См. предыдущую
ЗДЕСЬ .
Сотрудники
Санкт-Петербургского охранного отделения
во главе с начальником Охранного отделения
Александром Васильевичем Герасимовым.
Фото 1900-х годов.
Получив приказ Николая II разобраться по масонскому вопросу, департамент полиции начал изучать деятельность лиц, к данному вопросу причастных.
Среди тех, на кого обратили внимание спецслужбы того времени, был и «его превосходительство» Н.Н.Беклемишев, отставной генерал-майор, что соответствовало четвертому классу чинов «Табели о рангах», редактор «Моря», страницы которого пестрели франк-масонством.
.
Обложка книги «Вселенское масонство
и обновленное розенкрейцерство».
Доклад делегата Ордена Рыцарей Филалет
Варвары Архангельской-Авчинниковой.
Санкт-Петербург, 1911.
Личность и дела Н.Н.Беклемишева, изучавшиеся политической полицией, как и другие фигуры, причастные к масонской теме, суммировались в некие группы, за которыми установили наблюдение. Выйдя на Беклемишева, стали досматривать его корреспонденцию, то есть вскрывали ее для прочтения, копировали наиболее интересные места и собирали копии для того, чтобы сделать выводы.
Выводы относительно Николая Николаевича Беклемишева утешительными не были. Если бы он в то время смог прочитать в «масонском деле» то, что о нем пишут сотрудники тайной полиции!
Писалось же много интересного. В недрах политического сыска, наблюдавшего за масонами, в мае 1911 года была составлена обширная записка, в которой относительно редактора журнала «Море» мы читаем: «Все петербургские масоны группируются около Н.Н.Беклемишева, Т.О.Соколовской и В.В.Архангельской-Авчинниковой. Главным местом их собраний является помещение Музея изобретений и усовершенствований (Мойка, 12), где почти ежедневно происходят обсуждения всевозможных тем, касающихся масонства». В записке также отмечалось: «Устраиваемые в этом помещении собрания не являются, однако, собраниями в стиле «лож», а представляют собою подготовительную инстанцию вербования адептов масонства, выражающуюся в чтении тенденциозных лекций и докладов».
Так и писали!
Но тылы у редактора «Моря» были крепкие, тылы имелись!
Великий князь Александр Михайлович
с супругой великой княгиней Ксенией Александровной.
Фото 1910-х годов.
За спиной редактора «Моря» Н.Н.Беклемишева, председателя Лиги обновления флота (впоследствии-Морской лиги), стоял великий князь Александр Михайлович, курировавший торговое мореплавание и Морской музей в Санкт-Петербурге. Родственник царя по крови, великий князь скрепил свои отношения с императором, женившись на великой княгине Ксении Александровне, сестре Николая II.
Добавим: Александр Михайлович (род. в 1866 г.) был сыном великого князя Михаила Николаевича, в 1892 году командовал миноносцем «Ревель», в 1909 году - броненосцем «Ростислав», в 1905-м - начальствовал над отрядом минных крейсеров; являлся активным деятелем, требовавшим значительных ассигнований на военно-морской флот. Он один из инициаторов создания воздушного флота империи. Таким образом, Александр Михайлович был не только накрепко связан с флотом морским, но и завязывал связи с флотом воздушным.
Хиромант.
Иллюстрация XVIII века.
В высших сферах государственного управления, при дворе, да и в широких кругах общественности знали о склонности его императорского высочества великого князя к оккультным секретам, мистицизму, спиритуализму, розенкрейцерству, разгадке тайн потустороннего мира.
Александр Михайлович возглавлял ложу русских филалетов, ведшую свои истоки из XVIII века от оккультного французского общества, распространившего свою деятельность на ряд европейских стран, а на рубежах XIX и XX столетий и в самой России развившего свои работы.
Нина Николаевна Берберова пишет: «В ложу филалетов принимали всех, кто хотел, никаких анкет и рекомендаций не требовалось. К 1916 г. в ложе оказалось около тысячи человек. Никого не исключали и никого никакими взносами не облагали».
Великий князь Георгий Михайлович.
Фото 1900-х годов.
Мистиком был и брат Александра Михайловича, великий князь Георгий Михайлович, входивший в другое масонское послушание - орден мартинистов.
Мистицизм, как сегодня хорошо известно, при русском императорском дворе пользовался особым вниманием, был в почете.
Время выхода журнала «Море» (1905-1917 гг.) и, следовательно, пропагандировавшиеся и шедшие к читателю с его страниц идеи явились во многом продуктом Русско-японской войны 1904-1905 годов, а также активных революционных выступлений 1905 года.
Алексей Алексеевич Брусилов (1853-1926).
Фото 1916 года.
