Cм. предыдущую часть
ЗДЕСЬ,
Снятие царских гербов в марте 1917 года.
Художник Иван Владимиров.
Всякая мишура строя исчезает почти одновременно со сменой политической организации общества. Уходят идолы, гимны, символика, цвет флагов и знамен, конфигурация и рисунок герба, военная форма, формы обращения людей друг к другу. Вспоминая прошлое, мы узнаем то, что знакомо нашим дням, и чтобы что-то отрицать или принимать, надо об этом знать. Деятельность масонских лож сегодня стала уже общим местом, несмотря на заявления некоторых авторов о том, что в России масонов больше нет! Любой категоричный взгляд всегда вызывает вопрос, разрешение которого ведет к изучению истории самого вопроса.
.
К сожалению, те обличения «торжествующей демократии», которые мы слышим, и проявления которых ощущаем повседневно на протяжении последних двадцати пяти лет, не приводят пока к созидательным результатам. Процесс брожения еще не закончен, ибо отжившие постулаты идеологии, все еще культивируемые «государственными историками», продолжают тормозить здравые изыскания о прошлом. Все эти преподаватели, старшие преподаватели, доценты, профессора, кандидаты, доктора, члены-корреспонденты и академики, руководящие подчиненными им кадрами историков, продолжают из средств налогоплательщиков получать деньги за свои «научные звания» и «академические должности», до августа 1991 года занятие последних было возможно лишь по решению «партийных органов».
Отмеченные обязательной печатью марксизма-ленинизма, докторские и кандидатские дипломы историков - членов КПСС - до сих пор продолжают служить капиталом, ренту от которого получают их обладатели. Проценты же идут из нашего кармана. Это они циклили наше сознание на декабристах, шумевших один день в декабре 1825 года на Петровской площади Петербурга благодаря безграмотным солдатам, кричавшим здравицы в честь Константина и его жены «Конституции». Историки от КПСС создали рядом с общегосударственным «Ленинским культом» «Пушкинский культ» - для любителей прекрасного и множество культиков поменьше...
Огромное множество сюжетов прошлого не изучалось «советской исторической наукой». Среди них - и тема русского и мирового масонства, старейшей из многих общественных форм, объединявшей и продолжающей объединять сегодня многие миллионы людей.
Попытки же поставить в научной литературе вопрос о масонстве и масонах вызывали погромные кампании, в которых участвовала, задавая тон, Академия наук СССР и прежде всего ее отделение истории (академик И.И.Минц, М.К.Касвинов, Ю.И.Игрицкий, Г.З.Иоффе, Е.Д.Черменский, А.Я.Аврех и многие другие), а также ныне действующие профессора и доценты университетов и высших учебных заведений бывшего Советского Союза.
Однако в литературе, изданной на территории России, можно обнаружить целый ряд здравых суждений по поводу масонской проблемы. Процитируем одно место:
«Сейчас уже никто не отрицает сам факт существования масонства в дореволюционной России, и центр тяжести существующих разногласий лежит в оценке этого явления. В связи с этим необходимо отметить, что масонская проблема имеет не только политическое, но и большое научное значение. Этим самым в нашей литературе поставлена такая важная и совершенно не изученная у нас проблема, как проблема тайной власти. До сих пор преобладает мнение, будто бы действующие на политической авансцене исторические персонажи являются теми, кто располагает реальной властью в обществе. При этом мы совершенно забываем о том, что по законам сценического искусства даже главные герои руководствуются уже готовым сценарием, что, кроме артистов, действующих на сцене, кроме сценариста, есть еще режиссер-постановщик и хозяин театра, которые если и появляются на сцене, то лишь в случае успеха. Между тем именно в их руках находятся и выбор репертуара, и подбор труппы, и режиссерское исполнение авторского замысла.
Одно из отличий политической сцены от театральной заключается в том, что авторы политических сценариев, политические режиссеры-постановщики, продюсеры и импресарио, как правило, не указываются на афишах и не любят выходить на сцену даже под шум оваций. Именно поэтому мы обычно не знаем реальных хозяев общества и не понимаем механизма реальной власти. Постановка вопроса о масонах является попыткой заглянуть за кулисы видимой власти. Даже в том случае, если мы не обнаружим там масонов или же если окажется, что масоны представляли собою ту же сценическую труппу, только первого состава, выступающую для избранной публики и только ей известную, все равно изучение того, что происходило в дореволюционной России за кулисами видимой власти, за кулисами политических партий и революционного движения, имеет принципиальное значение, и изучение этого исторического пласта, способное перевернуть многие наши нынешние представления, можно только приветствовать. Вся проблема заключается только в том, как организовать эти изыскания для того, чтобы они были наиболее результативными.
