5.1. Изображение миров и их частей называют искусством.
Подробнее:
Еще искусством называют, например, искусность. С искусностью тоже не все однозначно. Искусность прыгающей по веткам обезьяны - того же сорта, что искусность алкаша, падающего, но встающего и продолжающего свой путь, - это естественные движения живых существ в типичных жизненных условиях. Искусность же, приобретенная целенаправленными тренировками, родственна искусству, так как являет чудо.
5.2. Изображения миров и их частей будем называть картинами, потому что такие слова, как изображение, произведение и т.п. равно применимы как к процессу, так и к полученному результату.
Подробнее:
Например, картины природы, написанные кистью Левитана или пером Пришвина, картины битвы, представленные в 3-ей симфонии Бетховена, картинки, оживающие перед зрителями на концертах чтецов и юмористов...
5.3. Все, сознательно привносимое в мир, называют искусственным.
Подробнее:
К искусственному следует относить не только материальные, но и нематериальные объекты, например, идеи, суждения, тексты. Искусственное - не обязательно созданное людьми. В эту категорию нередко относят и плотины бобров, и объекты, создаваемые сверхъестественными созданиями или роботами инопланетян... Мы различаем, умерла овца "естественной смертью", или убита - человеком или волком. Искусственным (более, чем другие понятия) является и понятие "искусственный": искусственному обычно противопоставляется естественное, что должно означать неестественность (порочность?) всего, что мы делаем.
5.4. Для изображения миров (создания картин) используются различные средства: слова, краски, царапины... любые объекты и их комбинации.
Подробнее:
Верно и обратное: использование объектов "неутилитарно", как символов, для составления изображений - признак деятельности художника.
5.5. Как контур тела антилопы - кривая линия - отождествляется у зрителя с антилопой, так и любые другие объекты, став символами или знаками, могут отождествляться с "настоящими объектами".
Подробнее:
С пиктограммами и словами это достаточно очевидно. Языки знаков по мере необходимости расширяются, развиваются и, исчерпав очевидные ассоциации, пополняются все более и более искусственными.
5.6. С появлением картин (наскальных, напесочных, устных) мир людей (племени) кардинально изменяется. Во-первых, он становится неединственным.
Подробнее:
О том, что многие из изображенных миров "ненастоящие", договориться, конечно, нетрудно. Но с тем, что считать настоящим миром или мирами, возникают серьезные проблемы.
5.7. Во-вторых, к вкусным и опасным противникам, желанным самкам, сильным воинам... из новых миров добавляются образы - объекты, лишенные привычных качеств.
Подробнее:
Так и представляю себе сценку: рядом с рисующим оленя художником стоит другой, подсказывающий: вот так еще рог заверни, вот здесь еще ответвление добавь. - Зачем? - Фиг его знает!
5.8. Сравнение образов, не обладающих реальными свойствами, из изображенных миров вынуждает введение "идеальных" качеств.
Подробнее:
Так человечество пришло к понятию красоты. Разрисованные тела и бусы из зубов и ракушек здесь ни при чем. Это - куда более древние "изобретения эволюции": самцы всегда стремились выгодно себя подать, дабы им подадено было.
5.9. Картина, воспринимаемая зрителем, рождается как субъективная интерпретация им "произведения", поэтому зритель - полноценный соавтор и несет не меньшую ответственность за свою версию картины, чем "первый" автор.
Подробнее:
Собственно, произведения может и не быть. Общеизвестные примеры "несуществующих картин" - подстерегающие нас в темноте страхи, пятна Роршаха, созвездия... А сколько недооцененных предшественников Малевича рисовали черные квадраты!
И наоборот. Решив, что мне картина неинтересна, я отказываюсь от соавторства. И произведение в моем мире "почти не существует" :)
5.10. Интерес к конкретным произведениям искусства говорит о том, что "утилитарно бесполезное" только кажется бесполезным. Полезность произведения искусства не столь очевидна, как полезность "утилитарного" объекта, но она, несомненно, существует. Будем называть ее "эстетической".
Подробнее:
И в одном, и в другом случае налицо два вида полезности. Можно наслаждаться изображенным на картине, и можно использовать картину для завешивания дырки в стене; можно наслаждаться красотой крепости, а можно использовать крепость для защиты от врагов. Попробуем, говоря о полезности произведений, ограничиваться их содержанием, отделяя эстетическое от прочего.