Касаясь наступивших после 1905 года в России событий, бывший Верховный главнокомандующий русской армией А.А.Брусилов писал в мемуарах, изданных в годы «советской власти»:
«А между тем было о чем подумать: революция, хотя временно и погашенная, указала ясно, что теперь крестьянство уже не то, что все слои общества крайне недовольны, интеллигенция почти вся революционна, и нетрудно было догадаться, что созданием так называемого «Союза русского народа», составленного притом из подонков, ограничиться никак нельзя. Весьма характерно, что к этому же времени вылезли разные проходимцы, которые, пользуясь мистическим настроением психически больной императрицы, стали играть серьезную роль в жизни царской четы и тем влиять на управление государством, что восстановило все серьезные круги общественных и государственных деятелей, окончательно изолировав самих царя и царицу, оставшихся в среде так называемой дворцовой камарильи. Тут выступает на сцену Распутин, начинающий играть серьезную роль в управлении Россией. Во многом это напоминало последние годы царствования Людовика XVI и Марии-Антуанетты во Франции. Это очень понятно, ибо одинаковые причины вызывают неминуемо такие же действия, а за ними и следствия.
В такой-то обстановке началась давно предвиденная, неизбежная всемирная война».
Григорий Распутин
Жорж Морис Палеолог (1859-1944)
Сюда надо добавить весьма нейтральные к русской действительности мемуары в форме дневниковых записей Жоржа Мориса Палеолога, посла союзной по Антанте республиканской Франции. Палеолог ставил вопрос и отвечал на него в дневнике: «Откуда явилось у великой княгини Елизаветы Федоровны и у ее сестры, императрицы Александры, это удивительное преобладание мистических черт? Мне кажется, что оно унаследовано ими от их матери, принцессы Алисы, дочери королевы Виктории, бывшей замужем с 1862 г. за наследным принцем Гессен-Дармштадтским и умершей в 1878 г. в возрасте 35 лет.
Воспитанная в самом строгом англиканизме, принцесса Алиса испытала вскоре после замужества странного рода страсть, вполне духовную и интеллектуальную, к великому тюбингенскому богослову-рационалисту, знаменитому автору «Жизни Иисуса» Давиду Штраусу, умершему четырьмя годами раньше ее. Он тотчас же приобрел над ней большое влияние. Глубокая тайна окутывает еще этот роман двух умов и двух душ, но нельзя, тем не менее, сомневаться, что он сильно смутил ее в ее верованиях, и что она пережила ужасные потрясения.
Ее дочери могли от нее унаследовать склонность к религиозной экзальтации. Быть может, нужно также видеть в них действие атавизма, гораздо более древнего, так как я нахожу в числе их предков по женской линии имена святой Елизаветы Венгерской и Марии Стюарт».
И несколько ниже в тех же воспоминаниях Мориса Палеолога читаем: «Я уже отметил в этом дневнике болезненные наклонности, которые Александра Федоровна получила по наследству от матери и которые проявляются у ее сестры Елизаветы Федоровны в благотворительной экзальтации, у ее брата, великого герцога гессенского, в странных вкусах. Эти наследственные наклонности, которые были бы незаметны, если бы она продолжала жить в положительной и уравновешенной среде Запада, нашли в России самые благоприятные условия для своего полного развития».
Продолжая мистический мотив в мемуаристике, мы обращаемся к другому автору. Павел Григорьевич Курлов - один из высших сановников империи по полицейской и жандармской части. Генерал замечает в воспоминаниях:
«Конец XIX и начало XX века знаменуются упадком религии не только в высшем обществе, но даже в народе. Неизбежным спутником такого падения является мистицизм, который незаметно, даже для искренно верующих людей, перемешивается с чистой религией. Государь Император был несомненно глубоко религиозным человеком. Тяжелые события царствования не могли пройти для него бесследно и не направить Его духа, по-моему, почти непроизвольно в сторону мистицизма».
Павел Афанасьевич Бурышкин
Павел Афанасьевич Бурышкин, кстати, масон послушания «Великий Восток Народов России», с горечью отмечал:
«До революции сравнительно мало знали о действительном положении дел, о том роковом влиянии, которое на императорскую семью оказывали всякие проходимцы, вроде предшественника Распутина французского целителя Филиппа или небезызвестного доктора Папюса. Некоторые наивные историки революции, вероятно, добросовестно не подозревали, говоря о жидомасонских ее корнях, что единственным моментом несомненного масонского влияния на судьбы российские была мартинистско-масонская деятельность Папюса и создание в недрах Царского Села мартинистской ложи «Крест и звезда». О придворных оккультистских похождениях Филиппа и Папюса в Петербурге в начале текущего столетия много говорили. Об этом свидетельствуют дневники А. А. Половцева и Н.А.Бобринского, а также воспоминания Витте».