Главная проблема, которая стоит перед любым исследователем и которая в данном случае имеет особое значение, - это проблема источников». (3)
Вот почему публикации о масонстве на страницах журнала «Море», издававшегося и редактировавшегося Н.Н.Беклемишевым, нужно изучать как один из источников, который ранее подпитывал информационную коллекцию департамента полиции, следившего по заданию императора Николая II за спокойствием в империи.
Здание Департамента полиции МВД
на набережной реки Фонтанки, дом № 16.
Фото 1980-х годов.
Другой вопрос, насколько политическая полиция могла воспользоваться выявленными данными для оперативных целей. Но это уже другая тема и факт биографии сотрудников спецслужб, выгнанных с работы в конце февраля - начале марта 1917 года.
Возвратимся к масонским публикациям журнала «Море».
Не какая-то экзотическая и неразгаданная тайна прошлого, ореолом окружавшая жизнь ордена, заставила редакцию журнала обратиться к теме вольных каменщиков, не поднятие тиража манило руководство журнала, публиковавшего масонские сюжеты, не попытка навязать мистические идеи читающей публике, а вполне практические цели двигали авторами и сотрудниками «Моря». Об этих целях редакция, как правило, писала после каждой очередной публикации в заметках «От редакции».
Попытка связать масонский вопрос с развитием отечественного военно-морского и торгового флота делалась в русской печати впервые, и делалась журналом «Море» исходя из соображений государственных!
Ввиду этого редакция «Моря», предоставляя свои страницы публикациям по масонской теме, решала ряд задач. Прежде всего разбудить у читателя (а это главным образом были военно-морские офицеры и моряки гражданского флота) интерес к проблеме масонства, загнанной ранее цензурой по существу в подполье. Во-вторых, преследовалась цель представить различные оценки братства вольных каменщиков, истории его возникновения и развития, привести порой диаметрально противоположные точки зрения на деятельность масонских лож, существовавших легально во многих странах мира. В-третьих, отметить влияние масонства на ход политического и, конечно же, социального развития в ведущих странах Европы и Северной и Южной Америки, где орден работал открыто, не подвергаясь преследованиям со стороны правительств этих стран.
Император Николай II
в военно-морском мундире.
Фото 1910-х годов.
Сам характер публикаций о масонах в «Море» разнообразен. Это проблемные статьи, претендовавшие на аналитику и посвященные истории и современности ордена франк-масонов в России и за ее рубежами; публикации рукописных источников, главным образом из архивов; рецензии; отрывки из работ зарубежных авторов в переводах с французского, английского и немецкого; компиляции и перепечатки статей, ранее появившихся на страницах других изданий; отклики читателей на работы других авторов; уточнения; полемика; анонсы о выходе новых статей по масонству, а также работ других авторов в других изданиях; иллюстрации; редакционные заметки.
Историк Степан Васильевич Ешевский (1829-1865)
Очень часто, публикуя материал о франк-масонстве, редакция «Моря» в своеобразных послесловиях выражала свою позицию к этой теме. Как правило, такие сообщения («От редакции») подписи не имели. Можно не сомневаться, что их автором был редактор «Моря» Н.Н.Беклемишев: «Едва ли теперь существуют наивные люди, не сознающие различия между внешностью и внутренним содержанием масонства. Относящиеся сюда соображения вскоре будут напечатаны у нас», - писала в № 13-14 за 1906 год редакция журнала «Море».
Здесь же отметим: Н.Н.Беклемишев публикует свои масонские статьи и за пределами редактируемого им журнала «Море». Так, он печатает свои очерки в «Санкт-Петербургских ведомостях», считая необходимым легализацию ордена в Российской империи. Затем, после переработки газетного варианта в журнальный, очерки Беклемишева о масонах появились и в «Море».
Историк масонства
Михаил Николаевич Лонгинов (1823-1875)
Масонские публикации «Моря» освещают весьма различные проблемы, вопросы, сюжеты.
Читатель знакомился с некоторыми страницами истории ряда масонских систем (обрядов, ритуалов или послушаний), историей лож, прежде всего связанных с морем; с символикой братства; ритуальной стороной масонских работ; вопросами происхождения и развития ордена; традициями франк-масонов; публикациями исторических документов, песен, символическими рисунками.
Академик Николай Саввич Тихонравов (1832-1893)
Редакция пыталась освещать тему «масонство» на фоне общемирового процесса развития и внутренней истории отдельных стран и народов, касаясь таких сюжетов, как: масонство и революция, масонство и правящая элита (политика, банковские круги, государственные силовые структуры), масонство и вооруженные силы.
