослого человека начинают активизироваться химические вещества беспокойства напуганного ребенка, он вряд ли способен наблюдать, судить или решать что-либо с большой точностью... Пробудившись, мы смогли бы увидеть совсем другой мир.
В контуре биовыживания отсутствует понятие времени. Импринт закрепляется случайно - обстоятельствами в момент импринтной уязвимости (Вспомните гусенка, который импринтировал шарик для пинг-понга). У некоторых импринтируются храбрость, любознательность и стремление к исследованиям; у других - робкость, инфофобия (страх непредвиденного) и замкнутость... Все это - поведение роботов, пока человек не научится перепрограммировать и переимпринтировать контуры собственного мозга. «Я и сам не понял, как сделал это», - говорит солдат, осужденный трибуналом за трусость или награжденный за храбрость.
На жесткое импринтирование контура биовыживания накладывается «более мягкое» кондиционирование. Это позволяет раздвинуть безопасный периметр от материнского тела до границ стаи или племени - «расширенной семьи».
Современный человек не ищет биобезопасности в генофонде... Биовыживание зависит от кусочков бумаги. В традиционном обществе принадлежность к племени была биобезопасностью, а изгнание - ужасом и смертельной угрозой. В современном обществе биобезопасностью является обладание бумажками (деньгами), а ужасом - лишение их... Динамика процентных ставок со времени разгрома Наполеона в 1812 году и динамика уровня самоубийств за эти же сто двадцать лет... Эти две кривые практически совпадали.
Антисемитизм - сложное заблуждение, имеющее множество граней и причин, но в своей классической форме («заговор евреев-банкиров») он выражает очень простую идею: враждебный генофонд контролирует бумажки, обеспечивающие нашу биобезопасность. Подобная паранойя неизбежна в денежной экономике: у наркоманов существуют свои мифы о поставщиках героина...
Cоциализм, тоталитаризм и т. п. представляют собой попытки (с разными соотношениями рациональности и истерии) восстановить племенную связь путем замены генофонда государством... А в реальном тоталитаризме, где поддельное отождествление государства с племенем достигает уровня нового мистицизма, паранойя становится вообще тотальной. Настоящая связь может возникнуть только в небольших группах, где все друг друга знают. Отсюда происходит постоянное (хотя труднодостижимое в условиях постиндустриального общества) стремление к децентрализации...
...Что бы ни думал Думающий, Доказывающий это докажет. Каждый день люди душат свои внутренние органы, потому что боятся. «все болезни являются проявлением страха» (заменить слово «все» на более осторожное слово «большинство»).
Абсолютная вера в то, что «Бог» поддерживает вас, излучается мозгом в течение дня, день за днем, давая мышцам сигнал расслабиться и, таким образом, возвращает вам естественную жизнерадостность и здоровье.
Второй контур - эмоционально-территориальная система мозга - занимается исключительно силовой политикой. Этот «патриотический» контур присутствует у всех позвоночных и имеет возраст... до миллиарда лет... и связан с мышцами.
Как всегда, в зависимости от событий окружающего мира - того, что происходит в точках нейрологической уязвимости, - этот контур определит либо сильную, доминирующую, либо слабую, подчиненную роль... Если не употреблять этологических терминов, то эмоционально-территориальный контур - это то, что мы обычно называем «эго». Эго - это просто осознание своего статуса в стае.
«Эгоист» ведет себя... «как будто ему всего два года» потому, что эго представляет собой импринт этапа, на котором ребенок обучается ходьбе и туалетным процедурам... В большинстве обществ подобные типы вытесняются в военную сферу, где их склонности находят надлежащее этологическое применение в защите племенной территории. Анальная ориентация этого контура объясняет необычность военной речи, впервые отмеченную Норманом Мейлером: слово «задница» служит для обозначения личности в целом, а слово «дерьмо» - для обозначения окружающих обстоятельств.
В терминах современной теории различия между одомашненными приматами (людьми) и другими одомашненными животными практически равны нулю, пока мы говорим о первых двух контурах. (Так как большинство людей проводит большую часть своей жизни в пределах этих примитивных контуров, различия часто менее очевидны, чем сходства.)
