Италия 8, день 1, часть 8: Верона (Basilica di San Zeno)

Apr 15, 2018 19:43

К Сан-Дзено (сайт, wiki) мы добрались уже к половине шестого и, памятуя, как нас не пустили на Арену за час до закрытия и как выгоняли из венецианского дворца дожей, были почти готовы к тому, что упремся в закрытую дверь: все четыре главных церкви Вероны закрываются в 18:00. Но приветливая девушка в кассе сказала: "Конечно, все открыто", - и не сделала попытки избавиться от посетителей даже в 18:15. Поэтому, против обыкновения, вас ждет сперва рассказ об интерьере церкви, а потом уже о фасаде.
Но сперва, уж простите, немного истории. (Я, конечно, понимаю, что для многих из вас эти бесконечные имена и даты - темный лес, но лично для меня такие вот исторические странички - просто бальзам на душу, а все упоминаемые имена - практически родные. Мне кажется, что когда простраиваешь связи, осознаешь даты в сквозной хронологии, пусть даже только европейской, понимаешь гораздо больше, чем когда просто смотришь на красивые или не очень картинки. Так что если вам исторические справки не нравятся, просто переходите к следующим абзацам или сразу к картинкам.)
Святой Зенон - довольно интересная фигура не только для Вероны, но и для Европы в целом. Он проповедовал в Вероне в сложный исторический период, когда христианство активно боролось с арианской ересью, отрицавшей единосущность Иисуса Христа Богу-Отцу и, как следствие, догмат о Св. Троице. Надо сказать, по степени распространения арианство в некоторые моменты было, пожалуй, даже популярнее традиционного католичества (правда, никто тогда его католичеством не называл). С другой стороны, еще не было искоренено язычество (особенно этому поспособствовал приснопамятный император Юлиан Отступник). Св. Зенон в бытность свою епископом (восьмым в истории Вероны) немало натерпелся и от Юлиана, и от императоров-ариан Констанция и Валента - один из отцов церкви, папа Св. Григорий Великий, пишет даже, что Зенон стал мучеником за веру, хотя это маловероятно, поскольку его современник, Св. Амвросий, пишет, что кончина была спокойной.
В 1508 г. в епископской библиотеке, вывезенной из Вероны в Венецию, был найден частично сохранившийся манускрипт "Наставления Св. Зенона". Теологи и филологи находят в нем сходство с работами Киприана и Тертуллиана (особенно в плане использования неологизмов), а упоминание мавританского мученика Аркадия считается доказательством того, что сам Зенон был родом из Мавритании, получил хорошее образование и, вероятно, попал в Верону в свите александрийского патриарха Афанасия в 340 г. Отсюда же пошла легенда, что он был негром - впрочем, ничем не подтвержденная, хотя и запечатленная в знаменитой статуе "Смеющегося Св. Зенона" (XII в.).
На посту епископа Зенон возвел церковь Св. Елены, где мы побывали чуть ранее, основал один из первых в мире женских монастырей и школу священников (прообраз будущих семинарий), а также запретил использовать на похоронах плакальщиков. При этом вел скромный образ жизни и питался собственноручно пойманной рыбой, которую удил на излучине Адидже. В общем, достойный член общества.
Впрочем, достойных членов общества в те времена было немало, и почему многочисленные правители, причем не только веронские, обращали в его сторону свои царственные взоры - большой вопрос. Так, например, первую церковь над могилой святого, по преданию, построил на проезжей Via Gallica (т.е. дороге во Францию-Галлию) не кто иной как остготский король Теодорих, объединитель Италии и, между прочим, арианин. Все тот же Св. Григорий Великий описывает как одно из чудес Св. Зенона наводнение 558 г. в Вероне, случившееся аккурат во время свадьбы лангобардского короля Аутари на печально известной баварской принцессе Теодолинде: вода затопила окрестности выше окон церкви, но в саму церковь не прошла дальше порога, хотя двери были открыты - чудо чудом, но место для свадьбы было выбрано явно не случайно. В IX в. король Пепин Итальянский (он же Карломан, сын Карла Великого) приказал епископу Ротальду построить новый храм, который уже через 100 лет разрушили орды венгров (мощи Св. Зенона на время нашествия были перенесены в собор). В 967 г. церковь была заново отстроена и освящена в присутствии германского императора Оттона I. Наконец после все того же землетрясения 1117 г. размер базилики был увеличен, а еще через 200 лет построили новую готическую апсиду и перекрыли крышу.
Как ни странно, после наполеоновского завоевания Италии церковь Св. Зенона была заброшена и простояла в таком виде аж до конца XX века, когда была объявлена папской "малой базиликой" и отреставрирована. Именно этим объясняется сравнительная яркость и четкость росписей, которые мы с вами сейчас наконец посмотрим. Конец исторической справки.
Итак, базилика Св. Зенона трехнефная, с высокими полукруглыми арками...