Исходя из общих целей издания - прежде всего публикация материалов о море и моряках, журнал и масонскую тему связывал с океанскими просторами и историей маринизма. В этой связи на страницах «Моря» впервые так широко получила отражение деятельность ордена в связи с историей русского военно-морского флота, работа лож «Нептун» (XVIII век), «Нептун» (XIX век), «Нептун к Надежде» (XIX век), с указанием их численного состава, с перечнем имен «братьев» - видных деятелей флота Российской империи.
Историк Николай Карлович Шильдер (1842-1902)
Публикации о масонстве в журнале «Море» - своеобразный показатель уровня освещения темы в научно-популярной форме и в то же время показатель характера тех вопросов, которые волновали различные круги русского общества в период между двумя революциями 1905 и 1917 годов. Опасность тайной каменщической организации если не прямо, то косвенно отмечается Т.О.Соколовской, статьи которой часто касались деятельности работавших «в тиши» тайных масонских структур, ложах «закрытого» типа: «Жизнь тайных масонских лож, конечно, известна менее, чем жизнь лож, работавших с ведома правительства. Но тайные ложи возникали и существовали бок о бок с явными ложами и нередко уклонялись от вступления в союзы признанных великими лож», - приходит к выводу Тира Соколовская.
Академик Александр Николаевич Пыпин (1833-1904)
Редакцией «Моря» делалась попытка разъяснить читателю, что же такое масонство. Журнал популяризировал это явление, раздвигая привычные рамки исторической картины прошлого русской общественной жизни, прошлого и настоящего других народов и государств. «Море», подобно «правым изданиям», не запугивало читателя «масонским бредом», сводя свою роль к констатации самого факта наличия данной общественной структуры, заставляло по-иному, не как раньше, взглянуть на нее общественные круги и власть предержащих. В то же время, наряду с впервые вводимыми в научный оборот документальными источниками, редакция печатала сентенции о масонстве, основанные на таких публикациях, как «творения» знаменитого «мистификатора» француза Лео Таксиля, что, безусловно, заставляет сегодня если не отрицать, то по крайней мере с осторожностью подходить к данным о масонстве в некоторых публикациях журнала.
Выделяя масонский сюжет на страницах журнала «Море» («Море и его жизнь»), можно сделать вывод: кампания с масонскими публикациями в этом журнале, ведшаяся на протяжении двенадцати лет, не являлась случайной. Она отражала интересы определенной группы лиц, стоявшей возле бессменного редактора (затем издателя) журнала Н.Н.Беклемишева. Круг же самих авторов масонских работ в «Море» не так уж велик. Прежде всего они принадлежали перу самого Беклемишева и Т.О.Соколовской.
Историк Георгий Владимирович Вернадский
Помимо публикаций на страницах журнала отдельные издания о масонстве пропагандировались на обложках органа Лиги обновления флота. Часть из них впервые увидела свет на страницах журнала «Море». Так, например, редакция анонсировала и предлагала читателям приобрести книги: Н.Л. Франмасонство как орудие английской внешней политики (СПб., 1905); Н.Б. Значение франмасонства для флота (СПб., 1909); Н.Б. Россия и масонство (СПб., 1909).
К моменту первых «масонских» публикаций в «Море», то есть к концу 1905 года, из науки ушли, окончив свой жизненный путь, такие крупные исследователи ордена вольных каменщиков, как Степан Васильевич Ешевский (1829-1865), Михаил Николаевич Лонгинов (1823-1875), Петр Петрович Пекарский (1827-1872), Николай Саввич Тихонравов (1832-1893), Николай Карлович Шильдер (1842-1902).
26 ноября 1904 года в Санкт-Петербурге накануне событий 9 января 1905 года скончался великий русский ученый Александр Николаевич Пыпин (1833- 1904), по существу заложивший основы для академического изучения в России истории русской общественности.
Историк Митрофан Викторович Довнар-Запольский
Академик Александр Пыпин рассматривал масонство как общественную форму организации, присущую многим народам Европы и Америки, носящую универсальный характер. Великолепно зная историю изучения вопроса не только отечественной наукой, но и изучив труды крупнейших исследователей франк-масонства Германии, Франции, Англии, других стран, обратившись к архивам, изыскивая в них новые рукописные источники, Александр Пыпин создает целый комплекс исторических полотен, связанных с историей русского масонства XVIII - начала XIX столетий. Такие его работы, ставшие хрестоматийными, как «Исторические очерки. Общественное движение в России при Александре I» (последнее изд.: Пг., 1918), «Русское масонство XVIII в. и первой четверти XIX века» (Пг., 1916), «Религиозные движения при Александре I» (Пг., 1916), «История русской литературы» (4 тома, СПб.-Пг., 1911-1913), и множество других монографий и статей, где встречаются масонские сюжеты, дали точные научные рамки, своеобразную систему координат по всему пространству темы «Масонство и русское общество».
