Историк Сергей Лебедев: МАСОНЫ НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «МОРЕ». 1901-1917. ВВЕДЕНИЕ. Часть 3.

Jul 03, 2014 19:09



См. предыдущую ЗДЕСЬ

.



Сотрудники
Санкт-Петербургского охранного отделения
во главе с начальником Охранного отделения
Александром Васильевичем Герасимовым.
Фото 1900-х годов.

Получив приказ Николая II разобраться по ма­сонскому вопросу, департамент полиции начал изучать деятельность лиц, к данному вопросу причастных.
Среди тех, на кого обратили внимание спец­службы того времени, был и «его превосходитель­ство» Н.Н.Беклемишев, отставной генерал-майор, что соответствовало четвертому классу чинов «Табели о рангах», редактор «Моря», страницы которого пест­рели франк-масонством.

.


Обложка книги «Вселенское масонство
и обновленное розенкрейцерство».
Доклад делегата Ордена Рыцарей Филалет
Варвары Архангельской-Авчинниковой.
Санкт-Петербург, 1911.

Личность и дела Н.Н.Беклемишева, изучавшиеся политической полицией, как и другие фигуры, причастные к масонской теме, суммировались в некие груп­пы, за которыми установили наблюдение.  Выйдя на Беклемишева, стали досматривать его корреспонден­цию, то есть вскрывали ее для прочтения, копировали наиболее интересные места и собирали копии для то­го, чтобы сделать выводы.
Выводы относительно Николая Николаевича Бек­лемишева утешительными не были. Если бы он в то время смог прочитать в «масонском деле» то, что о нем пи­шут сотрудники тайной полиции!
Писалось же много интересного. В недрах поли­тического сыска, наблюдавшего за масонами, в мае 1911 года была составлена обширная записка, в кото­рой относительно редактора журнала «Море» мы чита­ем: «Все петербургские масоны группируются около Н.Н.Беклемишева, Т.О.Соколовской и В.В.Архангельской-Авчинниковой. Главным местом их собраний является помещение Музея изобретений и усовершен­ствований (Мойка, 12), где почти ежедневно происхо­дят обсуждения всевозможных тем, касающихся ма­сонства». В записке также отмечалось: «Устраиваемые в этом помещении собрания не являются, однако, со­браниями в стиле «лож», а представляют собою подго­товительную инстанцию вербования адептов ма­сонства, выражающуюся в чтении тенденциозных лек­ций и докладов».
Так и писали!
Но тылы у редактора «Моря» были крепкие, тылы имелись!



Великий князь Александр Михайлович
с супругой великой княгиней Ксенией Александровной.
Фото 1910-х годов.

За спиной редактора «Моря» Н.Н.Беклемишева, председателя Лиги обновления флота (впоследствии-Морской лиги), стоял великий князь Александр Ми­хайлович, курировавший торговое мореплавание и Морской музей в Санкт-Петербурге. Родственник царя по крови, великий князь скрепил свои отноше­ния с императором, женившись на великой княгине Ксении Александровне, сестре Николая II.
Добавим: Александр Михайлович (род. в 1866 г.) был сыном великого князя Михаила Николаевича, в 1892 году командовал миноносцем «Ревель», в 1909 го­ду - броненосцем «Ростислав», в 1905-м - начальство­вал над отрядом минных крейсеров; являлся активным деятелем, требовавшим значительных ассигнований на военно-морской флот. Он один из инициаторов создания воздушного флота империи. Таким образом, Александр Михайлович был не только накрепко свя­зан с флотом морским, но и завязывал связи с флотом воздушным.



Хиромант.
Иллюстрация XVIII века.

В высших сферах государственного управления, при дворе, да и в широких кругах общественности знали о склонности его императорского высочества великого князя к оккультным секретам, мистицизму, спиритуализму, розенкрейцерству, разгадке тайн поту­стороннего мира.
Александр Михайлович возглавлял ложу русских филалетов, ведшую свои истоки из XVIII века от ок­культного французского общества, распространившего свою деятельность на ряд европейских стран, а на ру­бежах XIX и XX столетий и в самой России развивше­го свои работы.
Нина Николаевна Берберова пишет: «В ложу фи­лалетов принимали всех, кто хотел, никаких анкет и рекомендаций не требовалось. К 1916 г. в ложе оказа­лось около тысячи человек. Никого не исключали и никого никакими взносами не облагали».



Великий князь Георгий Михайлович.
Фото 1900-х годов.

Мистиком был и брат Александра Михайловича, великий князь Георгий Михайлович, входивший в другое масонское послушание - орден мартинистов.
Мистицизм, как сегодня хорошо известно, при русском императорском дворе пользовался особым вниманием, был в почете.
Время выхода журнала «Море» (1905-1917 гг.) и, следовательно, пропагандировавшиеся и шедшие к чи­тателю с его страниц идеи явились во многом продук­том Русско-японской войны 1904-1905 годов, а также активных революционных выступлений 1905 года.



Алексей Алексеевич Брусилов (1853-1926).
Фото 1916 года.

Касаясь наступивших после 1905 года в России событий, бывший Верховный главнокомандующий русской армией А.А.Брусилов писал в мемуарах, изданных в годы «советской власти»:
«А между тем было о чем подумать: революция, хотя временно и погашенная, указала ясно, что теперь кре­стьянство уже не то, что все слои общества крайне не­довольны, интеллигенция почти вся революционна, и нетрудно было догадаться, что созданием так называе­мого «Союза русского народа», составленного притом из подонков, ограничиться никак нельзя. Весьма ха­рактерно, что к этому же времени вылезли разные проходимцы, которые, пользуясь мистическим настроением психически больной императрицы, стали играть серьезную роль в жизни царской четы и тем влиять на управление государством, что восстановило все серьез­ные круги общественных и государственных деятелей, окончательно изолировав самих царя и царицу, остав­шихся в среде так называемой дворцовой камарильи.  Тут выступает на сцену Распутин, начинающий играть серьезную роль в управлении Россией. Во многом это напоминало последние годы царствования Людо­вика XVI и Марии-Антуанетты во Франции. Это очень понятно, ибо одинаковые причины вызывают немину­емо такие же действия, а за ними и следствия.
В такой-то обстановке началась давно предвиден­ная, неизбежная всемирная война».



Григорий Распутин



Жорж Морис Палеолог  (1859-1944)

Сюда надо добавить весьма нейтральные к русской действительности мемуары в форме дневниковых за­писей Жоржа Мориса Палеолога, посла союзной по Антанте республиканской Франции. Палеолог ставил вопрос и отвечал на него в дневнике: «Откуда явилось у вели­кой княгини Елизаветы Федоровны и у ее сестры, им­ператрицы Александры, это удивительное преоблада­ние мистических черт? Мне кажется, что оно унасле­довано ими от их матери, принцессы Алисы, дочери королевы Виктории, бывшей замужем с 1862 г. за на­следным принцем Гессен-Дармштадтским и умершей в 1878 г. в возрасте 35 лет.
Воспитанная в самом строгом англиканизме, прин­цесса Алиса испытала вскоре после замужества стран­ного рода страсть, вполне духовную и интеллектуаль­ную, к великому тюбингенскому богослову-рациона­листу, знаменитому автору «Жизни Иисуса» Давиду Штраусу, умершему четырьмя годами раньше ее. Он тотчас же приобрел над ней большое влияние. Глубо­кая тайна окутывает еще этот роман двух умов и двух душ, но нельзя, тем не менее, сомневаться, что он сильно смутил ее в ее верованиях, и что она пережила ужасные потрясения.
Ее дочери могли от нее унаследовать склонность к религиозной экзальтации. Быть может, нужно также видеть в них действие атавизма, гораздо более древне­го, так как я нахожу в числе их предков по женской линии имена святой Елизаветы Венгерской и Марии Стюарт».
И несколько ниже в тех же воспоминаниях Мориса Палеолога читаем: «Я уже отметил в этом дневнике болезненные наклонности, которые Александра Федо­ровна получила по наследству от матери и которые проявляются у ее сестры Елизаветы Федоровны в бла­готворительной экзальтации, у ее брата, великого герцога гессенского, в странных вкусах. Эти наслед­ственные наклонности, которые были бы незаметны, если бы она продолжала жить в положительной и уравновешенной среде Запада, нашли в России са­мые благоприятные условия для своего полного раз­вития».
Продолжая мистический мотив в мемуаристике, мы обращаемся к другому автору. Павел Григорьевич Курлов - один из высших сановников империи по полицейской и жандармской части. Генерал замечает в воспоминаниях:
«Конец XIX и начало XX века знаме­нуются упадком религии не только в высшем обще­стве, но даже в народе. Неизбежным спутником такого падения является мистицизм, который незаметно, да­же для искренно верующих людей, перемешивается с чистой религией. Государь Император был несомнен­но глубоко религиозным человеком. Тяжелые события царствования не могли пройти для него бесследно и не направить Его духа, по-моему, почти непроизволь­но в сторону мистицизма».



