"почему из всех искусств от нас дальше всего оказалась именно музыка?"
Потому что появилась звукозапись. Та же поэзия и другие письменные жанры - ну читаем сейчас с электроники, слушаем не живого чтеца, а аудиокнигу, но всё близко. Аналогично и с театром. А с музыкой по другому - столетия музыки были заточены не просто под живой звук, но и под то, чтобы люди сами играли. Хочешь послушать пьессу - исполни её, а тут раз и включил кнопку. И вот этот элемент личного участия или как минимум личного опыта исполнения (все эти музшколы с учебными пьесами не в счёт) исчез, и музыка отдалилась.
То есть раньше человек мурлыкал под нос или там горланил - и была она близко. Теперь же в ухе горланит, и это далеко. Но книга тоже в ухе - аудио, или перед глазами чужая, не нами набормотанная. Отчего же музыка дальше?
Раньше слушатели сами были исполнителями, хоть какими-то (причём и на низовом уровне - гармошка там, мандолина, гитара, и на высоком - пианино, струнные), а сейчас они чисто слушатели. То есть раньше было как если бы на спортивных трибунах сидели только люди со спортивными разрядами по соответствующим видам спорта, а сейчас хорошо если в школе физру не прогуливавшие. Слушатель давеча "пропускал" музыку через свой опыт исполнителя, а нынешний слушатель не "пропускает".
А второй момент, отличия от литературы - раньше захотел почитать, взял книгу и почитал, а чтоб послушать музыку надо было ждать, в особое время и в особом месте, а сейчас - нажал кнопку.
Хорошее эссе про случайности и закономерности веры, и то как мы "меняем ипостаси чуть ли не ради удачной вечеринки и платим штрафы по акциденциям". "Доктор, откуда у Вас такие картинки?"
И все-таки поражает, как люди еще в детстве способны додуматься не только что до кладжей, но и до настоящих антиномий.
Двести лет назад любителем музыки был вовсе не меломан, не слушатель, а человек, игравший по вечерам дома квартеты с родственниками и покупавший с утра "свежие квартеты", как покупают свежие газеты. Слушатель - не совсем адекватная форма общения с музыкой, она ничего не приносит, кроме разочарования обеим сторонам диалога.
Если вы (условное "вы", разумеется) хотите читать, вам приходится учить буквы, грамматику, все такое. Если вы хотите нормального общения с музыкой, вам придется учить ноты и регулярно играть на каком-нибудь инструменте, а лучше ансамблем, - тогда не будет этого плачевного разрыва, о котором пишет цитируемый вами человек. По-другому это не работает. Германия и Австрия 200 лет назад были музыкальными странами только потому, что под каждой крышей по вечерам звучали пресловутые дуэты и квартеты...
Музыка никуда не отдалялась (более того, есть подозрение, что сейчас она стала как никогда ближе - доступность различных инструментов, в том числе и обработки, позволяет создавать интересные вещи, а уж нотную грамоту выучить и применить - это не квантовую физику объяснять, ничего катастрофически сложного), но, конечно, если снобски считать музыкой только европейскую традицию 17-18 веков, тогда, да, сразу грусть-печаль накатывает, и хочется взыграть баховскую фугу.
Comments 44
Потому что появилась звукозапись.
Та же поэзия и другие письменные жанры - ну читаем сейчас с электроники, слушаем не живого чтеца, а аудиокнигу, но всё близко. Аналогично и с театром.
А с музыкой по другому - столетия музыки были заточены не просто под живой звук, но и под то, чтобы люди сами играли. Хочешь послушать пьессу - исполни её, а тут раз и включил кнопку. И вот этот элемент личного участия или как минимум личного опыта исполнения (все эти музшколы с учебными пьесами не в счёт) исчез, и музыка отдалилась.
Reply
Но книга тоже в ухе - аудио, или перед глазами чужая, не нами набормотанная.
Отчего же музыка дальше?
Reply
А второй момент, отличия от литературы - раньше захотел почитать, взял книгу и почитал, а чтоб послушать музыку надо было ждать, в особое время и в особом месте, а сейчас - нажал кнопку.
Reply
http://ivanov-petrov.livejournal.com/1991630.html?thread=109584590#t109584590
Reply
И все-таки поражает, как люди еще в детстве способны додуматься не только что до кладжей, но и до настоящих антиномий.
Reply
Ко мне приходят хорошие больные.
Reply
Reply
Reply
Если вы (условное "вы", разумеется) хотите читать, вам приходится учить буквы, грамматику, все такое. Если вы хотите нормального общения с музыкой, вам придется учить ноты и регулярно играть на каком-нибудь инструменте, а лучше ансамблем, - тогда не будет этого плачевного разрыва, о котором пишет цитируемый вами человек. По-другому это не работает. Германия и Австрия 200 лет назад были музыкальными странами только потому, что под каждой крышей по вечерам звучали пресловутые дуэты и квартеты...
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Leave a comment