Шедшие ему на смену исследователи дореволюционной России разрабатывали уже отдельные сюжеты по эпохам, не охватывая всей проблемы в целом.
Историк Сергей Петрович Мельгунов (1879-1956)
Издания и переиздания неопубликованных работ A.Н.Пыпина, появившиеся после его кончины, велись рядом тогда молодых ученых: Н.К.Пиксановым, Г.В.Вернадским, Я.Л.Барсковым. Они, вслед за Пыпиным войдя в масонскую тему, смогли не только проникнуть в его научную лабораторию, но и восприняли тональность и оценки как самого движения франк-масонов в целом, так и характеристики отдельных его деятелей, многих сюжетов и проблем.
Историк Владимир Николаевич Тукалевский
В начале двадцатого века проходит быстрая ротация научных исторических кадров, происходит усиление внимания нового поколения исследователей в сторону «внутренней» жизни общества, что отражается на количестве и качестве работ по русской общественности. В этой связи тема масонства становится одним из вопросов, который затрагивают и освещают в своих трудах многие историки, литературоведы, архивисты. Назовем их имена: А.М.Васютинский, М.В.Довнар-Запольский, Н.К.Кульман, С.П.Мельгунов, В.Н.Перцев. И.Н.Розанов, И.С.Рябинин, А.В.Семека, B.И.Семевский, Н.П.Сидоров, Т.О.Соколовская, Е.И.Тарасов, В.Н.Тукалевский, И.М.Херасков, Е.С.Шумигорский, П.Е.Щеголев и другими.
Историк Павел Елисеевич Щеголев.
Силуэт работы Е.С.Кругликовой.
Продолжало развиваться академическое направление в науке, подпитывающее научно-популярную литературу, шли к читателю положительные, четко выверенные знания об ордене вольных каменщиков, основанные на фактах, публикуются многие интересные документы по истории масонских лож...
Увы, процесс этот был прерван октябрьским переворотом 1917 года, его задули новые холодные ветры.
Последний номер журнала вышел в 1917 году уже после отречения от престола императора Николая II. Та последняя книжка содержала статью Тиры Оттовны Соколовской «Был ли Петр I масоном?».
Больше «Море» не выходило...
Сергей ЛЕБЕДЕВ.
Февраль 1994 года.
Санкт-Петербург.
Апрель-май 2013 года.
Санкт-Петербург.
НАСТОЯЩАЯ РАБОТА ВЫПОЛНЕНА
В РАМКАХ ПРОЕКТА «БЕЛОЕ ПЯТНО»
НЕЗАВИСИМОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ГРУППЫ «МУЗЕЙ МИЛОСЕРДИЯ»:
РОССИЯ, 193230, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ,
ул. ТЕЛЬМАНА, д.40, кв.348,
тел. 442-68-52; 8-952-210-75-34.
Автор выражает особую благодарность сотрудникам журнального отдела бывшей Императорской Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге за оказанную помощь в работе.
Глубокую признательность и благодарность автор выражает своей маме Татьяне Сергеевне Лебедевой, а также тем, кто поддерживал его начинания по изучению масонства: Николаю Мазуренко, Татьяне Корнеевой, Дмитрию Даеву, Владимиру Козыреву, Алексею Коцюбинскому, Виктору Брачеву, Галине Волосовой, Владимиру Гронскому, Наталье Дьяченко, Кириллу Петрову, Льву Парасону, Константину Петрову, Александру Пшеничникову, Владимиру Соколову, Галине Соловьевой, Виталию Старцеву, Вадиму Федорову, Константину Худолею, Владлену Чертинову, Михаилу Шевченко.
Символика розенкрейцерской степени в масонстве
_____________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ
В 2012 году в Санкт-Петербурге
на территории «Санкт-Петербургского Парусного клуба»
открыт памятник
великому князю Александру Михайловичу Романову,
ставший первым памятником этому выдающемуся
государственному деятелю в России.
Скульптор Альберт Серафимович Чаркин
и князь императорской крови
Дмитрий Романович Романов
в день открытия памятника
великому князю Александру Михайловичу.
Великий князь Александр Михайлович Романов (1866-1933)
- внук императора Николая I и муж сестры императора Николая II.
Адмирал, генерал-адъютант,
служил на Черноморском и Балтийском флотах,
возглавлял Главное управление торгового мореплавания и портов,
являлся председателем Особого комитета по усилению флота
на добровольные пожертвования,
во время Первой Мировой войны возглавлял авиационную часть армии.
______________________
(3) Иванова С.Ф. Масонская проблема в советской литературе. - В кн.: Из глубины времен. Альманах. СПб., 1992, № 1, с.165-170.
Далее см.
ЗДЕСЬ