Павел Афанасьевич Бурышкин

Павел Афанасьевич Бурышкин, кстати, масон послушания «Великий Восток Народов России», с горечью отмечал:
«До революции сравнительно мало знали о действительном положении дел, о том роко­вом влиянии, которое на императорскую семью ока­зывали всякие проходимцы, вроде предшественника Распутина французского целителя Филиппа или небе­зызвестного доктора Папюса. Некоторые наивные ис­торики революции, вероятно, добросовестно не подо­зревали, говоря о жидомасонских ее корнях, что един­ственным моментом несомненного масонского влияния на судьбы российские была мартинистско-масонская деятельность Папюса и создание в недрах Царского Села мартинистской ложи «Крест и звезда». О придворных оккультистских похождениях Филиппа и Папюса в Петербурге в начале текущего столетия много говорили. Об этом свидетельствуют дневники А. А. Половцева и Н.А.Бобринского, а также воспо­минания Витте».
О мистицизме Николая II пишет и крупнейший знаток «внутренней» политической истории, ее непос­редственный творец, уже цитировавшийся нами жан­дармский полковник, ставший генералом, А.В.Гера­симов:
«Как известно, Государь Николай II отличался сильной наклонностью к мистицизму. Ее он унасле­довал от своих предков. В начале его царствования многие питали надежды на то, что под влиянием своей жены - образованной женщины, одно время даже, кажется, слушавшей лекции в Оксфорде, - царь излечится от излишнего мистицизма. Жизнь не оправ­дала этих надежд. Не царь под влиянием недавней оксфордской студентки повернул от мистицизма к трезвому реализму, а, наоборот, царица под его влия­нием вдарилась в такой мистицизм, равного которому мы не найдем в биографиях членов нашего царствен­ного дома. Не оказали благотворного влияния на нее и события эпохи 1904-1906 годов. Наоборот, вместо того чтобы заставить его серьезно заняться вопросами необходимого переустройства русской государственной жизни, тревоги, пережитые во время революции, толь­ко еще дальше толкнули ее в область мистических на­строений. Надо сказать, события этих лет вообще вы­зывали сильный рост мистических увлечений в вы­сших классах общества. В петербургских салонах, игравших в придворных кругах такую заметную роль и наложивших свою роковую печать на общие судьбы России, наперебой занимались спиритизмом, вертели столы, вызывали духов и т. д.».



Писательница Нина Николаева Берберова

Суммируя отмеченный материал, предоставим сло­во Н.Н.Берберовой:
«Параллельно в эти же годы (1905-1906) в России оживилась деятельность марти­нистов с помощью двух шарлатанов, Папюса и Фи­липпа (предшественников Распутина при русском дво­ре). Вскоре граф Мусин-Пушкин стал у них Великим Мастером. Говорили, что в молодости Николай II был мартинистом, по примеру своих английских, герман­ских и датских родственников. Николай II вышел, од­нако, очень скоро из тайного общества. Но его дядя, вел. кн. Николай и Петр Николаевич (внуки Николая I и двоюродные братья Александра III), а также вел. кн. Георгий Михайлович остались мартинистами высоких степеней и время от времени, в специальном храме в Царском Селе, собирались для ритуала. Это продолжа­лось до 1916 г., когда мартинистам пришлось прекратить свое существование. Великих князей, конечно, не тронули...».

