Ж.Ф. Лиотар. Постмодерн как часть модерна. Что такое авангард

Feb 13, 2010 13:30

...Чем будет этот "недостаток реальности", если мы попытаемся освободить его от узко-историфицированной интерпретации?  Эта фраза, конечно, созвучна тому, что Ницше называет нигилизмом. Но я вижу гораздо более раннее изменение ницшеанского перспективизма в кантианской теме возвышенного. Я думаю, в частности, что именно в эстетике возвышенного современное искусство (и литература) находит свой импульс, и логика авангарда обнаруживает свои аксиомы.

Возвышенное чувство или чувство возвышенного, согласно Канту, есть сильная и двусмысленная эмоция: она несет в себе как наслаждение, так и боль. Точнее, наслаждение происходит здесь от боли... Это противоречие, которое многие могут назвать неврозом или мазохизмом, раскрывает конфликт между ... функцией осмысления чего-либо и функцией "представления" чего-либо. Мы говорим о знании, если, во-первых, утверждение [нам] понятно и, во-вторых, если из опыта могут быть выведены "случаи", "соответствующие" этому утверждению. Мы говорим о красоте, если определенный "случай" (произведение искусства), сначала данный нам в ощущении без какого-либо концептуального обоснования или в наслаждении, независимом от какого-либо интереса к произведению, обращен к принципу универсального консенсуса (который может не быть никогда достигнут).

Вкус, следовательно, свидетельствует о том, что в промежутке между способностью мыслить и способностью представлять объект, соответствующий концепту, неопределенная случайностная взаимоувязка [объекта и мысли], порождающая тип оценки, называемой Кантом рефлективной, может переживаться нами как наслаждение. Чувство возвышенного - это другое чувство. Оно возникает, напротив, когда воображение не может представить объект, способный, хотя бы в принципе, соответствовать концепту. У нас есть Идея по поводу мира (его тотальности), но нет возможности проиллюстрировать ее на примере. У нас есть Идея простого (которое не может быть разбито, разложено на более простые составляющие), но мы не можем проиллюстрировать ее осязаемым объектом, который являлся бы подходящим "случаем". Мы можем размышлять о бесконечно великом, бесконечно сильном, но попытка представить объект, дабы "визуализировать" эту абсолютную красоту или силу оказывается до боли неадекватной. Это - Идеи, чья репрезентация невозможна. Поэтому они не несут в себе знания о реальности (опыте); препятствуют ... появлению чувствa красоты; предотвращают формирование вкуса. Можно сказать, что они непредставимы.

Я буду называть модернистским искусство, использующее свой "мизерный технический арсенал"...дабы доказать.., что непредставимое существует. Дабы визуализировать тот факт, что существует нечто немыслимое и невидимое, что не может быть сделано видимым: этим занимается модернистская живопись. Но как визуализировать то, что невидимо? Сам Кант говорит об этом, когда называет "беcформенность, отсутствие формы" возможным признаком непредставимого. Он также говорит о "пустой" абстракции, которая переживается воображением в поиске представления о бесконечном (еще одно непредставимое): абстракция сама по-себе - этo представление бесконечного, точнее, его "отрицательное представление". Он цитирует... пассаж из Библии, в котором запрещается любая визуализация Абсолютa. Остается добавить последний штрих, чтобы очертить эстетику возвышенного в живописи. Как произведение, она, конечно, "представляет" что-то, хотя и с отрицательным знаком, исключая фигуратив или репрезентацию. Она будет "белой" как один из квадратов Малевича; будет чем-то, что позволяет нам видеть, лишь делая видение невозможным; она будет наслаждением через боль. В этих директивах можно распознать аксиомы авангардa в живописи, посвященныe намекам о непредставимом через визуальные репрезентации. Системы, в рамках которых эта задача оправдывает себя, заслуживают особого внимания; но они могут пpоявиться в идентификации возвышенного лишь с тем, чтобы легитимировать его, т.е. скрыть его. Они остаются неoбъяснимыми без несоизмеримости реальности концепту, подразумевамой кантианской философией возвышенного.

Я не ставлю своей задачей подробный анализ способов, которыми авангард в разное время унижал и забраковывал реальность, исследуя техники изображения - способы заставить нас верить. Локальный тон, рисование, смешение цветов, линейная перспектива, природа основы и инструментарий, обработка, подача, музей: авангард постоянно вскрывал обманы презентации, подчиняющие мысль взгляду и отвлекающие ее от непредставимого...

Постмодерн

Что такое постмодерн?.. Это, безусловно, часть модерна. Все, что было получено еще вчера должно ставиться под сомнение. Чье пространство ставит под сомнение Сезанн? Имспрессионистское. Чей объект атакуют Пикассo и Брак? Сезаннистский. Какое допущение уничтожает Дюшан в 1912? О том, что художник, будь-то хоть кубист, должен рисовать. А Бурен ставит под вопрос допущение, незатронутое, по его мнению, Дюшаном; место экспонирования произведения. С невероятной скоростью поколения низвергают самих себя. Произведение становится модернистским, только если оно сначала является постмодернистским. Постмодернизм, таким образом, понимается как модернизм не в его завершении, а в стадии его возникновения, и это состояние является постоянным.
-----

[акценты мои - Ю.В.]

Источник: The postmodern condition: a report on knowledge By Jean François Lyotard

postmodern art, philosophy, modern art

Previous post Next post
Up