Сколь я понял, Вы практически уравниваете рациональность и логику, причем рассматриваете только интенцию, без целеполагания. Так, замысливший самоубийство, озабочен нахождением крепкой веревки, крепкого крюка, он должен правильно завязать узел, и с этой точки зрения его действия рациональны. Нас не интересует, что "будет потом", мы это исключаем... Далее: строится Пизанская башня. Она рационально спроектирована так, что, находясь под углом к оси, рассчитана на устойчивость. Одинаково ли рациональны усилия по строительству "падающей" и абсолютно прямой башен
( ... )
Раз свои вопросы вы разместили здесь, то, думаю, и ответы будет резонно не переносить. Итак
>>Сколь я понял, Вы практически уравниваете рациональность и логику<Конечно, в большей степени рациональность меня интересует как философская, а не бытовая (психологическая) категория. Так вот в философии действительно можно сказать, что рационально - значит логично. При этом логика тут понимается в самом широком смысле - как система однозначных правил. То есть если некоторая знаковая система (система высказываний) построена по однозначно воспроизводимым правилам, реконструируема, если отношение между элементами системы фиксировны, то следует говорить о рациональной системе. При этом конечно, логика и рациональность не синонимы: логика - это принцип построения знаковых систем, а циональность - принадлежность к таковым системам. Рациональное высказывание - это высказывание истинность которого однозначно связана с истинностью других высказываний. Причем эта связь не внутренне обоснована для человека, а объективна - установлена внешними для
( ... )
В таком случае, можно говорить одновременно и о рациональности и об иррациональности действия или суждения, коль скоро мы не можем знать всех правил. Тогда не проще ли употребить не рациональное~логичное, а рациональное~понятое? (Иррациональное "вот захотелось, не знаю почему" - и рациональное "так захотелось, потому что это необходимо для того и того"). Это то, что я предлагал
( ... )
>>В таком случае, можно говорить одновременно и о рациональности и об иррациональности действия или суждения, коль скоро мы не можем знать всех правил.<<
Нет, такая ситуация исключена. Если я не знаю правил, не вижу логики (хотя она может и быть для других) для меня это суждение, действие иррационально. Вопрос не в знании всех правил, а достаточных для однозначного (рационального) обоснования. Поэтому вы всегда для себя лично делаете однозначное заключение о рациональности или иррациональности (хотя потом можете и изменить мнение, но потом, когда узнаете).
>>Тогда не проще ли употребить не рациональное~логичное, а рациональное~понятое?<Нет. Понятое не обязательно рационально - я могу понять и иррациональные действия влюбленных, понимать какую-то идею, но не только не иметь представления об ее однозначном обосновании, но и вразумительно выразить ее в суждениях. То есть понимание может быть, а по сути и всегда является, иррациональным
( ... )
Нет, такая ситуация исключена. Если я не знаю правил, не вижу логики (хотя она может и быть для других) для меня это суждение, действие иррационально. Вопрос не в знании всех правил, а достаточных для однозначного (рационального) обоснования. Поэтому вы всегда для себя лично делаете однозначное заключение о рациональности или иррациональности (хотя потом можете и изменить мнение, но потом, когда узнаете).
В этой Вашей трактовке рациональное ничем не отличимо от целесообразного; за счет чего же мы разводим эти понятия? В самом деле, рациональность в Вашей трактовке представляется мне чем-то вроде химической реакции, асфальтоукладочного катка или deus ex machina. Другими словами, рациональность - это не вопрос выбора, она лишена этической составляющей. Здесь мы попадаем в такой себе кафкианский мир, показывающий, сколь иррациональной и абсурдной может быть последовательно проведенная рациональность.
>>В этой Вашей трактовке рациональное ничем не отличимо от целесообразного; за счет чего же мы разводим эти понятия?<Целесообразность - действие, направленное на достижение цели - может быть и иррациональным. Скажем, я достигаю цели случайным перебором, методом тыка - знаю что должно получиться, но не знаю как. Или способ достижения цели может быть явлен в интуитивном прозрении - оно будет целесообразно, но не рационально (в моей трактовке этого понятия
( ... )
Если мы методом тыка ищем горячую клавишу, чтобы перезапустить компьютер, то целесообразными такие действия вряд ли назовешь... В жизни так не говорят: случайным перебором кнопок на баяне целесообразно сыграл начало 40-й симфонии Моцарта. Увы, пока не увидел, чем в Вашей трактовке разнятся рациональное и целесообразное, оптимальное, эффективное, полезное и т.д.