О мистицизме Николая II пишет и крупнейший знаток «внутренней» политической истории, ее непосредственный творец, уже цитировавшийся нами жандармский полковник, ставший генералом, А.В.Герасимов:
«Как известно, Государь Николай II отличался сильной наклонностью к мистицизму. Ее он унаследовал от своих предков. В начале его царствования многие питали надежды на то, что под влиянием своей жены - образованной женщины, одно время даже, кажется, слушавшей лекции в Оксфорде, - царь излечится от излишнего мистицизма. Жизнь не оправдала этих надежд. Не царь под влиянием недавней оксфордской студентки повернул от мистицизма к трезвому реализму, а, наоборот, царица под его влиянием вдарилась в такой мистицизм, равного которому мы не найдем в биографиях членов нашего царственного дома. Не оказали благотворного влияния на нее и события эпохи 1904-1906 годов. Наоборот, вместо того чтобы заставить его серьезно заняться вопросами необходимого переустройства русской государственной жизни, тревоги, пережитые во время революции, только еще дальше толкнули ее в область мистических настроений. Надо сказать, события этих лет вообще вызывали сильный рост мистических увлечений в высших классах общества. В петербургских салонах, игравших в придворных кругах такую заметную роль и наложивших свою роковую печать на общие судьбы России, наперебой занимались спиритизмом, вертели столы, вызывали духов и т. д.».
Писательница Нина Николаева Берберова
Суммируя отмеченный материал, предоставим слово Н.Н.Берберовой:
«Параллельно в эти же годы (1905-1906) в России оживилась деятельность мартинистов с помощью двух шарлатанов, Папюса и Филиппа (предшественников Распутина при русском дворе). Вскоре граф Мусин-Пушкин стал у них Великим Мастером. Говорили, что в молодости Николай II был мартинистом, по примеру своих английских, германских и датских родственников. Николай II вышел, однако, очень скоро из тайного общества. Но его дядя, вел. кн. Николай и Петр Николаевич (внуки Николая I и двоюродные братья Александра III), а также вел. кн. Георгий Михайлович остались мартинистами высоких степеней и время от времени, в специальном храме в Царском Селе, собирались для ритуала. Это продолжалось до 1916 г., когда мартинистам пришлось прекратить свое существование. Великих князей, конечно, не тронули...».
Возвращаясь к Лиге обновления флота, зададимся вопросом: кто же содействовал ее развитию, проводимым ею мероприятиям? Это были отец и сын - великие князья Михаил Николаевич и Александр Михайлович, а также великая княгиня Ксения Александровна, поддерживавшие Н.Н.Беклемишева, создателя Лиги обновления флота, ее бессменного председателя, редактора, издателя и автора статей в журнале «Море» (органе Лиги), видного и активнейшего члена Императорского Русского Технического общества, директора комитета Музея изобретений и усовершенствований (одно время Музей подчинялся Лиге, затем стал составной частью Общества военной, морской и сельской техники).
Великий князь Александр Михайлович избежал участи иных членов императорской фамилии, ликвидированных летом 1918 года. За границей, в Париже, в 1933 году им выпускаются в трех частях воспоминания, в которых он сообщает о своем руководстве тайным обществом филалетов, здесь же говорится о его помощнике по делам этого общества Беклемишеве...
Итак, мы подходим к проблеме двух идейных течений в русском масонстве начала XX века, к так называемым мистическому и политическому его направлениям. Беклемишев и близкий ему круг лиц, безусловно, принадлежали к направлению первому, что, однако, не исключало его контактов и с политическими масонами. Их организация, пройдя стадии возникновения и реорганизации, к началу 1910-х годов стала быстро расширяться территориально и численно. Н.Н.Беклемишев, причастный к деятельности Императорского Русского Технического общества (ИРТО), не мог не ощущать проявлений деятельности политических масонов, контролировавших к началу Февральской революции 1917 года многие отделы и местные организации ИРТО.
Екатерина Дмитриевна Кускова (1870-1958)
Здесь не место выяснять, почему сотрудники Департамента полиции не вышли, а следовательно, и не подавили политических масонов, сгруппировавшихся в «Великом Востоке народов России», который после отречения Николая II от престола и захватил власть в мартовские дни 1917 года и удерживал ее до октябрьского переворота. Но ясно одно: Императорское Русское Техническое общество было одним из оплотов масонской структуры, носившей надпартийный и межпартийный характер.
О масонах - членах РТО вспоминала Екатерина Дмитриевна Кускова, входившая в число принятых членов действовавшего в России ордена и являвшаяся женой Сергея Николаевича Прокоповича - будущего министра Временного правительства. Последний, напомним, был принят в масоны во время своей учебы в Брюсселе еще в 1898 году и вошел в состав русского братства вольных каменщиков с 1908 года, после вывода масонских лож на территории самой империи. Кускова писала: «Такие общества, как вольно-экономическое, техническое, были захвачены (масонами - С.Л.) целиком. Это - рецепт Союза освобождения. Ведь еще во время его действия в вольно-экономическом обществе прочно уселись его члены: Богучарский, Хижняков (секретари); С.Н. (Прокопович - С.Л.) - председатель экономической секции. То же и в техническом обществе: Лутугин, Бауман - в центре».
Сергей Николаевич Прокопович (1871-1955)
Таким образом, налицо констатация двух легальных структур, в одну из которых входил редактор «Моря» Н.Н.Беклемишев...
И если есть течения внутри единого потока, то они обязательно конфронтируют друг с другом. Публикации о масонстве на страницах журнала «Море» в определенной мере отразили борьбу мистических и политических масонов, самих являвшихся продуктом развития национальной общественной мысли - части мысли мировой.
См. следующую
ЗДЕСЬ