5.11. Ценность произведения определяется не только "объективно ему принадлежащими" идеальными качествами, но и качествами "внешними" - например, модой, мнением об авторстве, об авторе. Произведения вне своего "культурного контекста" бесполезны и не обладают художественной ценностью.
Подробнее:
Невозможно оценить роман, написанный на незнакомом языке, отличить без специальных знаний алмазное колье от бижутерии, оригинальную картину от точной копии, заляпанную краской стену от работы абстракциониста... Знаменитая Джоконда до ее похищения не была столь знаменитой, Бах был "открыт" для современной музыки Мендельсоном, а поп-звездочкам для признания зачастую даже хорошо петь необязательно.
"О вкусах не спорят" - гуманное решение для случая, когда контексты спорящих далеки друг от друга.
5.12. Оплачивая произведение (деньгами или временем, например), мы приравниваем его ценность к ценности утилитарно полезных вещей и ожидаем от него конкретной пользы, выражаемой словами Красивое, Необычное, Познавательное, Страшное, Увлекательное...
Подробнее:
Я ничего не упустил (разговор о коллекционировании - в части 4)? Кажется, ничего другого слышать не приходилось. А теперь уберу из списка Познавательное: это - такая же утилитарная составляющая, как удобство микроскопа для забивания гвоздей или картины для завешивания дыр.
5.13. Необычное, Страшное, Увлекательное... и Красивое можно объединить одним понятием - Тайна.
Подробнее:
Красивое красиво тем, что несет в себе больше, чем непосредственно осознаваемое. Симметрия кроме двух частей изображения содержит их симметрию, асимметрия - асимметрию, ритм - повторение, красивый человек - обещание, красивое решение - неожиданность. За красивым проглядывают слои, глубина... Необычное, Страшное, Увлекательное... Тайна.
5.14. Тайна, загадка - игра надолго, да еще и не требующая материальных ресурсов!
Подробнее:
Не зная разгадку, человек ощущает себя охотником, но не на настоящей, опасной охоте, а игращим С чем-то.
Зная разгадку (тайну тайны:), он чувствует себя избранным, играет Во что-то.
Осторожно, игра - это еще один наркотик! Правда, не превращающий человека в зверя или овощ, скорее наоборот, но об этом подробнее в Сутре о вере.
5.15. Произведение, созданное художником и попавшее в чей-то мир, - это окно, через которое можно увидеть новые тайны или приблизиться к разгадкам тайн, не дававших покоя раньше.
Подробнее:
"Расскажи мне о своих тайнах, и я скажу"... Да здравствует всепобеждающий психоанализ! :)
5.16. Произведение предлагает потребителю разного рода тайны и ценно ему, пока они остаются тайнами. Тайна может находиться и вне произведения, слившись с ним, - например, его судьба или судьба автора.
Подробнее:
Короткий рассказ с неожиданным финалом - ценность одноразовая. Правда, его можно пересказывать разным людям (выступая в роли художника) или цитировать в типичных ситуациях (приоткрывая дверь в соседний мир из помещения, ставшего тесным).
Сложное произведение возбуждает в зрителе столько ассоциаций и созвучий, ставит его перед столькими (в том числе его собственными, в том числе меняющимися со временем) тайнами, что может потребляться многократно (живописное полотно и музыка, как правило, в большей степени, чем роман, независимо от размера содержащий вполне конечную информацию).
5.17. Воздействию произведения способствуют вмонтированные в него "зеркала", в которых потребитель узнает свои не до конца понятые чувства и испытывает потрясение, "войдя в резонанс".
Подробнее:
Отразить можно глубинное, неосознанное - это типично, например, для сюрреализма и музыки; сверхценности и связанные с ними сверхстрахи и сверхжелания - это происходит в классической трагедии; ежедневные ценности, заботы и страхи - в мелодраме, мыльной опере...
Научившись использовать этот эффект, физики создали в ХХ веке лазер :)
5.18. Значимость и личная значимость тайны (тайн) определяют силу и глубину воздйствия картины.
