Третий семантический контур имеет дело с артефактами и создает «карту» (туннель реальности), которую можно передавать Другим, даже через поколения. Такими картами могут быть картины, проекты, инструменты (сопровождаемые вербальной инструкцией по применению), теории, музыка...
Человеческие существа (одомашненные приматы) относятся к созданиям, использующим символы. ...Те, кто правит символами, правит нами. Если Моисей, Конфуций, Будда, Мухаммед, Иисус и св. Павел до сих пор оказывают живое влияние... то только потому, что их Сигнал был донесен до нас человеческими символьными системами.
Семантический контур позволяет нам по желанию подразделять и заново соединять вещи. Его беспокойному навешиванию ярлыков и сортировке опыта нет конца. Для вида, который обладает способностью к символизированию, вычислению, абстракции, время всегда будет «временем перемен».
На обычном языке семантический контур называется «умом» («очень умен» - ...у этого человека хорошо подвешен язык, т.е. он хорошо использует семантический контур).
...«разум - продажная девка», т. е. что семантический контур открыт для манипуляций со стороны более древних, более примитивных контуров. Эти два рефлекса млекопитающих известны соответственно как Религия и Патриотизм. Если, например, какой-то бедняга привык к определенному жизненному статусу - «Я белый, а не какой-то там чертов ниггер» или «Я нормальный, а не какой-то там педик»... - любая попытка проповедовать терпимость, гуманизм, релятивизм и т.п. будет обрабатываться в нем не семантическим, а эмоциональным контуром и расцениваться как атака на статус (эго, социальную роль).
Люди, у которых основной импринт приходится на третий контур, обычно вырастают «церебротониками» (их называют «яйцеголовыми»)... почти всегда игнорируют или относятся враждебно к функциям первого и второго контуров. Игривость их озадачивает (кажется им глупой или эксцентричной), а эмоции одновременно сбивают с толку и пугают.
Как и в случае с предыдущими контурами, все кондиционирование и обучение семантического контура строится на фундаменте жесткого импринта. Многие идеи, мыслимые экзистенциально, немыслимы социально, потому что (а) в данном обществе все имеют примерно одинаковый семантический импринт и (б) ежедневно это укрепляется предположениями, которые механически принимаются за истину.
Гений - это тот, кому в результате некоего внутреннего процесса удалось пробиться к седьмому контуру (малое нейрологическое чудо, называемое неопределенным термином «интуиция») и вернуться назад, к третьему, уже со способностью нарисовать новую семантическую карту, построить новую модель реальности. Нет нужды говорить, что это всегда является глубоким шоком для тех, кто заперт в ловушку старых, роботических импринтов, и обычно расценивается как территориальная угроза (в идеологическом пространстве).
Первый и второй контуры представляют собой Эволюционно Устойчивые Стратегии... построены на отрицательной обратной связи (в биологическом смысле). Они поддерживают гомеостаз - т. е. неизменно возвращаются к тем же эколого-этологическим состояниям равновесия.
Третий, семантический контур является Эволюционно Неустойчивой Стратегией. Точнее было бы называть его не эволюционным, а революционным... механизм, который кибернетики и биологи называют положительной обратной связью. Он не возвращается к устойчивому состоянию, но постоянно стремится к новому равновесию на более высоком энергетическом уровне. (Отрицательная обратная связь возвращается к фиксированному состоянию, словно термостат. Положительная обратная связь ищет подвижную цель, словно самонаводящаяся ракета.)
Два первых контура отвечают за поддержание всего, что в человеке более или менее постоянно. Они полностью цикличны... Третий контур всегда сдерживался и жестко ограничивался правилами, законами, запретами, табу и т.д., так как он разрушает подобные циклы. Он ведет, если ему предоставить свободу, по спирали, устремленной вверх. В обществах, где третьему, семантическому контуру предоставлена частичная свобода - освободить его до конца еще не решалось ни одно общество, - немедленно возникает эта спираль.
Социополовой контур активизируется и импринтируется в юности, когда сигнал ДНК пробуждает половой механизм. Подросток становится растерянным обладателем нового тела и нового контура, который ориентирован на оргазм и слияние сперматозоидов с яйцеклеткой... как любое другое животное в брачный период, бродит в полубезумном состоянии, задыхаясь в поисках сексуального объекта. Импринтная уязвимость в этот момент необычайно велика, и первые сексуальные сигналы, запускающие юношескую нервную систему, запоминаются на всю жизнь и до самой смерти определяют сексуальную реальность индивида. Неудивительно, что в эти чувствительные моменты могут приобретаться самые разнообразные фетиши. Гетеросексуальность или гомосексуальность, безудержное распутство или робкое безбрачие и т.д. - все это обычно импринтируется в моменты импринтной уязвимости точно так же, как биовыживательное беспокойство импринтируется событиями, произошедшими в период кормления грудью, эмоциональное доминирование или подчинение - событиями в период обучения ходьбе, символическая смышленость или «тупость» - событиями в период изучения окружающего мира. Так называемым «примитивным» народам известны эти факты, поэтому они окружают моменты импринтной уязвимости ритуалами, «испытаниями», «обрядами посвящения»...