...и очень красивым деревянным потолком на стропилах.



Где-то посередине она разделяется на два расположенных друг над другом уровня - крипту и пресвитерий (как во многих позднероманских церквях). Пройдем сперва наверх. Очень длинный пресвитерий...



...огражден балюстрадой со статуями святых в характерных "изогнутых" готических позах.





На триумфальной арке - традиционное "Благовещение".



А вот тот же сюжет, только в скульптурном исполнении.



По стенам - фрески, в т.ч. мастерской Альтикьеро







В готической апсиде росписи XIV в., три саркофага (причисленные к лику святых веронские епископы Люпициний, Луциллий и Кресценций)...





...и считающийся главным шедевром базилики алтарный образ работы Мантеньи (1456-59 г., wiki, Св. Зенон - четвертый слева, с густой черной бородой). В принципе, я бы сказал, типичный для Возрождения многофигурный алтарь, который не заслуживал бы отдельного упоминания, если бы не Наполеон. Точнее, наполеоновская армия, которая хватала все, что плохо лежит, и тащила в Париж. Позже французы алтарный образ вернули, но не целиком - пределлы остались в Лувре (теперь здесь копии). Печальная история, заставляющая задуматься: не в этом ли была причина запустения базилики?



Спустимся теперь в крипту.



Честно говоря, такой большой и пустынной крипты я не видел, наверное, нигде - девять арок в ширину и, наверное, шесть в глубину. Считается, что крипта перестроена из той, самой старой церкви, поставленной Теодорихом еще в V веке. В глубине стоит саркофаг со стеклянной стенкой, в котором под серебряной маской покоится сам Св. Зенон. Считается, что именно здесь поженились Ромео и Джульетта - а значит, все вокруг дышит самой знаменитой трагедией о любви.



Образ Богоматери здесь совершенно греческий, суровый.



Святые, хоть и более позднего времени, тоже нерадостны.





Сюжеты... ну, христианские. "Распятие".



"Крещение Константина".



Серафим просто прожигает взглядом.



Возможно, именно поэтому на остальных капителях скульптор Адамино да Сан Джорджо (1225) оторвался.







"Адам Еву загнал на дерево - дерево трещит, Ева пищит".



Основная часть базилики, т.н. "chiesa plebana", т.е. "церковь для черни", расписана почти сплошь. Прогуляемся. Традиционно, самый большой в церкви - Св. Христофор (2 шт.). Мы их коллекционируем.





Романский алтарь.



Барочный алтарь.



Остатки совсем старых фресок.





Мария Магдалина? Нет, Св. Агнесса.



"Св. Георгий со Св. Зеноном, Св. Амвросием и донатором". Св. Георгий, как всегда, красавчик.



Из-под готики выглядывает романика.



Более поздние вещи: уже нет четко очерченных контуров...





...даже намек на архитектуру (фрагмент "Благовещения").



Еще одна наша коллекция: рецепты блюд Тайной вечери.



Хлеб, вино... и снова раки, как в Конельяно - на этот раз с вишнями!



"Аббат и монахи в сопровождении отцов церкви поклоняются Мадонне"



Целая стена прекрасно восстановленных готических фресок.



Снова Св. Георгий в процессе чуда (дракон в этот раз хотя бы нормальных размеров). Принцесса прилагается.