Подробнее:
Ставя зрителя перед выбором между его сверхценностями, автор добивается катарсиса. Для человека, осознавшего свои конфликты сверхценностей, более эффективными и ценными оказываются другие аспекты искусства. Разновидность зеркал - композиции из простых объектов, приглашающие к медитации, иногда так же используются фрактальные объекты (облака, река, сложные абстрактные композиции), и боз того содержащие в себе бесконечные тайны, некоторые из которых оказываются созвучными зрителю. Даже когда зеркала не организованы специально, правдоподобно описанный мир "заводит" зеркальные нейроны в его мозгу зрителя, и то из любопытства или слабости влезает в чужую шкуру.
5.19. Потребление искусства (тайн) - типичное потребление "необязательного", когда "базовые потребности" более или менее удовлетворены. Это - потребности, двигающие цивилизацию дальше.
Подробнее:
Хочется не кофе и какао, а капучино, да не простого, а со сливками. Не хлеба, а рыбы, да не простой, а красной. Не только прогноза погоды, но и новостей с Хаббла. Не только "3 поросенка", но и "1001 ночь", и "100 лет одиночества"...
5.20. Удовлетворяя "необязательную потребность", потребитель готов к компромиссу, к равноценной или более ему ценной замене-компенсации.
Подробнее:
Если слепцу предложить вернуть зрение взамен компота в комплексном обеде, он, скорее всего, согласится. И будет потом долго восхищаться необычным обедом и столовой. Так же, получив от картины вместо напряжения тайны - умиротворение или шок, умиротворенный или шокированный потребитель восхищается искусством китча, предлагающим глубины, погружение в которые не требует усилий. Это могут быть привычные картины облаков и огня, привычные лица и предметы. Или образцы совершенства - идиллические пейзажи, бесконечные страдания, гоночные автомобили, котята, секс, мелодии и ритмы. Успех таких произведений практически не зависит от техники, ее значение сводится к роли метки, позволяющей отличить одного автора от других.
Дюреровский заяц или ЧК Малевича - это было новым словом, а возникнет ли из Слова мир, зависит не только от слова, но и то того, как оно произнесено и к кому обращено.
5.21. Когда желаемый и потребляемый ресурс определен, общество организует его производство, учреждая роль художника и правила заполнения вакансий.
Подробнее:
Объявляя, что что-то является произведением искусства и создано художником, мы вступаем в область договоренностей и ярлыков.
Задача 1: Господин Х объявляет себя художником, предъявляя нам покрытый красками холст. Стал ли (и когда) художником ли господин Х?
Задача 2: Передо мною выдранные из двух экземпляров журнала репродукции "Джоконды". Сколько произведений искусства передо мною? А если я еще две копии нарисую?
Пример 3: Древний мастер, изготовивший идола, не создавал произведение искусства и художником не был. Идол был таким же инструментом как лук. "Бог сытости" и лук были изготовлены, чтобы защитить племя от голода. Насечка на луке и орнамент на идоле - для повышения их эффективности.
5.22. У художника есть несколько (допускающих комбинирование) возможностей: создавать новые тайны, демонстрировать общеизвестные и указывать на скрытые. Для первых двух случаев известны рецепты, гарантирующие результат. Для последнего случая рецептов быть не может, художника, этой возможностью пользующегося, будем называть Художником.
Подробнее:
Художник-творец привносит в наш мир оригинальные изображения сложных и бесконечно сложных объектов своего мира, изменяя наш мир. Это отличает его от конструкторов новых тайн, заполняющих наш мир многочисленными экземплярами несущественно отличающихся друг от друга сложных устройств.
5.23. "Неутилитарность" искусства, "неестественность" искусственного создают вокруг деятельности художника ауру неопределимого, непостижимого, "высокого", препятствующую нехудожникам в оценке творчества и искусства вообще, оставляя им в распоряжение такие оценки как "красиво - некрасиво, увлекательно - неувлекательно и т.п.
Подробнее:
Две ОДИНАКОВЫЕ линии, нарисованные одним человеком, могит быть Творением и просто линией (возможно, по какой-то причине тоже выдаваемой за Творение). Различить их извне невозможно.
Вывод из этого для многих прискорбного факта: то, что некоторый объект похож на Произведение Искусства и кем-то так назван, - недостаточный повод думать так же.
