Место для вопроса

Jul 11, 2024 11:22

Вопросы непрофессионалов, которые хотят понять - о чем угодно. Задавайте, если интересно. Отвечайте, если в самом деле можете.

quest

Leave a comment

alaev July 11 2024, 08:39:43 UTC
Существует ли эксперимент (или наблюдение), который позволяет отличить Вселенную с "расширяющимся пространством" от Вселенной, в которой пространство самое обычное, ньютоновское, а материя, возможно, и разлетается в разные стороны.

Reply

axsmyth July 19 2024, 20:41:07 UTC

На минуточку. Если гравитация отклоняет свет, то это, в первую очередь, должно проявляться на минимальных угловых расстояниях от тяготеющей массы. Например, во всех случаях затменно-переменных звёзд. Нет ни одного случая, где было бы зафиксировано отклонение в таких случаях. А где зафиксировано? Так называемое гравитационное линзирование наблюдается только на значительных угловых отклонениях от тяготеющей массы, на галактических (размером с галактику) расстояниях и много больших. Обнаружение мифического микролинзирования заявлялось множество раз, но ни одного реально подтверждённого и перепроверенного случая так и нет. А все так называемые кольца Эйнштейна - это галактические расстояния и больше.

Reply

v1adis1av July 23 2024, 17:52:42 UTC
Для затменно-переменных звёзд, вроде Алголя, влияние гравитационного линзирования на блеск значительно меньше, чем влияние собственно затмений, поэтому практически его наблюдать невозможно. Микролинзирование - это, действительно, одиночное, никогда не повторяющееся событие (необходимо, чтобы Земля, объект-линза и удалённая звезда находились на одной прямой, и такое совпадение уже никогда не повторится). Но таких событий обнаружено уже десятки тысяч, они рутинно отслеживаются несколькими коллаборациями по паре тысяч штук в год, и никаких альтернативных объяснений для такой картины изменения блеска (симметричного во времени и синхронного во всём спектре) нет. Причём существуют наблюдения, когда одна и та же линза наблюдается и фотометрически (по изменению блеска), и астрометрически (по смещению линзируемого объекта), см. https://arxiv.org/abs/2201.13296 . Ну и наконец, гравитационное отклонение света и радиоволн зафиксировано для Солнца (причём не только вблизи лимба, как ( ... )

Reply

lazybird_ru July 11 2024, 15:08:42 UTC
> Свет не участвует в гравитационном взаимодействии

Но гравитация на него действует.

Reply

kpuk_ko3bl July 11 2024, 16:35:00 UTC
Нет, не действует.

Reply

axsmyth July 19 2024, 20:43:20 UTC
v1adis1av July 23 2024, 17:53:39 UTC
foxhound_lj July 15 2024, 11:42:53 UTC
>у фотона нет массы

У него есть энергия и импульс.

Reply

kpuk_ko3bl July 31 2024, 20:25:08 UTC
И?

Reply

tvoy_sobi July 11 2024, 08:55:54 UTC
Да, например, измерить сумму углов треугольника. В ньютоновском пространстве она равна 180 градусам, точно, независимо от ориентации треугольника. В искривлённом же в общем случае не так (хотя разница может быть и ничтожна, очень трудно определима на практике).

Reply

foxhound_lj July 15 2024, 11:39:07 UTC
Параллельным переносом вектора по замкнутому контуру, очевидно. Не спрашивайте, я стратег, а не тактик.

Reply

evgeniirudnyi July 11 2024, 08:58:32 UTC

Насколько я помню, Пуанкаре доказывал, что такой эксперимент невозможен.

Reply

kpuk_ko3bl July 11 2024, 09:31:23 UTC
Для начала нужно экспериментально доказать, что пространство способно расширяться.

Reply

jahr2 July 11 2024, 10:17:44 UTC

В школе нам рассказывали про красное смещение в спектрах галактик как доказательство расширения пространства. Статья в википедии рассказывает о нем подробнее. Вы что-то такое имеете в виду?

Reply

alaev July 11 2024, 10:32:30 UTC
Афаик, красное смещение просто сообщает нам, что такая-то галактика удаляется от нашей с такой-то скоростью. Если вы бросите камень, он тоже некоторое время будет удаляться от вас с некоторой скоростью. Видимо, просто бросая камни, невозможно доказать расширение пространства, что бы это ни означало.

Reply

jahr2 July 11 2024, 11:00:24 UTC

Тут дело не просто в начличии красного смещения, а в его пропорциональности расстоянию до галактики, в любую сторону. Статья в вики называется "Космологическое красное смещение".

Reply


Leave a comment

Up