Чудо Св. Николая на корабле - видели ли вы когда-либо в этом сюжете снег?



Его же подарочек трем бесприданницам. Похоже, если в мешочке, как принято считать, золото, сейчас они станут богатыми - но сиротами.



Интересный, можно сказать, уникальный сюжет: святые отшельники Бениньо (Венигн) и Каро, признанные единственно достойными (или просто наименее брезгливые?), переносят нетленные мощи Св. Зенона из собора в базилику Сан-Дзено.



Обратите внимание на надписи. Это не совсем тот случай, когда мама не научила, что на стенах писать неприлично, - скорее наоборот: эти фрески стали своего рода "гостевой книгой" церкви.



И ладно бы XIX в. - встречаются, например, надписи 1460-го и даже 1390 года





Наконец, просто портрет титульного святого на фоне храма.



Честно говоря, мимо главного, с моей точки зрения, шедевра базилики Св. Зенона мы чуть было не прошли - просто не поняли по описанию, что врата могут быть внутри церкви, а не снаружи, и честно надеялись их спокойно пощелкать на выходе. Ан нет - снаружи сейчас просто дубовые двери, а знаменитые бронзовые врата открыты и прячутся в маленькой (в толщину стен, в ширину самих врат) "прихожей", освещенной одной чрезмерно яркой лампочкой. (Там и стоять-то вдвоем тесновато, не то что снимать, так еще и бликует все. Уж извините, что получилось.)
Одна створка врат сделана около 1150 г. в саксонском Магдебурге - вероятно, теми же мастерами, что создали "Магдебургские врата" Софийского собора в Новгороде. Вторая створка собрана из частей авторства как минимум трех мастеров, включая Никколо (которого мы уже знаем про собору и увидим еще, когда будем смотреть портал) и Бенедетто Антелами (скульптуры баптистерия в Парме). Сюжеты разные - от ветхозаветных и новозаветных сцен до жития Св. Зенона и "портретов современников" - Матильды Каносской с супругом Готфридом, много пожертвовавших на восстановление храма и аббатства. Попробуем разобраться.
Вместо отделения суши от вод - непонятно как попавший сюда греческий сюжет: Таласса, мать вод, и Гея, мать земли.



"Создание Евы, первородный грех".



"Авель и Каин".



"Моисей получает скрижали завета, жезл Аарона расцветает миндальным деревом".



"Явление Троицы Аврааму, Авраам сообщает радостную весть Сарре".



"Договор Авраама с Богом".



"Гэндальф Валаам и ослица".



"Пещное действо" (самый крупный, с дыркой на коленке - Навуходоносор).



"Царь Соломон".



"Танец Саломеи" (вот она, гибкая какая). Голову принесли, голову унесли...





Хотя "Усекновение главы Иоанна Предтечи" на другой картинке.



"Бегство в Египет".



"Тайная вечеря"



"Распятие".



"Сошествие во Ад".



"Вознесение".



Одно из чудес Св. Зенона, точнее, его завершение (начало в вики), записанное веронским нотариусом Коронато. Однажды бес вселился в дочь императора Галлиена (жившего правда, на 100 лет раньше, так что речь, вероятно, идет о его тезке, веронском патриции, но кого волнуют такие частности?). Св. Зенон изгнал беса, а император в благодарность предложил ему корону. Зенон отказался и взял деньгами, которые пустил, как раз, на строительство собора.



Цари и пророки.



Матильда и Готфрид.



Утверждается, что это лев.



А тебя, маска, я не знаю.



Добрая девушка-смотрительница даже дала нам обежать клуатр и сделать несколько фоток (хотя в лапидарий мы, конечно, не попали и опознать надгробие одного из Скалигеров тоже не смогли). Клуатр, как видите, без традиционного колодца в центре (откуда исходят четыре райских реки), зато с крытой беседкой - по-моему, такое встречается довольно редко.





Здесь тоже присутствуют росписи, пусть и более поздние, но на то, чтобы их разобрать, нужно чуть больше времени и желания. Вероятно, это фрагмент "Страшного суда" с изображением Геенны огненной.



