РАУ. Психология эволюции. 4/4:

Feb 28, 2008 23:31


...Это объясняет... почему подвергнутая промыванию мозгов жертва начинает угождать, благодарить и, в конце концов, «уважать» промывателя мозгов. Независимо от того, добровольно ли субъект попадает в эти новые условия или его похищают (или арестовывают, как в полицейских государствах), цель следующего этапа обработки - сломать его эмоционально-территориальные импринты второго контура. Это значит, что субъекта продолжают кормить (поддерживать оральную зависимость первого контура) и в то же время всеми возможными способами атакуют его эго второго контура...: «Ты совершенно неправ. Мы совершенно правы. Очень маловероятно, чтобы такой неправый, как ты, когда-либо стал правым, но мы постараемся тебя переделать». Конечно же, широко используется анальный словарь территориального статуса. Идеальный субъект должен почти забыть свое имя и быть готовым отзываться на окрик «Эй, ты, задница!».

Чувство «Низшего Щенка» может быть усилено периодическими дозами настоящего страха... Облегчение, которое он испытывает, когда все это оказывается блефом, создает идеальную импринтную уязвимость... Прошедшие инициацию в качестве мастера-масона, я думаю, признают, что это и есть та самая «отметка, которую ты унесешь с собой в могилу».

...Символическими и менее жесткими вариантами этого обряда являются бар-мицва и конфирмация - церемонии наших местных мегаплемен.

Перерождение второго контура можно считать практически завершенным, когда Низший Щенок начинает искренне (а не лицемерно) искать одобрения Высших Щенков. Призывник сначала старается угодить сержанту, чтобы избежать дальнейших унижений и наказаний. Постепенно он начинает по-настоящему хотеть угодить сержанту, т. е. доказать, что он не совсем плох и «достаточно хорош» для того, чтобы быть солдатом. Теперь легко пройдет переимпринтирование третьего, семантического контура.

...Нейрологическая и социологическая функция подобной «глупости» (от которой Рационалист теряет дар речи) состоит в отделении тех, кто находится в новом туннеле реальности, от тех, кто находится за его пределами. Это способствует групповой солидарности... и дискомфорта в редких случаях, когда возникает необходимость в общении с теми, кто находится вне семантической системы промывателя мозгов. Группа, конечно, должна обеспечить, чтобы эта отчужденность переживалась как «превосходство».

После перечисленных выше процедур сектанты и террористы обычно приступают к изменению жестких схем в четвертом, социополовом контуре (правительства, как правило, оставляют этот контур в покое, так как правительственные агенты, в своем большинстве представляя смесь пуританства и авторитарности, боятся иметь дело с грубым Эросом).

В основе проблем современного мира лежит тот факт, что эти туннели реальности более не изолированы друг от друга. Еще каких-нибудь сто (а в некоторых регионах мира вообще двадцать) лет назад человек мог спокойно прожить жизнь в уютном коконе местного туннеля реальности. Сегодня мы постоянно сталкиваемся с людьми, живущими в совершенно разных туннелях реальности. Это создает огромную враждебность в самых невежественных умах, метафизический и этический беспорядок в умах более сложных и растущую дезориентацию у всех без исключения - мы называем эту ситуацию «кризисом ценностей».

Так как каждый «отдает предпочтение» одним контурам перед другими, в каждом обществе существуют люди, в которых легко распознать Нарциссистов (роботов первого контура), Эмоционалистов (роботов второго контура), Рационалистов (роботов третьего контура) и Моралистов (роботов четвертого контура).

Роботы-рационалисты... постоянно напуганы и удручены той (большой) частью человеческого поведения, которая проявляется в животной политике второго контура. Они считают, что раз это территориально-эмоциональное («патриотическое») поведение нерационально, оно не должно существовать. Они слепо верят в Дарвина, но нервничают при слове «дарвинизм» (поскольку он признает животную политику в качестве до сих пор действующей Эволюционной Стратегии) и отвергают данные этологии, генетики и социобиологии. Они недолюбливают остальных представителей человеческой расы, которыми не управляет их любимый контур, и с тревогой осознают, что остальные представители человеческой расы не любят их.

Этих роботов-рационалистов также весьма смущают новые контуры - некоторые из них даже посвящают большую часть жизни написанию статей и книг, «доказывающих», что новых контуров не существует и что все ученые, получившие подтверждение их существования, - лжецы, дураки, неудачники, шарлатаны или Проклятые Еретики.

Мы можем лишь еще раз обратить внимание на то, что каждый туннель реальности, созданный мозгом одомашненного примата, представляет собой срез личной истории этого мозга; и каждый такой конечный туннель реальности так же «персонализирован», как музыка Баха или Бетховена, картины Рембрандта или Пикассо, романы Джойса или Раймонда Чэндлера, католичество или дзэн-буддизм, политика либертарианизма или ИРА, архитектура собора св. Павла или Диснейленда... Каждое из этих произведений искусства представляет «реальность» для тех, кто его создал и живет в нем. Рационализм - не более чем еще одно групповое произведение искусства, чуть менее терпимое, чем другие, чуть более полезное в технике, чем другие, и немного глупое, когда оказывается не в состоянии превзойти последнюю созданную им парадигму.

Пожалуй, пранаяма была единственным в жизни Кроули, к чему он относился серьезно. Опыт автора этой книги свидетельствует, что пранаяма снимает все формы депрессии и облегчает глубокое горе, смягчает гнев и избавляет от обид, она благотворно действует на здоровье, а иногда вылечивает даже серьезные заболевания.

