Известное дело - мозг не очень понимает разницу между психической и физической болью. Или не мозг?.. В общем, это наша идеология заставляет проводить резкую границу и считать, что психологическая травма "в голове", а воздействие раневого характера - "объективно". Для психики психическое физично
(
Read more... )
Что я имею в виду? Ответить на один-единственный вопрос: на что в душевном мире надо обращать внимание, а на что не надо. Примерно как при изучении роста дерева не надо обращать внимание ни на ползающих по нему жучков, ни на потоки воды по его коре, ни на душистый аромат коры или цветов, ни на бабьи наговоры (к слову: даже последнее - не очевидно; очевидность этого - большая заслуга в том числе того самого Ньютона, которого Гёте ругмя ругал). А надо - на форму, на расположение и развитие тканей, согласное с общей опытной идеей (форма <= геометрия: та самая математика, которая, по меткому и совершенно верному наблюдению одного из авторов в позавчерашних "клеверах", скрепляет мир воедино ( ... )
Reply
Reply
Reply
(К какому пулемету тянется рука при слове "модель", говорить не будем.)
Reply
Reply
Reply
Да и чужие слова влияют на то, как человек видит дерево. Лично я смог удерживать в памяти растительные пейзажи только после прочтения "Методологии Гёте". Вот уж наговор, так наговор!
Reply
Про модель. Я так понимаю, имеется в виду штука, которую прекрасная Википедия - сейчас посмотрел - называет концептуальной моделью. Вопрос только - для чего ж она нужна-то? Без модели познавать душу нельзя? (А дерево без модели дерева - можно?)
Reply
> Основание включения-невключения опыта в знание можно взять лишь из самого знания.
Основание для включения опыта в знание - это то, как мы узнаём, что с деревом вообще что-то случилось. Один из возможных ответов: по изменению его формы. Например, пока жучок просто ползает, с деревом ничего не происходит, а когда дерево источается и падает (изменения формы) - это уже надо смотреть и выяснять, что случилось. Этот ответ - и есть модель дерева; конечно же, интересно знать, откуда этот ответ взялся (именно тут - и пункт про предрассудки…). Думаю, здесь наибольшую роль играют общефилософские соображения. Знания без веры не бывает и никогда не было; доказательность возможна лишь в рамках веры (на эту тему - блестящее эссе Кэрролла); так что нужно формулировать цельную философскую веру, в рамках которой доказательность суждений оказывается для человека наилучшей ( ... )
Reply
Reply
Reply
Не чувствую разницы между основами и верой.
> Человек может свободно отвергать силлогизмы; никаких проблем, кроме как разве для самого отвергающего.
Не все ведь это понимают.
> Модель дерева: а бывает, по-Вашему, не-модельное - и не целиком субъективное - знание?
Думаю, что целиком субъективное - тоже модельное. Ведь оно как-то учитывает получающийся опыт. Правда, можно этого не замечать и на это не обращать внимание.
> Честно говоря, трудно понять про динамичность предмета. Деревья успеют так быстро измениться, пока я их изучал?
Деревья же растут? Это и есть их динамичность. И те феномены, в которых оно дано, (чувственный опыт) - тоже подвижны: душевное состояние всё время меняется.
Reply
Тогда всякое знание получается модельным, и модель просто лишнее слово; "чтобы знать предмет, надо построить модель предмета" будет тавтологией.
Э, "деревья растут" - это другая динамичность. Я включил способность к росту в свое понятие дерева; где теперь оно динамично? И далее буду включать узнанное; все это динамика мысли, не предмета.
Вдогонку: любопытно, почему математика, не логика.
Вроде бы традиционно логику возводили на этот пьедестал. Мысль, задерживаемая в статике, отливается в суждение; логика - дисциплина работы с ними. Сам Спиноза не стал делать геометрической этики - всего лишь логическую.
Reply
Если употреблять слово модель: мы не можем сначала решить, модель чего, т.к. не знаем предмета.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment