Художественное в мышлении 1

Aug 04, 2020 05:44

Запись, сделанная по случаю, но вдруг кому пригодится. Ну или кто-то решит аргументированно спорить, тоже польза.
«Вопрос про художественное в мышлении. Что это такое, чем отличается от работы с понятиями? И как это связано (если вообще связано) с «привнесением душевного в духовное»»
Я не думаю, что стоит начинать с определений. Ну вот, например, говорят, что художественное мышление - это мышление в процессе художественного творчества и выражающееся в художественных произведениях. То есть то же, что обычное мышление, но вокруг чего-то художественного. Мол, только для художественного творчества, и с тем же успехом я могу говорить о кулинарном мышлении. О игровом, беговом и каком угодно.

(C) zh3l

Поэтому говорить будем не о художественном мышлении, а о том, какие есть особенности у познавательных операций в связи с выражением. Художественное - это прежде всего выразительное. Вы в себе имеете мысль - всё, готово, познали. Художественное начинается, когда вы эту мысль пытаетесь выразить - перейти из плана содержания в план выражения. В этом смысле любой написанный текст имеет отношение к художественному, как и любая каляка с планом «от метро через перекресток, потом дом с пятерочкой и с другой стороны наш подъезд».
Но об особенностях мышления знают не так много. Когда говорят о понятийном мышлении, часто переходят к логическому. Говорят о том, что понятия надо строго определить, прояснить отношения с другими понятиями, очертить границы применимости высказывания, оценить степень истинности - иногда, всегда… Это логика, а понятийное мышление на самом деле иное - то есть сразу начались трудности. Даже о самом «понятном», близком к логике понятийном мышлении очень трудно говорить - именно потому, что оно не логика.
В понятийном мышлении самое важное - вовсе не определения и границы применимости, а создание понятий. Вся эта штука с границами - сильно потом, когда будет, границы чего ощупывать, а сначала надо создать само понятие, и именно об этом практически никто не говорит.
Самые недалекие люди скажут, что все просто - вот перед тобой предмет, стол или собака. И ты его называешь - и вот тебе понятие: стол, собака. А если не предмет? Движение и характеристика движения - порывистый, судорожный, импульсивный… А если не предмет, а газ? В общем, понятия совсем не так создаются, они не идут от предметов - наоборот. Когда создано понятие, под него подводятся предметы.
И далее там столь же чудесно, но это именно о понятийном мышлении - для тех, кого интересует, как устроено знание, что такое теория и как взаимодействуют понятия. На деле, поскольку понятия - это инструменты или, если угодно, органы чувств, то там хитрая штука: понятие выстраивается субъектом для познания действительности, и потому в нем сплетаются сконструированные субъектом вещи (от субъекта: чтоб я это мог понять) и не сконструированные субъектом (чтоб это было на самом деле, я не хочу видеть свои фантазии). Как именно надо действовать, чтобы построить такие сложные объекты, которые сразу с двух сторон реальности (субъекты, меж тем, реальны - а то многие забывают) - надо работать довольно сложными методами.
Вот когда понятия уже созданы, возникают разные возможности работы с ними. Из многих прочих можно выделить одну ветку - когда понятия используются в высказываниях, для которых хотелось бы использовать характеристику «истинностные». Бывают ведь и другие высказывания - и они совсем иначе устроены и там понятия иначе взаимодействуют. Вот в истинностных - там надо включать логику. То есть логика в понятийном мышлении описывает совсем чуть-чуть - когда все уже готово (кто-то другой сделал понятия, убедил всех их правильно понимать и использовать), из всех возможных способов применения выбран один, и вот именно для этого одного годится логика.
Но вообще-то тут речь о художественном в мышлении. Все сказанное выше тут не применяется, совсем другие вещи - и, разумеется, сколько не ищи тексты на эту тему, попадается исключительно лабуда. Поэтому опереться не на что. Нельзя отослать в хорошей книге - вот, tolle, lege... Смотри, читай, там всё есть. Придется с трудом - пальцем тыкать и рукой махать в нужную сторону, в надежде, что не заблудитесь.

philosophy3, art3

Previous post Next post
Up