4. Сутра об обществе (об обществах)

Feb 02, 2002 04:00


4.1. Люди живут и выживают, объединяясь. Такой способ существования закреплен тысячелетиями истории вида.
Подробнее:
Даже если это не так, выжить сегодняшнему человеку вне общества практически невозможно: Среда обитания поделена на страны-государства, с писаными или неписаными законами которых приходится считаться.

4.2. Добровольное объединение людей - назовем его группой - имеет собственные цели, собственную стратегию и методы выживания, пока цель не достигнута.
Подробнее:
Это справедливо даже для таких небольших групп, как трое собутыльников или семейная пара. Цель группы собутыльников в большой степени совпадает с целями каждого из участников. Отдельные цели некоторой семьи могут сильно отличаться от целей Его и Ее: оба любят шумные компании, но делают все возможное, чтобы вместе в них не появляться. Чтобы противостоять разрушению, собутыльники идут в дальний магазин, где их не найдут жены; вступая в брак, партнеры клянутся в вечной верности...

4.3. Выживание группы состоит, как выживание любого организма, в сохранении себя как единого целого, противостоя самораспаду и враждебному окружению.
Подробнее:
Это касается и заведомо недолговременных объединений. Так, митингующие успешно противостоят стражам порядка, а по окончании митинга спокойно расходятся по домам.

4.4. Член группы вынужден считаться с интересами группы.
Подробнее:
Он может считать эти интересы своими, может отдавать себе отчет, что они противоречат его собственным интересам, может колебаться или просто об этом не задумываться.

4.5. В группе со временем происходит структуризация, члены группы получают различные роли.
Подробнее:
Возникающая специализация обусловлена как различиями в личных качествах, так и потребностью группы оперативно реагировать на касающиеся ЕЕ события.

4.6. Для больших и длительно существующих групп характерно возникновение как органов, отвечающих за интерфейс с окружающей средой, так и внутренних органов.
Подробнее:
Очень легко все это увидеть на примере государства.

4.7. Группа, представляющая собой развитый организм, может существовать независимо от прихода в нее новых и ухода из нее бывших членов.
Подробнее:
Очень легко это видеть на примере государств.

4.8. Группа способна регенерировать свои органы, если жизненно необходимая роль оказывается незанятой.
Подробнее:
Так, на место погибшего или смещенного главаря ставится наследник, вместо провалившейся агентуры организовывают новую, недостающих специалистов по решению важных задач обучают или приглашают из других групп.

4.9. Занимая различные роли, члены группы несут разную ответственность перед группой и получают разные права.
Подробнее:
Например, большая группа, мнения и интеллектуальный уровень членов которой заметно различаются, не допустит, чтобы каждый мог высказывать мнения от ее имени.

4.10. Роль члена группы подразумевает соответствующий (содержанию роли) явный или неявный договор между ним и группой, который в любой момент может быть - по согласию сторон - пересмотрен.
Подробнее:
Агент 007 получает от группы, которой служит, сложные задания, лицензию на убийство и право на солидную пенсию, если выживет; дети в патриархальной семье беспрекословно слушаются старших, получая от них крышу над головой, пропитание и наследство. Неуверенный в содержании своего договора имеет возможность справляться о правах и обязанностях, соответствующих занимаемой им роли, как землемер К. в "Замке" Кафки.

4.11. Отношения между одногруппниками регулируются правилами, содержащимися в их договорах с группой, и межличностными договорами в рамках этих правил. Исключение составляют отношения с Врагом и Возлюбленным/Возлюбленной.
Подробнее:
Указанные исключения имеют более глубокую историю, чем правила, касающиеся человеческих групп. У меня, к сожалению, нет никаких сомнений, что рано или поздно группы справятся и с этими исключениями (попытки не прекращаются на протяжении всей истории), но пока мы (все?) можем любить и ненавидеть.

4.12. Динамика отношений между членами группы может разрушить группу, поэтому группа, претендующая на долгожительство, занимается балансировкой этих отношений, создавая и отлаживая специальные регулирующие механизмы.
Подробнее:
В больших группах эти механизмы называют экономикой.

4.13. Особое положение в группе занимают ее члены, не выбиравшие себе роли и не заключавшие никакого договора. Их права и обязанности определяются и всегда могут быть пересмотрены группой в одностороннем порядке. Назовем их "ведомыми" в отличие от "полноценных членов".
Подробнее:
Роль ведомого имеют, например, военнопленные и заложники, дети в семье и в племени, немощные больные в любой группе.

4.14. По желанию группы ведомые могут быть интегрированы в нее как полноценные члены.
Подробнее:
В некоторых группах для этого существуют заранее оговоренные обряды инициации, в других интеграция происходит постепенно: "отныне ты сам можешь ходить в школу", "с сегодняшнего дня ты можешь курить открыто"... Во втором случае ведомый может потребовать инициации ультимативно: "Если вся моя родня будет ей не рада, не пеняйте на меня, я уйду из стада" (в приведенном В.Высоцким случае священнодействовал Старый Попугай).

4.15. Член группы, уличенный группой в несоблюдении договора, автоматически оказывается вне группы.
Подробнее:
Такие драматические события происходят реже, чем может показаться. Так, безбилетный пассажир платит штраф и остается пассажиром: такой вариант предусмотрен договором, вступившим в силу в момент инициации пассажира через дверь в вагон.

