(Untitled)

Jun 22, 2016 15:31


Read more... )

livejournal2

Leave a comment

diejacobsleiter June 25 2016, 14:59:37 UTC
Двести лет назад любителем музыки был вовсе не меломан, не слушатель, а человек, игравший по вечерам дома квартеты с родственниками и покупавший с утра "свежие квартеты", как покупают свежие газеты. Слушатель - не совсем адекватная форма общения с музыкой, она ничего не приносит, кроме разочарования обеим сторонам диалога.

Если вы (условное "вы", разумеется) хотите читать, вам приходится учить буквы, грамматику, все такое. Если вы хотите нормального общения с музыкой, вам придется учить ноты и регулярно играть на каком-нибудь инструменте, а лучше ансамблем, - тогда не будет этого плачевного разрыва, о котором пишет цитируемый вами человек. По-другому это не работает. Германия и Австрия 200 лет назад были музыкальными странами только потому, что под каждой крышей по вечерам звучали пресловутые дуэты и квартеты...

Reply

(The comment has been removed)

diejacobsleiter June 27 2016, 08:02:14 UTC
Спасибо за отклик. Да, видел.

У Бернстайнa на редкость благородная проф. родословная. Он был учеником Бруно Вальтера, который был учеником Густава Малера. Лучшей школы, чем принадлежность к старой немецко-австрийской традиции, я для музыканта вообразить не могу. Поэтому он, разумеется, не рассуждал о цветочках, и даже с самой непросвещенной публикой говорил исключительно о музыкальных реалиях. Можно не претендовать на профессиональное понимание, но нельзя его заменять литературными суррогатами; надо держаться чисто музыкальных вещей, хотя бы по-любительски полу-интуитивно - таково было его кредо просветителя. Бернстайн был 100% адекватный музыкант, что (в постромантическую эпоху) стало редкостью среди профессионалов. А его просветительство заслуживает самых добрых слов - там и ум, и знание, и просто большая личность: без этого невозможно убедительно просвещать. Что-то из 18 века, что-то гетевское. Или что-то нововенское: те тоже постоянно читали лекции для широкой публики и не ограничивались игрой в бисер для своих...

Reply

(The comment has been removed)

diejacobsleiter June 27 2016, 08:18:33 UTC
Да. Я безмерно уважаю людей, способных на такое. Это, кроме всего, какой-то супер-высокий уровень знания своего дела, - когда умеешь так просто и толково говорить о нем с посторонними...

Reply

jenya444 June 27 2016, 13:41:13 UTC
Можно любить поэзию, не умея читать (тебе читает кто-то другой) и любить музыку, не зная нот (тебе играет кто-то другой). Для того, чтобы ценить балет не обязательно самому уметь делать па.

Reply

diejacobsleiter June 27 2016, 17:56:41 UTC
"Любовь зла", полюбить можно кого и что угодно. Понимать адекватно музыку в качестве лишь меломана - нет, нельзя.

Reply

jenya444 June 27 2016, 23:29:18 UTC
Что такое "адекватно"?

Reply

diejacobsleiter June 28 2016, 00:17:01 UTC
Вот для ответа на этот вопрос и нужно учиться музыке.

Reply

diejacobsleiter June 28 2016, 02:51:53 UTC
ОК, я попытаюсь ответить, хотя мне не показалось, что вы именно спрашиваете меня и интересуетесь моим мнением.

Адекватное понимание музыки - это то, которое вы не подменяете своими личными впечатлениями: образами, ассоциациями и эмоциями, возникающими у вас при слушании. Это когда вас интересует не ваша собственная душевная жизнь, а сам предмет, его смысл. И когда вы этот смысл не пытаетесь перевести на язык литературы или эмоций, пережитых вами (то ли от музыки, то ли от несварения из-за съеденного накануне обеда ( ... )

Reply

jenya444 June 28 2016, 23:08:10 UTC
Спасибо за подробный ответ. Ваш предыдущий ответ был красивой иллюстрацией недавней дискуссии в этом журнале о высокомерии, и я вполне понимаю, что не всегда есть желание потратить полчаса-час на подробный ответ, но иногда можно это сделать, если кажется, что другим это будет интересно; мне было интересно ( ... )

Reply

diejacobsleiter June 29 2016, 01:08:08 UTC
Это не было высокомерием ни в малейшей степени. Я именно и имел в виду, что ответ на этот вопрос лежит через освоение материала. Я так думаю, вот и все. Ну, и да, я не настолько погружен в интернет-жизнь, чтобы сходу потратить незапланированный час на комментарии ( ... )

Reply

diejacobsleiter June 29 2016, 01:08:51 UTC
PS Если хозяин журнала это читает, к Вам просьба: пожалуйста, не вывешивайте эти тексты "на просушку" под листиками клевера. У меня нет ни сил не времени на пулеметный огонь, который может начаться, если люди прочтут, что у них хотят отобрать любимую игрушку - "эмоциональное воздействие". С заинтересованным собеседником я еще могу говорить, в тишине, один на один. А общаться с "обществом", как делаете Вы, - этого я не умею...

Reply

ivanov_petrov June 30 2016, 08:16:56 UTC
Читаю.
Хорошо, не буду.
Вроде бы каждому дана свобода не отвечать - тем более в чужом журнале. Но я понял, что вам неприятно. Постараюсь не забывать и не привлекать внимание.

Reply

diejacobsleiter June 30 2016, 12:31:54 UTC
Спасибо. Не неприятно, просто трудно иногда.

Reply

freeborn July 28 2016, 01:36:44 UTC
"Кстати, а откуда эта мысль, что ЦЕЛЬЮ искусства является взволновать вас?"

А что является целью?

Мне кажется, что целью, к примеру, Моцарта были (вульгарно) деньги. А для денег нужно было привлечь массовых покупателей, с помощью "эмоционального воздействия" в том числе. Неужели оперу посещали исключительно образованные музыковеды, и никаких простолюдинов?

Reply


Leave a comment

Up