Историк Сергей Лебедев: МАСОНЫ НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «МОРЕ». 1901-1917. ВВЕДЕНИЕ. Часть 4.

Jul 03, 2014 18:50



Cм. предыдущую часть ЗДЕСЬ
,


Снятие царских гербов в марте 1917 года.
Художник Иван Владимиров.

Всякая мишура строя исчезает почти одновременно со сменой политической организации общества. Ухо­дят идолы, гимны, символика, цвет флагов и знамен, конфигурация и рисунок герба, военная форма, фор­мы обращения людей друг к другу. Вспоминая про­шлое, мы узнаем то, что знакомо нашим дням, и что­бы что-то отрицать или принимать, надо об этом знать. Деятельность масонских лож сегодня стала уже общим местом, несмотря на заявления некоторых ав­торов о том, что в России масонов больше нет! Любой категоричный взгляд всегда вызывает вопрос, разре­шение которого ведет к изучению истории самого вопроса.
.
К сожалению, те обличения «торжествующей де­мократии», которые мы слышим, и проявления кото­рых ощущаем повседневно на протяжении последних двадцати пяти лет, не приводят пока к созидательным результа­там. Процесс брожения еще не закончен, ибо отжив­шие постулаты идеологии, все еще культивируемые «государственными историками», продолжают тормо­зить здравые изыскания о прошлом. Все эти препода­ватели, старшие преподаватели, доценты, профессора, кандидаты, доктора, члены-корреспонденты и акаде­мики, руководящие подчиненными им кадрами исто­риков, продолжают из средств налогоплательщиков получать деньги за свои «научные звания» и «академические долж­ности», до августа 1991 года занятие последних было возможно лишь по решению «партийных органов».
Отмеченные обязательной печатью марксизма-ле­нинизма, докторские и кандидатские дипломы истори­ков - членов КПСС - до сих пор продолжают служить капиталом, ренту от которого получают их обладатели. Проценты же идут из нашего кармана. Это они циклили наше созна­ние на декабристах, шумевших один день в декабре 1825 года на Петровской площади Петербурга благодаря безграмотным солдатам, кричавшим здравицы в честь Константина и его жены «Конституции». Историки от КПСС создали рядом с общегосударственным «Ленин­ским культом» «Пушкинский культ» - для любителей прекрасного и множество культиков поменьше...

Огромное множество сюжетов прошлого не изуча­лось «советской исторической наукой». Среди них - и тема русского и мирового масонства, старейшей из многих общественных форм, объединявшей и продол­жающей объединять сегодня многие миллионы людей.
Попытки же поставить в научной литературе воп­рос о масонстве и масонах вызывали погромные кам­пании, в которых участвовала, задавая тон, Академия наук СССР и прежде всего ее отделение истории (академик И.И.Минц, М.К.Касвинов, Ю.И.Игрицкий, Г.З.Иоффе, Е.Д.Черменский, А.Я.Аврех и многие другие), а также ныне действующие профессора и доценты уни­верситетов и высших учебных заведений бывшего Со­ветского Союза.

Однако в литературе, изданной на террито­рии России, можно обнаружить целый ряд здравых суждений по поводу масонской проблемы. Процити­руем одно место:
«Сейчас уже никто не отрицает сам факт существования масонства в дореволюционной России, и центр тяжести существующих разногласий лежит в оценке этого явления. В связи с этим необхо­димо отметить, что масонская проблема имеет не только политическое, но и большое научное значение. Этим самым в нашей литературе поставлена такая важная и совершенно не изученная у нас проблема, как проблема тайной власти. До сих пор преобладает мнение, будто бы действующие на политической аван­сцене исторические персонажи являются теми, кто располагает реальной властью в обществе. При этом мы совершенно забываем о том, что по законам сце­нического искусства даже главные герои руководству­ются уже готовым сценарием, что, кроме артистов, действующих на сцене, кроме сценариста, есть еще ре­жиссер-постановщик и хозяин театра, которые если и появляются на сцене, то лишь в случае успеха. Между тем именно в их руках находятся и выбор репертуара, и подбор труппы, и режиссерское исполнение автор­ского замысла.
Одно из отличий политической сцены от театраль­ной заключается в том, что авторы политических сце­нариев, политические режиссеры-постановщики, про­дюсеры и импресарио, как правило, не указываются на афишах и не любят выходить на сцену даже под шум оваций. Именно поэтому мы обычно не знаем реальных хозяев общества и не понимаем механизма реальной власти. Постановка вопроса о масонах явля­ется попыткой заглянуть за кулисы видимой власти. Даже в том случае, если мы не обнаружим там масо­нов или же если окажется, что масоны представляли собою ту же сценическую труппу, только первого со­става, выступающую для избранной публики и только ей известную, все равно изучение того, что происходи­ло в дореволюционной России за кулисами видимой власти, за кулисами политических партий и революци­онного движения, имеет принципиальное значение, и изучение этого исторического пласта, способное пере­вернуть многие наши нынешние представления, мож­но только приветствовать. Вся проблема заключается только в том, как организовать эти изыскания для то­го, чтобы они были наиболее результативными.
Главная проблема, которая стоит перед любым ис­следователем и которая в данном случае имеет особое значение, - это проблема источников». (3)