Что касается фасада собора (снимать который пришлось уже в глубоких сумерках), он одновременно и традиционный, и не традиционный. Традиционность заключается в окнах-бифорах (в Вероне, кстати, повсеместно заложенных, так что это не би-, а нофоры), высоком крыльце с козырьком и рельефными изображениями месяцев, двух Иоаннах и двух горбунах в уже привычных нам позах.



Ну, и львы, конечно, куда же без них.





Не менее традиционны барельефы со сценами из Ветхого и Нового заветов.





Легко узнаются , например, "Создание животных", "Создание Адама"...



..."Создание Евы", "Первородный грех"...



..."Изгнание из Рая", "Труды прародителей" (Ева, кстати, не копает, а кормит Авеля и Каина)...



..."Благовещение, Сретение и Рождество"...



..."Бегство в Египет" и так далее.



Видно, что скульптор Гульельмо (Новый завет) в использовании бурава идет чуть дальше своего старшего коллеги Никколо, что станет "фирменным знаком" треченто.



Нетрадиционные же моменты сосредоточены в нижней части рельефа: это иллюстрации к получившей тогда широкое распространение "Легенде о Теодорихе". Первая сцена касается поединка Теодориха и его противника, вождя гуннов Одоакра. Считается, что Одоакр, убив последнего римского императора, положил конец Западной римской империи. Теодорих с Одоакром воевали много лет (одна из первых их битв случилась как раз возле Вероны, после чего Теодорих и построил церковь, посвященную Св. Зенону).
Так вот, легенда гласит, что Теодорих и Одоакр сошлись в поединке, но не смогли выяснить, кто сильнее. Тогда Одоакр пригласил Теодориха в свою столицу, Равенну, где Теодорих ударом в спину убил хозяина дома.



В конце жизни Теодорих, отягощенный предательским убийством и арианской ересью, которую упрямо исповедовал, увидел в лесу оленя с золотыми рогами (в образе которого воплотился дьявол). Вооружившись луком и стрелами, король стал его преследовать, но внезапно лошадь понесла, доскакав до самого Мессинского пролива, одним скачком его перепрыгнула и бросилась в кратер вулкана Этна, который считался входом в Ад.
На самом деле Теодорих, как и его духовный учитель Арий, умер от дизентерии, а убийство Одоакра на пиру многими до сих пор ставится под сомнение. Вот и делай потом людям добрые дела. Впрочем, как говорится, лучше остаться в веках отрицательным героем, чем банальным засранцем.



В люнете тоже довольно необычный сюжет работы уже известного нам Никколо. Вернее, как - вполне такой обычный: вот титульный Св. Зенон, попирающий дьявола...



...чуть ниже - его чудеса: уже известное нам изгнание беса из дочери Галлиена, чудесный улов рыбаков (Св. Зенон, как мы помним, был их покровителем и часто сам изображается с удочкой)...



...вручение ему Галлиеном короны и другое изгнание бесов, спасение тонушего вместе с повозкой крестьянина, на чьи глаза бес опустил пелену и т.д.



Но что за сюжет в основной части? Оказывается, по краю идет надпись: "Св. Зенон благословляет веронскую коммуну и вручает знамя веронскому ополчению". Как вы помните, это был период гвельфо-гибеллинской распри, и меценат церкви, Матильда Каносская, принадлежала к гвельфовской партии, выступавшей за самоуправление итальянских городов-коммун под духовной властью папы римского - т.е. против германского императора. Вот и делай, опять же, добро людям, скажу я, памятуя о том, сколько императоры сделали для Сан-Дзено. С другой стороны, в конце концов Верона стала именно гибеллинским городом, и те проявили редкостную терпимость, оставив центральный образ в люнете на своем месте.



А венчает фасад большое окно-роза, выполненное мастером Бриолото (знакомым нам по баптистерию). Оно представляет необычный для христианской церкви сюжет - "Колесо фортуны".



Вчера ты был наверху...



...сегодня вверх тормашками летишь вниз.





С другой стороны, завтра снова будет подъем.





Будет новый день и совсем другая жизнь. А нас назавтра ждала Мантуя.

продолжение следует

italia, verona, veneto

Previous post Next post
Up