5.24. Псевдо-Творения выгодны псевдо-творцам, последователям известных портных Андерсена, и выгодны обществу (см. часть 4; ему всегда выгодно, когда что-то продается и покупается, особенно, если оно ничего не стоит).
Подробнее:
Общие интересы скрепляют альянс общества и халтурщиков, получающих поддержку, славу и ведущие роли. Но если что-то кому-то выгодно, то логично предположить, что кто-то при этом и проигрывает. Далее будут рассмотрены различные (не все) проигрыши.
5.25. Информация, получаемая из произведений искусства, становится информацией о реальном мире (см. часть 1), частью которого становится мир воспринимаемого произведения. Формируя соответствующую информацию, авторы произведений трансформируют миры зрителей.
Подробнее:
В 2009 году Булгаков и Мастер равно "реальны", а вопрос "Кто убил старого Карамазова?" мне интереснее, чем "Кто убил молодого Кеннеди?"
Возможность трансформации мира зрителя используется для пропаганды, для выкачивания из него денег, для постепенного перевода зрителя на новые роль в обществе (что позволяет обществу управлять своим развитием - полезная способность, например, позволившая homo sapiens уйти в отрыв от других форм земной жизни).
5.26. Использование искусства как средства пропаганды, надеюсь, очевидно.
Подробнее:
Пропаганда может быть не только политической, но и экономической (алкоголь, курение), физиологической (здоровый образ жизни, похудение, облондинивание), религиозной, сексуальной, национальной..., может быть полезной для зрителя и вредной.
5.27. Искусство как инструмент создания наркотической зависимости практикуется конструкторами произведений-ловушек, где впариваемый потребителю мир растет быстрее, чем количество усваиваемой информации.
Подробнее:
Сериалы, книги-пустышки (пачки популярных серий), бесконечные лабиринты, разнообразные "десятки" и "двадцатки" сильнейших... Не распознав вовремя заразу, потребитель обречен на чувство голода, в то время как присосавшийся к нему мир растет как опухоль (сериал) или пускает метастазы (что бы послушать похожее?). В особо острых случаях интеллектуальных ресурсов не хватает на "остальной мир", с недавних пор называемый Реалом.
5.28. Одна из разновидностей зависимости формируется с помощью узнавания. Узнаваемое предлагает свои "точки опоры" (ТО, см. часть 6), конкурируя с точками, на которые зритель уже опирается. Зритель переводится с одних ТО на другие, в т.ч. на точки "опоры", ни на что не опирающиеся, вместе с которыми можно падать, не замечая падения.
Подробнее:
Узнал - и потеплело на душе, и полез в энциклопедию уточнить, и решил перечитать/пересмотреть, и музыка стала родной, ее хочется напевать или выстукивать... Отсюда два рецепта искусства, для производства которого не нужно быть художником-творцом:
Произведение, в котором без тени фантазии показана жизнь "как в жизни" (о критериях похожести - чуть позже), обречено на успех среди зрителей, для которых понять что-то необычное - непосильная задача.
Циклически с небольшими вариациями повторяющиеся звуки, образы или мысли воспринимаются как сочетание одновременно нового и узнаваемого, вводя пациента в транс и убеждая его в том, что он потребляет искусство пусть не высокое, но и не "слабое".
5.29. Все вышеизложенное в большой степени отностится и к организации игр, от пряток и футбола до шахмат и тетриса.
Подробнее:
Игры играм, конечно, рознь. Ситуации в футболе всегда новы, а для генерируемых компьютером Новых миров, казалось бы, бесконечно обширных и бесконечно комфортных, всегда есть точка, при взгляде из которой многообразие оказывается механическим повторением одних и тех же элементов. В этот идеальный во всех смыслах мир с победами без риска хочется вернуться, это происходит автоматически, формируя наезженную (глубокую, толстую) колею (она же - единственная извилина, она же - белковая магистраль нервных соединений), по которой удобно уезжать.
5.30. Несущими конструкциями нечеткой границы между искусственным и "настоящим" часто служат тропы (метафоры, эпитеты), особенно эффективно и эффектно используемые сюрреализмом. Их заведомая "ненастоящесть" приводит к двум распространенным ошибкам: без внимания контексту настоящее принимается за троп, а нераспознанный троп за настоящее.