Вот почему публикации о масонстве на страницах журнала «Море», издававшегося и редактировавшегося Н.Н.Беклемишевым, нужно изучать как один из источников, который ранее подпитывал информацион­ную коллекцию департамента полиции, следившего по заданию императора Николая II за спокойствием в империи.



Здание Департамента полиции МВД
на набережной реки Фонтанки, дом № 16.
Фото 1980-х годов.

Другой вопрос, насколько политическая полиция могла воспользоваться выявленными данными для оперативных целей. Но это уже другая тема и факт биографии сотрудников спецслужб, выгнанных с рабо­ты в конце февраля - начале марта 1917 года.

Возвратимся к масонским публикациям журнала «Море».
Не какая-то экзотическая и неразгаданная тайна прошлого, ореолом окружавшая жизнь ордена, заста­вила редакцию журнала обратиться к теме вольных ка­менщиков, не поднятие тиража манило руководство журнала, публиковавшего масонские сюжеты, не по­пытка навязать мистические идеи читающей публике, а вполне практические цели двигали авторами и со­трудниками «Моря». Об этих целях редакция, как правило, писала после каждой очередной публикации в за­метках «От редакции».
Попытка связать масонский вопрос с развитием отечественного военно-морского и торгового флота делалась в русской печати впервые, и делалась журна­лом «Море» исходя из соображений государственных!
Ввиду этого редакция «Моря», предоставляя свои страницы публикациям по масонской теме, решала ряд задач. Прежде всего разбудить у читателя (а это главным образом были военно-морские офицеры и моряки гражданского флота) интерес к проблеме ма­сонства, загнанной ранее цензурой по существу в под­полье. Во-вторых, преследовалась цель представить различные оценки братства вольных каменщиков, ис­тории его возникновения и развития, привести порой диаметрально противоположные точки зрения на дея­тельность масонских лож, существовавших легально во многих странах мира. В-третьих, отметить влияние ма­сонства на ход политического и, конечно же, социаль­ного развития в ведущих странах Европы и Северной и Южной Америки, где орден работал открыто, не подвергаясь преследованиям со стороны правительств этих стран.



Император Николай II
в военно-морском мундире.
Фото 1910-х годов.

Сам характер публикаций о масонах в «Море» раз­нообразен. Это проблемные статьи, претендовавшие на аналитику и посвященные истории и современно­сти ордена франк-масонов в России и за ее рубежами; публикации рукописных источников, главным образом из архивов; рецензии; отрывки из работ зарубежных авторов в переводах с французского, английского и немецкого; компиляции и перепечатки статей, ранее появившихся на страницах других изданий; отклики читателей на работы других авторов; уточнения; поле­мика; анонсы о выходе новых статей по масонству, а также работ других авторов в других изданиях; иллю­страции; редакционные заметки.



Историк Степан Василье­вич Ешевский (1829-1865)

Очень часто, публикуя материал о франк-масонстве, редакция «Моря» в своеобразных послесловиях выра­жала свою позицию к этой теме. Как правило, такие сообщения («От редакции») подписи не имели. Мож­но не сомневаться, что их автором был редактор «Мо­ря» Н.Н.Беклемишев: «Едва ли теперь существуют наивные люди, не сознающие различия между внеш­ностью и внутренним содержанием масонства. Отно­сящиеся сюда соображения вскоре будут напечатаны у нас», - писала в № 13-14 за 1906 год редакция жур­нала «Море».

Здесь же отметим: Н.Н.Беклемишев публикует свои масонские статьи и за пределами редактируемого им журнала «Море». Так, он печатает свои очерки в «Санкт-Петербургских ведомостях», считая необходи­мым легализацию ордена в Российской империи. За­тем, после переработки газетного варианта в журналь­ный, очерки Беклемишева о масонах появились и в «Море».



Историк масонства
Михаил Николаевич Лонгинов (1823-1875)

Масонские публикации «Моря» освещают весьма различные проблемы, вопросы, сюжеты.
Читатель знакомился с некоторыми страницами истории ряда масонских систем (обрядов, ритуалов или послушаний), историей лож, прежде всего связан­ных с морем; с символикой братства; ритуальной сто­роной масонских работ; вопросами происхождения и развития ордена; традициями франк-масонов; публика­циями исторических документов, песен, символиче­скими рисунками.