Некоторые счастливчики попадают в экстаз пятого контура сразу же, минуя ужасы...

Жития святых полны историй, которые либо кажутся «чудесами» большинству, пребывающему в четвертом контуре, либо отвергаются как «ложь, обман и небылицы» догматическим рационалистом третьего контура, но являются абсолютно нормальными с точки зрения полиморфного сознания пятого контура. Каждый, у кого развит пятый контур, будет говорить как пантеист независимо от того, знает ли он о «философии» пантеизма.

Роботизированный Рационалист боится и отвергает блаженство пятого контура и его холистические интуитивные способности (точно так же, как роботизированный Эмоционалист боится и отвергает рассудок третьего контура).

...по одному из любимых изречений Лири, «Нельзя делать хорошее, пока не чувствуешь себя хорошо». Точно так же, как несчастье ищет компанию, счастье и хорошее самочувствие нуждаются в том, чтобы и другие были счастливы и чувствовали себя хорошо. (Первый урок адепта пятого контура - научиться контролировать в себе всплески альтруизма и не превращаться в зануду, пытаясь заставить всех быть счастливыми...)

«Совершенная любовь избавляет нас от страха» - именно так нейросоматическое пробуждение избавляет человека от болезни... «любовь врача излечивает пациента»...

Бетховен однажды сказал: «Тот, кто поймет мою музыку, никогда больше не будет несчастен». Его музыка - это песня шестого контура - Геи, Жизненного Духа, начинающего осознавать Себя, Свои силы и способность к бесконечному развитию.

Каждый из нас замкнут в туннеле реальности (предположение-потребление), созданном собственным мозгом. Мы не "видим" и не "ощущаем" его в качестве модели, созданной нашим мозгом. Мы автоматически, бессознательно, механически "видим" и "ощущаем" его вне нас и считаем его "объективным". Когда мы сталкиваемся с кем-либо, чей отдельный туннель реальности явно отличается от нашего, мы слегка пугаемся и всегда теряем ориентацию. Мы склонны считать, что эти люди либо сумасшедшие, либо пытаются нас каким-то образом надуть, либо это спланированный розыгрыш.

Если разобраться, все споры и ссоры по поводу НЛО вращаются вокруг тех двух категорий, которые я бы назвал центральными. Это невинные на первый взгляд понятия "внутреннее" и "внешнее". Грубо говоря, к "скептикам НЛО" относятся те, кто заявляет, что НЛО находится "внутри" наблюдателя ("галлюцинация", ошибка и т. п.), а к "верующим" - те, кто заявляет, что НЛО находится "вне" наблюдателя (объективное существование). Таким образом, эйнштейновский и операциональный подход будет состоять в том, чтобы принять единство "НЛО-наблюдатель" и прекратить разделять его на "НЛО" и "наблюдателя".

Художник, бежавший из сумасшедшего дома, в который его (справедливо или несправедливо) упекли, решил нарисовать поле, на котором очутился. Закончив, он изучил результат и понял, что чего-то не хватает, а именно - его и его полотна, которые являются частью поля. Он начал рисовать заново и изобразил посреди поля себя и полотно. Вновь подойдя к результату философски, он понял, что чего-то по-прежнему недостает: а именно - его и полотна, на котором он изображает себя и полотно посреди поля. Он начал перерисовывать картину в третий раз...

Контур метапрограммирования - известный как «душа» в гностицизме, «не-ум» (у-синь) в Китае, Белый Свет Пустоты в тибетском буддизме, шива-даришна в индуизме.

Когда происходит сдвиг парадигмы - то есть когда мы начинаем видеть вещи по-другому, - весь мир переделывается заново.

Вывод: то, чем вы являетесь, и ваше представление о самом себе - результат творческой деятельности вашего мозга. Что касается мира «вне» вас, то он, безусловно, создан не вами. Но именно потому, что он создан не вами, вы никогда не сможете его познать... разве что приблизительно. То, что вы знаете и считаете «миром вне вас», является еще одной частью вашего мозга, составившей из своих контуров модель, которую вы отождествляете с внешним миром. В этом заключается значение высказывания, что сознание и его содержимое функционально идентичны.

Чем более вездесуща тайная полиция, тем больше вероятность, что умные люди будут относиться к правительству со страхом и отвращением. Правительство, обнаружив, что все большее число граждан относится к нему со страхом и отвращением, в целях защиты увеличит размер и власть тайной полиции. Вновь появляется бесконечный регресс.

Согласно Пригожину, любая организованная система пребывает в динамическом напряжении между энтропией и негэнтропией, между хаосом и информацией. Чем сложнее система, тем выше ее неустойчивость. Нестабильность - это не всегда плохо: на деле, она совершенно необходима для возникновения эволюции. Пригожий доказал эволюционное значение неустойчивости при помощи им же созданной концепции «диссипативной структуры». Диссипативная структура обладает высокой сложностью и, в силу этого, высокой неустойчивостью. Чем она сложнее, тем выше ее неустойчивость, естественно, математическая; чем выше ее неустойчивость, тем выше вероятность возникновения в ней изменений - то есть развития. Все диссипативные структуры постоянно колеблются между саморазрушением и реорганизацией на более высоком уровне информации (связности).

Хоть это и звучит мрачно, на деле все не так. Выкладки Пригожина весьма оптимистичны. Он показывает, что с математической точки зрения структуры большой сложности - такие, как наше современное мировое человеческое общество... с гораздо большей вероятностью «диссипатируют» к высшей связности, чем к саморазрушению.
(Вся книга здесь)
Previous post Next post
Up