Четвертый контур с почти полным правом можно назвать контуром вины: почти все почти везде занимаются тем, что скрывают свой истинный сексуальный облик и играют на людях некую сексуальную роль, «общепринятую» для их пола в их племени. В обычном языке импринт в социополовом контуре обычно назыается «зрелой личностью» или «сексуальной ролью», «Родитель».
Младенец генетически подготовлен к изучению любого языка, овладению любыми навыками, исполнению любой сексуальной роли; через очень короткий срок, однако... начинает механически, роботически воспринимать ограничения своей социальной и культурной среды, следовать им и воспроизводить их.
Выживание и поддержание статуса даются ценой утраты бесконечных возможностей необусловленного сознания. Пока мы остаемся во власти древних контуров, мы мало чем отличаемся от насекомых. Точно так же, как насекомые из поколения в поколение повторяют свои четырехэтапные программы (яйцо, личинка, куколка, взрослая особь), мы повторяем наши циклы. Древние контуры генетически консервативны: они обеспечивают выживание и продолжение рода, но не более того.
Половое влечение, совокупление, воспроизведение, наследственность, генетический дрейф и будущая эволюция - стохастические процессы... Табу и мораль - попытки племени управлять случайным элементом, чтобы формировать желаемое будущее.
«Мораль» пытается управлять стохастическим эволюционным процессом двумя способами - либо при помощи табу и заповедей вклиниваться между половым влечением и его удовлетворением, либо вклиниваться между совокуплением и воспроизведением. Второй случай представлен обычаем детоубийства... для жертвенного умервщления, как правило, выбираются дети, которые... или как-либо еще «отмеченные богами»... подлинной функцией подобных практик является контроль над рождаемостью... где неуправляемое размножение привело бы к катастрофе.
Любая форма «морали» в некоторой степени обременительна для каждого, так как никто и никогда не имел в точности тот сексуальный импринт, которого желало от него племя. Более сложные тотемные культы (величающие себя «высшими религиями») учли этот момент, создав доктрины об искуплении. Они позволяют индивиду периодически получать ритуальное «прощение» за то, что он отступил от образа совершенного сексуального робота, созданного племенной моралью.
Основная функция социополового контура у высших приматов заключается в формировании взрослой личности - родителя. По определению, родитель - это тот, кто заботится о молодых представителях вида; в родителе также генетически заложено беспокойство о молодом поколении. У людей, обладающих способностью символизировать, это означает планировать и надеяться. На языке мистиков это означает быть «прикованным к колесу кармы»; первым шагом к избавлению от привязанности четвертого контура в большинстве мистических традиций является обет безбрачия. Те, у кого основной импринт приходится на этот контур, красивы... всегда выглядят как... идеальный субъект совокупления-любви-защиты.
Будучи однажды сформулированной, мораль служит не только в качестве препятствия генетическому дрейфу, но и в качестве тормоза для нововведений в третьем контуре. Шаманы, священники и т. п. определяют, какие идеи «моральны», а какие - «аморальны». Любое новшество - все, что способно разрушить племенной цикл, т. е. вырвать нас из циклического мифического «времени» в линейное, прогрессивное, революционное «время», - обычно очень быстро определяется как «аморальное».
Средний человек наиболее «открыт» и «любознателен» с философской точки зрения до принятия им сексуальной роли взрослого или родителя. После воспроизведения у него остается мало времени и (в силу санкций, налагаемых каждым племенем на «ересь», т.е. новые идеи) еще меньше склонности к размышлениям третьего контура. Таким образом, третий контур позволяет нам выйти из цикличного племенного времени к линейному прогрессивному времени; но четвертый контур заворачивает нас назад, в цикл.
Гомосексуалисты могут и не быть основным источником культурных новшеств, как заявляют некоторые их защитники, но одно несомненно: они делают больше, чем им было уготовано. Почему? Они не попадают в ловушку родительских ролей.
...(методы воспитания детей) оказываются «грубыми» и «тупыми», только если видеть, подобно вышеуказанным еретикам, цель воспитания в формировании нормального, уравновешенного, творческого человека. В РЕАЛЬНОМ МИРЕ ЭТО НИКОГДА НЕ БЫЛО ЦЕЛЬЮ НИ ОДНОГО ОБЩЕСТВА. Традиционные методы воспитания совершенно логичны, прагматичны и здоровы для достижения истинной цели общества, ... создать полуробота, который максимально близко подражает общественному идеалу - как в рациональных, так и в иррациональных аспектах, перенимая как мудрость веков, так и всю накопленную человечеством жестокость и глупость: полностью сознательная, пробужденная (избежавшая промывания мозгов) личность не сможет точно вписаться ни в одну из ролей, предлагаемых обществом.
Демократия не привела к успеху... общество не поощряет развитие интеллекта у большинства людей, а скорее жестко программирует их сравнительную тупость, что необходимо для их максимального соответствия наиболее традиционным видам деятельности... Естественно, они обычно голосуют за какого-нибудь шарлатана, которому удается активизировать их примитивные биовыживательные страхи и территориальную («патриотическую») воинственность.
Интеллектуал, видя эти печальные результаты, все же продолжает верить в «демократию» слепой верой, подобной вере католиков, коммунистов или змеепоклонников... любимцы интеллигенции обращались к третьему контуру, который у большинства приматов еще не развит в достаточной степени.
[Окончание конспекта]