Сетка первого и второго контуров... четыре квадранта были известны еще на заре человеческого самоосознания. В терминологии средневековой психологии «нравов» эти четыре импринтных типа известны как:
Желчный нрав (Враждебная сила, склонна к параноидальной замкнутости; тиран должен править, но он также боится): «Я в порядке, а ты не в порядке».
Сангвинический нрав (Дружелюбная сила): «Я в порядке, и ты в порядке».
Холерический нрав (Враждебная слабость): «Я не в порядке, и ты не в порядке».
Флегматический нрав (Дружелюбная слабость): «Я не в порядке, а ты в порядке».
В офисах психотерапевтов чаще всего оказываются флегматики (дружелюбная слабость; зависимый невротик), которые добровольно ищут переимпринтирования. С ними не все в порядке, однако они глубоко верят, что врач хорош.
Желчные (враждебная сила) и холерики (враждебная слабость), могут оказаться у психотерапевта... если их коллеги, семьи или, чаще всего, постановление суда вынудят их попробовать переимпринтировать обременительную враждебность.
Сангвиники (дружелюбная сила) практически никогда не обращаются к психотерапевту. Они, как правило, удовлетворены своей жизнью и всем обществом. Обычно они попадают к психотерапевту только по направлению лечащего врача, который догадывается о причине их недугов (принимают на себя слишком большую ответственность и взваливают на себя слишком большую ношу).
Эта система не претендует на неоспоримость и не подразумевает, что существует только четыре типа гуманоидных роботов. Другие контуры намного все усложняют: некоторые импринты расплывчаты (частично покрывают два или более квадрантов)... Не забывайте, что все эти категории приняты для удобства и в природе отсутствуют те резкие границы, которые мы используем при ее моделировании.
...Итак, если поместить этих четырех приматов на необитаемый остров, можно предсказать, примерно с той же вероятностью, с какой химик предсказывает нам результат соединения четырех элементов, что субъект №1 и субъект №4 (дружелюбная сила и враждебная сила) попытаются захватить власть - №1 для того, чтобы помочь другим, №4 потому, что он не может представить у руля никого другого. №1 уступит №4, так как хочет, чтобы все шло хорошо в интересах других, а это невозможно, если №4 не окажется наверху. №2, дружелюбную слабость, не интересует, кто будет у власти, лишь бы кто-то другой принимал решения. А №3, также независимо от того, кто будет у власти, будет жаловаться (и жаловаться, и жаловаться), избегая любых действий, требующих ответственности.
...независимо от того, рождаемся ли мы с предрасположенностью к определенному квадранту, все организмы появляются на свет с предрасположенностью к импринтной уязвимости, а импринт, будучи установленным в нейросистеме, действует так же автоматически, как любая генетическая жестко заданная программа.
Ницше утверждал, что св. Павел уничтожил евангелие (благую весть) Иисуса, заменив ее дисангелием (дурной вестью). В представлении Ницше евангелие Иисуса было сублимированной волей к власти. Путем сознательной эволюции к Свехчеловеку. Дисангелие же св. Павла было традиционной моралью рабов - «Рабы, повинуйтесь вашим господам», но лелейте свою злопамятность в твердой уверенности, что вы «хороши», а они «плохи», и в конце концов вы будете наслаждаться, наблюдая, как они горят в вечном огне ада. По мнению Ницше, все, что прибавил к этому Маркс, заключается в идее сжигания и наказания правящего класса здесь и сейчас (вместо того, чтобы ожидать, пока Бог займется ими в посмертии).
Опиаты и малые дозы алкоголя, похоже, запускают нейропередатчики, характерные для первого контура (спокойствие после обильного кормления грудью). Большие же дозы алкоголя часто запускают нейропередатчики, характерные для территориальной борьбы. Обратите внимание, как обогащается анальный словарь враждебно настроенных пьяниц по мере увеличения принятой дозы алкоголя.
[Продолжение конспекта]