Академик Николай Саввич Тихонравов (1832-1893)

Редакция пыталась освещать тему «масонство» на фоне общемирового процесса развития и внутренней истории отдельных стран и народов, касаясь таких сю­жетов, как: масонство и революция, масонство и правящая элита (политика, банковские круги, государст­венные силовые структуры), масонство и вооруженные силы.
Исходя из общих целей издания - прежде всего публикация материалов о море и моряках, журнал и масонскую тему связывал с океанскими просторами и историей маринизма. В этой связи на страницах «Мо­ря» впервые так широко получила отражение деятель­ность ордена в связи с историей русского военно-мор­ского флота, работа лож «Нептун» (XVIII век), «Не­птун» (XIX век), «Нептун к Надежде» (XIX век), с указанием их численного состава, с перечнем имен «братьев» - видных деятелей флота Российской империи.



Историк Николай Карлович Шильдер (1842-1902)

Публикации о масонстве в журнале «Море» - свое­образный показатель уровня освещения темы в науч­но-популярной форме и в то же время показатель ха­рактера тех вопросов, которые волновали различные круги русского общества в период между двумя рево­люциями 1905 и 1917 годов. Опасность тайной каменщической организации если не прямо, то косвенно от­мечается Т.О.Соколовской, статьи которой часто ка­сались деятельности работавших «в тиши» тайных масонских структур, ложах «закрытого» типа: «Жизнь тайных масонских лож, конечно, известна менее, чем жизнь лож, работавших с ведома правительства. Но тайные ложи возникали и существовали бок о бок с явными ложами и нередко уклонялись от вступления в союзы признанных великими лож», - приходит к вы­воду Тира Соколовская.



Академик Александр Николаевич Пыпин (1833-1904)

Редакцией «Моря» делалась попытка разъяснить читателю, что же такое масонство. Журнал популяри­зировал это явление, раздвигая привычные рамки ис­торической картины прошлого русской общественной жизни, прошлого и настоящего других народов и госу­дарств. «Море», подобно «правым изданиям», не запу­гивало читателя «масонским бредом», сводя свою роль к констатации самого факта наличия данной обще­ственной структуры, заставляло по-иному, не как раньше, взглянуть на нее общественные круги и власть предержащих. В то же время, наряду с впервые вводи­мыми в научный оборот документальными источника­ми, редакция печатала сентенции о масонстве, осно­ванные на таких публикациях, как «творения» знаме­нитого «мистификатора» француза Лео Таксиля, что, безусловно, заставляет сегодня если не отрицать, то по крайней мере с осторожностью подходить к данным о масонстве в некоторых публикациях журнала.
Выделяя масонский сюжет на страницах журнала «Море» («Море и его жизнь»), можно сделать вывод: кампания с масонскими публикациями в этом журна­ле, ведшаяся на протяжении двенадцати лет, не явля­лась случайной. Она отражала интересы определенной группы лиц, стоявшей возле бессменного редактора (затем издателя) журнала Н.Н.Беклемишева. Круг же самих авторов масонских работ в «Море» не так уж ве­лик. Прежде всего они принадлежали перу самого Беклемишева и Т.О.Соколовской.



Историк Георгий Владимирович Вернадский

Помимо публикаций на страницах журнала отдель­ные издания о масонстве пропагандировались на об­ложках органа Лиги обновления флота. Часть из них впервые увидела свет на страницах журнала «Море». Так, например, редакция анонсировала и предлагала читателям приобрести книги: Н.Л. Франмасонство как орудие английской внешней политики (СПб., 1905); Н.Б. Значение франмасонства для флота (СПб., 1909); Н.Б. Россия и масонство (СПб., 1909).

К моменту первых «масонских» публикаций в «Мо­ре», то есть к концу 1905 года, из науки ушли, окон­чив свой жизненный путь, такие крупные исследовате­ли ордена вольных каменщиков, как Степан Василье­вич Ешевский (1829-1865), Михаил Николаевич Лонгинов (1823-1875), Петр Петрович Пекарский (1827-1872), Николай Саввич Тихонравов (1832-1893), Николай Карлович Шильдер (1842-1902).

26 ноября 1904 года в Санкт-Петербурге накануне событий 9 января 1905 года скончался великий рус­ский ученый Александр Николаевич Пыпин (1833- 1904), по существу заложивший основы для академи­ческого изучения в России истории русской обще­ственности.



