О ненависти к гуманитариям

Oct 10, 2018 10:53

Слева да справа -
Русская держава,
Спереди да сзади -
Люди Христа ради,
Как и я, болезныя,
Ходють, бесполезныя,
В чаще бездорожия
Ищут слово Божие. Хотелось бы спросить... Об отношении к гуманитарному знанию. Я много раз видел совершенно озлобленные высказывания, выражающие презрение к гуманитарному знанию. Я это какое-то время не ( Read more... )

culture2, ethnography2, ethics2, science4, sociology7

Leave a comment

boda90 October 10 2018, 09:17:00 UTC
По своему опыту могу сказать, что выглядит, как будто люди действительно рождаются (лет в 11-13) с неприязнью к гуманитарному знанию, но с помощью некоторого усилия можно понять противоположную сторону. Делают так немногие, потому что бонусов от такой неприязни много (всегда есть "слабый Другой" над которым можно шутить повышая собственную значимость и статус своей группы), а вреда - почти никакого (не так уж много в принципе людей, причисляющих себя к гуманитариям в среде технарей, потому сдачи дать некому).

Но причины, по крайней мере в моём случае, понятны - школьное образование. В школьной математике или физике показывают пример науки, которая применяется к реальному миру и решает задачи. Школьное "гуманитарное знание" сводится обычно к зазубриванию разнообразной информации, смысл которой не очень ясен. С такими представлениями о гуманитарщине, углубляться в неё уже не хочется, а эфект Даннинга-Крюгера позволяет быть уверенным, что всё в этой области ты понял, и ничего интересного там нет.

Reply

anna_bpguide October 10 2018, 09:47:27 UTC
Похоже на что, в гуманитарных науках вообще важнее личность преподавателя, чем в естественных.
И, соответственен, тяжелее урон от плохого преподавания...

Reply

boda90 October 12 2018, 15:18:06 UTC
Подумал о ещё одной методологической проблеме: у технарей оценивание в школе можно построить достаточно просто - есть задачи, есть ответы, которые правильные (и вопроса "почему они правильные" - не возникает), сколько задач решил, столько баллов получил.
Для гуманитарных наук всё это не работает как надо. Я вообще сомневаюсь, что попытки оценивать такие предметы в стиле "вопрос-правильный ответ" могут к чему-то привести. Никто(наверное) не начал любить историю от того, что выучил даты всех битв второй мировой. Но этот путь самый простой, потому то, да, многие учителя идут по нему - а уж тем более, если учесть, что последние классы, когда такие проблемы вообще есть смысл начинать рассматривать, непременно проходят под знаком подготовки к экзаменам, которые по причинам бюрократического характера, выглядят именно как тесты.

Но вообще, как проходит обучение гуманитарным предметам на соответствующих факультетах, я не очень представляю. Там по идее что-то другое должно быть?

Reply

nil_0 October 10 2018, 12:07:20 UTC
Думаю, что для школьников-естественников гуманитарные дисциплины должны преподавать люди с естественнонаучным образованием.
У нас на Физтехе был профессор-философ, который сам кончал Физтех, сперва поработал по специальности, а потом уже ушёл в философию. Вот он с естественниками умел находить язык, потому как сам был из нас.

Reply

boda90 October 12 2018, 15:21:03 UTC
Возможно вы правы. Вспоминая свой опыт, история на физфаке мне нравилась, в отличии от культурологии, экономики и философии - и именно у историка была фишка - постоянно рисовал нам графики всего, что он рассказывал. И это действительно как-то располагало)

Reply


Leave a comment

Up