Возвращаясь к Лиге обновления флота, зададимся вопросом: кто же содействовал ее развитию, проводи­мым ею мероприятиям? Это были отец и сын - великие князья Ми­хаил Николаевич и Александр Михайлович, а также великая княгиня Ксения Александровна, поддержи­вавшие Н.Н.Беклемишева, создателя Лиги обновле­ния флота, ее бессменного председателя, редактора, издателя и автора статей в журнале «Море» (органе Лиги), видного и активнейшего члена Императорского Русского Технического общества, директора комитета Музея изобретений и усовершенствований (одно вре­мя Музей подчинялся Лиге, затем стал составной час­тью Общества военной, морской и сельской техники).
Великий князь Александр Михайлович избежал участи иных членов императорской фамилии, ликви­дированных летом 1918 года. За границей, в Париже, в 1933 году им выпускаются в трех частях воспомина­ния, в которых он сообщает о своем руководстве тай­ным обществом филалетов, здесь же говорится о его помощнике по делам этого общества Беклемишеве...
Итак, мы подходим к проблеме двух идейных тече­ний в русском масонстве начала XX века, к так назы­ваемым мистическому и политическому его направле­ниям. Беклемишев и близкий ему круг лиц, безуслов­но, принадлежали к направлению первому, что, однако, не исключало его контактов и с политически­ми масонами. Их организация, пройдя стадии возник­новения и реорганизации, к началу 1910-х годов ста­ла быстро расширяться территориально и численно. Н.Н.Беклемишев, причастный к деятельности Импе­раторского Русского Технического общества (ИРТО), не мог не ощущать проявлений деятельности политиче­ских масонов, контролировавших к началу Февраль­ской революции 1917 года многие отделы и местные организации ИРТО.



Екатерина Дмитриевна Кускова (1870-1958)

Здесь не место выяснять, почему сотрудники Де­партамента полиции не вышли, а следовательно, и не подавили политических масонов, сгруппировавшихся в «Великом Востоке народов России», который после отречения Николая II от престола и за­хватил власть в мартовские дни 1917 года и удерживал ее до октябрьского переворота. Но ясно одно: Импе­раторское Русское Техническое общество было одним из оплотов масонской структуры, носившей надпар­тийный и межпартийный характер.
О масонах - членах РТО вспоминала Екатерина Дмитриевна Кускова, входившая в число принятых членов действовавшего в России ордена и являвшаяся женой Сергея Николаевича Прокоповича - будущего министра Временного правительства. Последний, напомним, был принят в масоны во время своей учебы в Брюссе­ле еще в 1898 году и вошел в состав русского братства вольных каменщиков с 1908 года, после вывода масон­ских лож на территории самой империи. Кускова пи­сала: «Такие общества, как вольно-экономическое, техническое, были захвачены (масонами - С.Л.) це­ликом. Это - рецепт Союза освобождения. Ведь еще во время его действия в вольно-экономическом обще­стве прочно уселись его члены: Богучарский, Хижняков (секретари); С.Н. (Прокопович - С.Л.) - предсе­датель экономической секции. То же и в техническом обществе: Лутугин, Бауман - в центре».



Сергей Николаевич Прокопович (1871-1955)

Таким образом, налицо констатация двух легаль­ных структур, в одну из которых входил редактор «Моря» Н.Н.Беклемишев...
И если есть течения внутри единого потока, то они обязательно конфронтируют друг с другом. Публика­ции о масонстве на страницах журнала «Море» в опре­деленной мере отразили борьбу мистических и по­литических масонов, самих являвшихся продуктом развития национальной общественной мысли - части мысли мировой.

См. следующую ЗДЕСЬ

военно-воздушный флот, великий князь Георгий Михайлович, военно-морской флот, Беклемишев, Морской музей, Мойка, Департамент полиции, журналы, Бурышкин, Лига обновления флота, официальная наука, ленинский культ, Академия наук, Николай Мазуренко, Николай II, Прокопович, Кускова, флот, императрица Александра Федоровна, КПСС, Первая мировая война, «Великий Восток Народов России», профессура, Пантелеймоновская улица, Распутин, Витте, полиция, государственная символика, вольные каменщики, великий князь Александр Михайлович, охранка, Нина Берберова, Русское техническое общество, спиритуализм, марксизм, Франция, мистицизм, ленинизм, Папюс, мартинисты, Герасимов, Соляной городок, революция 1905 года, послы, улица Пестеля, филалеты, Охранное отделение, Музей изобретений и усовершенствований, масоны, «Море», Сергей Лебедев, МВД, Брусилов, политический сыск, масонство

Previous post Next post
Up