В принципе, я выяснил, все, что хотел, и мне осталось Вас поблагодарить. Если у Вас будут еще какие-то вопросы, реплики, желание продолжать, пожалуй, в самом деле давайте перенесемся в Ваш журнал, чтобы не досаждать хозяину падающими в его почтовый ящик комментариями.
>>Если мы методом тыка ищем горячую клавишу, чтобы перезапустить компьютер, то целесообразными такие действия вряд ли назовешь...<< Тут какая-то проблема на уровне терминологии. Целесообразны действия направленные на достижение цели. И все. Никакого другого смысла у этого слова нет. Если моя цель перезапустить компьютер, то все действия которые я предпринимаю для этого целесообразны. Целесообразность ничего не говорит о методе достижения цели, а лишь о направленности на ее достижение.
>>Увы, пока не увидел, чем в Вашей трактовке разнятся рациональное и целесообразное, оптимальное, эффективное, полезное и т.д. <Ну тут скорее в вашей трактовке вы принципиально не можете различить эти понятия
( ... )
>>Рационален ли этикет?<< И опять две проблемы. Сам этикет - по определению, как набор правил - безусловно рационален: мы всегда однозначно можем ответить на вопрос соответствует наше действие этикету или нет. А вот происхождение некоторых правил этикета может быть вполне иррациональным - не всегда можно выявить логику появления какого-то правила, хотя другие правила могут иметь вполне рациональное происхождение и обоснование.
>>"Да вот, поносы замучили"; рационален ли такой ответ?<В системе правил этикета - безусловно, иррационален. Хотя возможна ситуация (ориентирование на другие наборы правил), когда это ответ будет рационален: скажем, на приеме у врача или в ситуации, когда человек намеренно хочет спровоцировать шок, для достижения какой-то однозначно фиксируемой (рациональной) цели
( ... )
Сам этикет как набор правил рационален... Щуплый мужчина, помогающий крупной даме снять пальто - он рационален лишь в силу того, что рациональным его действия делает договоренность во взаимоотношениях полов? И видимо, эта договоренность базируется на каких-то рациональных началах? И, видимо, прежде чем говорить о суждении или действии, нужно обсудить условия, в которых они протекают, так ведь получается? В таком случае, выходит, что и обряд, таинство - это иррациональное повторение рационального изначального действия
( ... )
>>И, видимо, прежде чем говорить о суждении или действии, нужно обсудить условия, в которых они протекают, так ведь получается?<<
Так разве не так вы поступаете - прежде чем вынести заключение о рациональности действия суждения выясняете в какой системе правил следует делать эту оценку. По сути оценка рациональности - это и есть соотнесение с правилами.
Есть другой способ оценки - нерациональный - вас бьют, вам больно, ваша реакция отрицательная, вас глядят - положительная. Вне всяких правил, условностей. Это явно не рациональная оценка.
>Суть моего возражения такова: разве закрепление вдохновения на холсте не есть рациональный акт и разве не движется вдохновенная кисть согласно некоторой логике?<Нет. Ни один художник не сможет вам поведать логику движения его руки. Ведь что такое логика? Это однозначность в воспроизведении. Если теорема доказана логично, то это значит, что это доказательство может быть однозначно воспроизведено любым человеком, и при воспроизведении (повторении логичных, рациональных действий) доказательство
( ... )
Reply
>>Сколь я понял, Вы практически уравниваете рациональность и логику<Конечно, в большей степени рациональность меня интересует как философская, а не бытовая (психологическая) категория. Так вот в философии действительно можно сказать, что рационально - значит логично. При этом логика тут понимается в самом широком смысле - как система однозначных правил. То есть если некоторая знаковая система (система высказываний) построена по однозначно воспроизводимым правилам, реконструируема, если отношение между элементами системы фиксировны, то следует говорить о рациональной системе. При этом конечно, логика и рациональность не синонимы: логика - это принцип построения знаковых систем, а циональность - принадлежность к таковым системам. Рациональное высказывание - это высказывание истинность которого однозначно связана с истинностью других высказываний. Причем эта связь не внутренне обоснована для человека, а объективна - установлена внешними для ( ... )
Reply
Reply
Нет, такая ситуация исключена. Если я не знаю правил, не вижу логики (хотя она может и быть для других) для меня это суждение, действие иррационально. Вопрос не в знании всех правил, а достаточных для однозначного (рационального) обоснования. Поэтому вы всегда для себя лично делаете однозначное заключение о рациональности или иррациональности (хотя потом можете и изменить мнение, но потом, когда узнаете).