4.16. Группа, уличенная в несоблюдении договора, теряет свой статус но, как правило, тут же обзаводится новым. Нарушая договоры со своими членами и рискуя прекратить существование, группы "эволюционируют" в известные и новые "виды" групп.
Подробнее:
В такой момент каждый член группы получает формальные возможности перезаключить договор, оказаться вне новой группы, занять в ней положение ведомого или делать вид, что его договор не изменился. Если, например, узурпировав власть, некто - от имени группы - создает диктатуру, новой власти приходится считаться как с возрастающей вероятностью покушения, так и с тем, что подданные разбегутся.

4.17. Свободно развиваясь, группа и член группы неминуемо приходят к принципиальным противоречиям.
Подробнее:
Если это не так, то следует признать, что либо развитие группы, либо развитие ее члена несвободно. Либо, что на протяжении десятков лет (если говорить о человеке) мы имеем дело с невероятным совпадением сложных независимых процессов :)

4.18. Будучи одновременно членом множества групп, личность существенно по-разному воспринимает те, выход из которых относительно свободен, и "безальтернативные" - нацию, государство, цивилизацию, человечество...
Подробнее:
Если принадлежность к последним дискомфортна, то вопросы о существовании, возможности и последствиях выхода требуют рассмотрения и, возможно, решимости решения.

4.19. Человечество - не настоящая группа: мы практически не знаем, что роднит с нами полудикие племена, отделенные от нас километрами, лесами или столетиями.
Подробнее:
Соответственно, из этой "группы" не может быть и настоящего выхода. Даже суицид - не выход, так как нет вышедшего.

4.20. Выход из своей нации состоит в уходе из социального контекста, где "бьют не по паспорту, а по лицу", и, прежде всего, в изменении самоидентификации.
Подробнее:
Таким образом, как правило, такой выход сводится к непростым, но конкретным действиям (боле подробный разговор о них - в частях 6 и 7). Примеров тому на просторах бывшего СССР - тысячи и тысячи.

4.21. Цивилизация, к которой мы себя относим (условно ее можно назвать христианской, западной), представляет собой особое государство поверх государств.
Подробнее:
Ее сходство с государством и отличия хорошо видны, если рассмотреть промежуточное звено, каким является Европейский Союз.

4.22. Государство - очень высокоразвитая группа - создает специальные механизмы, подавляющие волю "отщепенцев". Наиболее заметные из таких механизмов - правовые, экономические, физиологические и особые.
Подробнее:
К правовым, кроме договора о членстве в группе, относятся уточняющие и дополняющие его законы, принимаемые представителями группы, не спрашивая согласия ее членов (см. у Оруэла о "более равных, чем другие").
К экономическим относятся перераспределение средств внутри группы, тотальный контроль за ними и множество других. Примеры эффективного их применения - коллективизация и голодомор.
В качестве физиологических рассмотрим поощрение некоторых видов наркозависимости, изменяющей людей, попавших под ее влияние. Сюда же относится, например, прикладная евгеника.
Особые механизмы - внутригосударственная деятельность всякого рода секретных ведомств и манипуляции "общественным мнением", приводящие к противозаконным действиям, идущим государству на пользу.

4.23. Сознание группы (словосочетание непривычное и неудобное) будем называть эгрегором.
Подробнее:
Слово звучное, красивое, общепринятого значения, кажется, не имеющее... Почему бы и нет?

4.24. Сознание группы, ее эгрегор (нужен этот термин, или без него проще?), определяет ее цели, информированность, ум, способность быстро находить и принимать решения, характер и т. п.
Подробнее:
Мы постоянно сталкиваемся с этими способностями групп. Достаточно просмотреть заголовки новостей: правительство планирует, британские ученые выяснили, Украина обещает, банк отказывается, оппозиция требует...

4.25. В поле эволюции люди и группы конкурируют друг с другом. Система элементов эволюционно выше элемента, поэтому можно ожидать, что человеку, каким мы его знаем, грозит вымирание.
Подробнее:
В данном случае речь не идет об апокалиптических катастрофах. С "точки зрения" природы и цивилизации ничего страшного не происходит, просто на смену индивидуумам придут более цивилизованные, более специализированные члены обществ (как клетки нашего организма - не что иное, как цивилизованные одноклеточные).

4.26. Нетрудно видеть, что орудие, которым бодаются между собой люди и группы - мышление, интеллект.
Подробнее:
Развитое сознание, ум человеческой особи (см. 3.32, 3.33) снова становятся эволюционным фактором. Слабый, осознав себя членом группы, не видит возможностей, да и смысла отстаивать свою самостоятельность. Зато умный человек - опасен, и умные группы, претендующие на существование в далеком будущем, заботятся о снижения уровня такой опасности.

4.27. Умный член группы - ее потенциал и риск, он обеспечивает разум группы, ее способность к рефлексии и самоуничтожению. Он же может предать интересы группы, "перепрограммируя" ее разум или лишая ее разума.
Подробнее:
Умный - опаснее разбойника... он может вредить не текущему состоянию (такое влияние большой группе нетрудно компенсировать), а будущему, направляя эволюцию по альтернативному пути, не соответствующему целям группы.

4.28. Умный человек вне группы - опасен вдвойне. Он (или группа, к которой он принадлежит) - конкурирующая сила, кроме того, он опасен своим влиянием на членов группы.
Подробнее:
Влияние может быть очень разноплановым как по форме, так и по методам (группу можно ослабить, уничтожив или переманив ее членов, нейтрализовав их, настроив их против группы путем обмана, подкупа или "раскрыв им глаза" на цели и методы группы и ее лидеров, ...).

4. ...

0 * Сутра о мирах * Сутра о науке * Сутра о жизни * Сутра об обществе * Сутра об искусстве * Сутра о вере * 7.

сутра

Previous post Next post
Up