Подробнее:
Ошибки часты там, где нет ясности. А ясности нет там, где она нежеланна. Пример такой области общения - тема смерти, а примеры контекстно-зависимых текстов - "Он стал другим человеком", "Родился заново", "Свобода или смерть", "Это не жизнь"...
Принимая лозунг (произведение искусства) за истину, пусть отдельного, но, вроде бы, заслуживающего доверия человека, слушатели зачастую готовы лишить себя или других реальной жизни.
Допуская, что что-то в человеке меняется, но "главное" измениться не может, что после встречи со смертью в мир не возвращаются, выражение "стал другим человеком" принимают за заведомо метафору. При этом недооценивается многоплановость человека и, соответственно, неоднозначность прекращения его существования (речь об этом пойдет в части 3).
5.31. Рискну вместо тропов (термин скорее специальный, чем общепринятый) говорить о метафорах.
Подробнее:
Википедия мне в помощь:
Основные виды тропов: Метафора, Эпитет, Синекдоха, Гипербола, Аллегория, Олицетворение, Ирония, Пафос, Сарказм...
Метафора - троп, перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства.
Эпитет - ... (горячо любить, веселья шум, вторая жизнь, желание забыться) - и чем это не метафоры?!
Гипербола - ... (море слёз, море по колено, "Какая глыба, а? Какой матёрый человечище!", ...)...
Сарказм - ... ("Если больной очень хочет жить, врачи бессильны", ...)...
5.32. По мере развития homo sapiens и пополнения все более сложными личностями своих миров наследуемыми и новыми картинами, метафоры оказались неотъемлемой частью миров.
Подробнее:
Например: необходимое, единственная, лучший, смысл, конец, причина, развиваться, знать, соответствовать...
5.33. Красивые/Высокие слова, многогранно преломляющиеся в мирах, перераспределяют энергию.
Подробнее:
Разумеется, энергию тех, кто слова произносит и на кого это влияет. Что не отменяет "реальности" потоков энергии, концентрации энергии, физических и социальных процессов, связанных с этой энергией (иногда удобнее говорить "с этими энергиеями").
5.34. Реальная составляющая конкретной метафоры часто оказывается недооцененной, ошибочно распознаваемая как искусственное. Нередко происходит и обратное, когда пропагандисты выдают метафоры за принципы и законы мира, формируя фанатические убеждения. Особенно это относится к теме смерти, традиционно рассматриваемой предвзято.
Подробнее:
Понимание это пришло ко мне из монолога Принцессы в фильме "Обыкновенное чудо". Хорошее кино!
5.35. При пользовании красивыми/высокими словами нередко провоцируются и допускаются разного рода "ошибки".
Подробнее:
"Свобода дороже жизни", - сказал поэт и бросился со скалы. Он погиб свободным, сполна вкусив унизительного рабского труда и невыносимых издевательств, иной возможности прекратить которые он не видел.
До того, как попасть в рабство, он был придворным поэтом, воспевал своего короля, глумился над слугами и министрами, выписывал из-за границы дорогие книги и всего каких-то пару лет назад имел неосторожность произнести эти слова своему хозяину, глубоко переживавшему по поводу дани, которую он платил ненавистному соседу.
Король, вдохновленный поэтом, отважился на очередную войну и погиб в бою легкой смертью, а поэту пришлось вдоволь настрадаться.
"Свобода дороже жизни", - с пафосом воскликнул политрук. И добавил тише, но весомо: "Тем, кто пока думает иначе, заградотряд в помощь".
"Свобода дороже жизни", - вспомнил и повторил пылкий юноша, которого родители не пустили на дискотеку...
"Это, конечно, преувеличение", - заметил человек, не готовый умирать за свободу, но готовый пожертвовать за нее, как ему казалось, многим. Слова поэтов он воспринимал чисто эстетически, как удачно подобранные оттенки красного, изображающие на полотне кровь...
5. ...
0 *
Сутра о мирах *
Сутра о науке *
Сутра о жизни *
Сутра об обществе * Сутра об искусстве *
Сутра о вере * 7.