>>Тогда не проще ли употребить не рациональное~логичное, а рациональное~понятое?<Нет. Понятое не обязательно рационально - я могу понять и иррациональные действия влюбленных, понимать какую-то идею, но не только не иметь представления об ее однозначном обосновании, но и вразумительно выразить ее в суждениях. То есть понимание может быть, а по сути и всегда является, иррациональным ( ... )
Reply
В этой Вашей трактовке рациональное ничем не отличимо от целесообразного; за счет чего же мы разводим эти понятия?
В самом деле, рациональность в Вашей трактовке представляется мне чем-то вроде химической реакции, асфальтоукладочного катка или deus ex machina. Другими словами, рациональность - это не вопрос выбора, она лишена этической составляющей. Здесь мы попадаем в такой себе кафкианский мир, показывающий, сколь иррациональной и абсурдной может быть последовательно проведенная рациональность.
Reply
Reply
В принципе, я выяснил, все, что хотел, и мне осталось Вас поблагодарить. Если у Вас будут еще какие-то вопросы, реплики, желание продолжать, пожалуй, в самом деле давайте перенесемся в Ваш журнал, чтобы не досаждать хозяину падающими в его почтовый ящик комментариями.
Reply
Тут какая-то проблема на уровне терминологии. Целесообразны действия направленные на достижение цели. И все. Никакого другого смысла у этого слова нет. Если моя цель перезапустить компьютер, то все действия которые я предпринимаю для этого целесообразны. Целесообразность ничего не говорит о методе достижения цели, а лишь о направленности на ее достижение.
>>Увы, пока не увидел, чем в Вашей трактовке разнятся рациональное и целесообразное, оптимальное, эффективное, полезное и т.д. <Ну тут скорее в вашей трактовке вы принципиально не можете различить эти понятия ( ... )
Reply
>>Рационален ли этикет?<<
И опять две проблемы. Сам этикет - по определению, как набор правил - безусловно рационален: мы всегда однозначно можем ответить на вопрос соответствует наше действие этикету или нет. А вот происхождение некоторых правил этикета может быть вполне иррациональным - не всегда можно выявить логику появления какого-то правила, хотя другие правила могут иметь вполне рациональное происхождение и обоснование.
>>"Да вот, поносы замучили"; рационален ли такой ответ?<В системе правил этикета - безусловно, иррационален. Хотя возможна ситуация (ориентирование на другие наборы правил), когда это ответ будет рационален: скажем, на приеме у врача или в ситуации, когда человек намеренно хочет спровоцировать шок, для достижения какой-то однозначно фиксируемой (рациональной) цели ( ... )
Reply
Reply
Так разве не так вы поступаете - прежде чем вынести заключение о рациональности действия суждения выясняете в какой системе правил следует делать эту оценку. По сути оценка рациональности - это и есть соотнесение с правилами.
Есть другой способ оценки - нерациональный - вас бьют, вам больно, ваша реакция отрицательная, вас глядят - положительная. Вне всяких правил, условностей. Это явно не рациональная оценка.
>Суть моего возражения такова: разве закрепление вдохновения на холсте не есть рациональный акт и разве не движется вдохновенная кисть согласно некоторой логике?<Нет. Ни один художник не сможет вам поведать логику движения его руки. Ведь что такое логика? Это однозначность в воспроизведении. Если теорема доказана логично, то это значит, что это доказательство может быть однозначно воспроизведено любым человеком, и при воспроизведении (повторении логичных, рациональных действий) доказательство ( ... )
Reply
Leave a comment