> Движение и характеристика движения - порывистый, судорожный, импульсивный… А если не предмет, а газ? В общем, понятия совсем не так создаются, они не идут от предметов - наоборот. Когда создано понятие, под него подводятся предметы.
Эм, но прилагательные описывают движение предмета. Мы видим неравномерно двужусийся предмет, вот тебе характеристика - порывистый. То же с газом - видим, нюхаем, смотрим внутренности трупа после вдыхания. Понятия идут с примеров, то есть от предметов.
Кстати, а кто-нибудь читал "Lost in Math - How Beauty Leads Physics Astray" by Sabine Hossenfelder? Как раз о том, как эстетика заводит науку в тупик
( ... )
Это интересно, да. За невозможностью привести логические аргументы, учёные прибегают к художественным, эстетическим. Плохо, когда кроме художественных никаких других аргументов привести уже нельзя, это действительно скорее всего не наука, а нечто иное.
С другой стороны - даже среди эмпирически проверяемых теорий как правило выигрывает та, что красивее. Это эвристика такая, просто наблюдение. Стало быть наверно обращение к эстетике не лишено смысла, но как научный аргумент - слабо.
Разумеется, вопрос только в том, за счёт чего "выигрывает та, что красивее"? За счёт более точного описания реальности? Или потому что очарованные эстетикой учёные склонны прощать своей фаворитке гораздо больше, чем другой, возможно менее красивой, зато более точной теории? В общем "половой отбор" теорий это конечно не идеальная гипотеза, но как исходная версия...
Понятийное мышление можно назвать философским, которое так же нередко путают с логическим, как и саму философию с логикой.
Если у нас есть некая область смысла, то разницу между понятийным и художественным мышлением этого смысла можно обозначить на аналогии как, например, разницу между дифференциалом и интегралом функции, ну или как разницу между корпускулярным и волновым, координатой и импульсом, мгновением и временем, мужским и женским. Художественное мышление нацелено на отождествление мыслителя со смыслом, а понятийное на разотождествление, на наблюдение со стороны. Ну и всё в таком духе... Потому, кстати, понятийное ментально, а художественное эмоционально.
«вот перед тобой предмет, стол или собака» - даже две пересекающиеся черточки (буква «ха») это предмет сложный и может значить хоть что - от постулатов евклида до конца жизненного пути. Кто-то скажет - ну вот собака же есть! Я скажу - это не собака есть, это надувной бассейн, символ перестройки сансары под сансарой же искаженное восприятие, «покорение человеком мира».
Comments 94
( ... )
Reply
Reply
Reply
Эм, но прилагательные описывают движение предмета. Мы видим неравномерно двужусийся предмет, вот тебе характеристика - порывистый. То же с газом - видим, нюхаем, смотрим внутренности трупа после вдыхания. Понятия идут с примеров, то есть от предметов.
Reply
Reply
Reply
С другой стороны - даже среди эмпирически проверяемых теорий как правило выигрывает та, что красивее. Это эвристика такая, просто наблюдение. Стало быть наверно обращение к эстетике не лишено смысла, но как научный аргумент - слабо.
Reply
Разумеется, вопрос только в том, за счёт чего "выигрывает та, что красивее"? За счёт более точного описания реальности? Или потому что очарованные эстетикой учёные склонны прощать своей фаворитке гораздо больше, чем другой, возможно менее красивой, зато более точной теории?
В общем "половой отбор" теорий это конечно не идеальная гипотеза, но как исходная версия...
Reply
Но это не о заявленной теме кажется, лишь по касательной.
Reply
Если у нас есть некая область смысла, то разницу между понятийным и художественным мышлением этого смысла можно обозначить на аналогии как, например, разницу между дифференциалом и интегралом функции, ну или как разницу между корпускулярным и волновым, координатой и импульсом, мгновением и временем, мужским и женским. Художественное мышление нацелено на отождествление мыслителя со смыслом, а понятийное на разотождествление, на наблюдение со стороны. Ну и всё в таком духе... Потому, кстати, понятийное ментально, а художественное эмоционально.
Reply
Ага, и эмоции при этом в ментальном, значит художественное в понятийном))
Reply
Reply
Leave a comment