Историк Митрофан Викторович Довнар-Запольский

Академик Александр Пыпин рассматривал масон­ство как общественную форму организации, прису­щую многим народам Европы и Америки, носящую универсальный характер. Великолепно зная историю изучения вопроса не только отечественной наукой, но и изучив труды крупнейших исследователей франк-масонства Германии, Франции, Англии, других стран, обратившись к архивам, изыскивая в них новые рукописные источники, Александр Пыпин создает целый комплекс исторических полотен, связанных с исто­рией русского масонства XVIII - начала XIX столе­тий. Такие его работы, ставшие хрестоматийными, как «Исторические очерки. Общественное движение в России при Александре I» (последнее изд.: Пг., 1918), «Русское масонство XVIII в. и первой четверти XIX века» (Пг., 1916), «Религиозные движения при Александре I» (Пг., 1916), «История русской литерату­ры» (4 тома, СПб.-Пг., 1911-1913), и множество дру­гих монографий и статей, где встречаются масонские сюжеты, дали точные научные рамки, своеобразную систему координат по всему пространству темы «Ма­сонство и русское общество».
Шедшие ему на смену исследователи дореволюци­онной России разрабатывали уже отдельные сюжеты по эпохам, не охватывая всей проблемы в целом.



Историк Сергей Петрович Мельгунов (1879-1956)

Издания и переиздания неопубликованных работ A.Н.Пыпина, появившиеся после его кончины, ве­лись рядом тогда молодых ученых: Н.К.Пиксановым, Г.В.Вернадским, Я.Л.Барсковым. Они, вслед за Пыпиным войдя в масонскую тему, смогли не только проникнуть в его научную лабораторию, но и воспри­няли тональность и оценки как самого движения франк-масонов в целом, так и характеристики отдель­ных его деятелей, многих сюжетов и проблем.



Историк Владимир Николаевич Тукалевский

В начале двадцатого века проходит быстрая рота­ция научных исторических кадров, происходит усиле­ние внимания нового поколения исследователей в сто­рону «внутренней» жизни общества, что отражается на количестве и качестве работ по русской общественно­сти. В этой связи тема масонства становится одним из вопросов, который затрагивают и освещают в своих трудах многие историки, литературоведы, архивисты. Назовем их имена: А.М.Васютинский, М.В.Довнар-Запольский, Н.К.Кульман, С.П.Мельгунов, В.Н.Перцев. И.Н.Розанов, И.С.Рябинин, А.В.Семека, B.И.Семевский, Н.П.Сидоров, Т.О.Соколовская, Е.И.Тарасов, В.Н.Тукалевский, И.М.Херасков, Е.С.Шумигорский, П.Е.Щеголев и другими.



Историк Павел Елисеевич Щеголев.
Силуэт работы Е.С.Кругликовой.

Продолжало развиваться академическое направле­ние в науке, подпитывающее научно-популярную ли­тературу, шли к читателю положительные, четко выверенные знания об ордене вольных каменщиков, осно­ванные на фактах, публикуются многие интересные документы по истории масонских лож...
Увы, процесс этот был прерван октябрьским пере­воротом 1917 года, его задули новые холодные ветры.

Последний номер журнала вышел в 1917 году уже после отречения от престола императора Николая II. Та последняя книжка содержала статью Тиры Оттовны Соколовской «Был ли Петр I масоном?».
Больше «Море» не выходило...

Сергей ЛЕБЕДЕВ.
Февраль 1994 года.
Санкт-Петербург.
Апрель-май 2013 года.
Санкт-Петербург.




НАСТОЯЩАЯ РАБОТА ВЫПОЛНЕНА
В РАМКАХ ПРОЕКТА «БЕЛОЕ ПЯТНО»
НЕЗАВИСИМОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ­СКОЙ
ГРУППЫ «МУЗЕЙ МИЛОСЕРДИЯ»:
РОССИЯ, 193230, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ,
ул. ТЕЛЬМАНА, д.40, кв.348,
тел. 442-68-52; 8-952-210-75-34.

Автор выражает особую благодарность сотрудникам журнального отдела бывшей Императорской Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге за оказанную помощь в работе.

Глубокую признательность и благодарность автор выражает своей маме Татьяне Сергеевне Лебедевой, а также тем, кто поддерживал его начинания по изуче­нию масонства: Николаю Мазуренко, Татьяне Корнеевой, Дмитрию Даеву, Владимиру Козыреву, Алексею Ко­цюбинскому, Виктору Брачеву, Галине Волосовой, Влади­миру Гронскому, Наталье Дьяченко, Кириллу Петрову, Льву Парасону, Константину Петрову, Александру Пше­ничникову, Владимиру Соколову, Галине Соловьевой, Ви­талию Старцеву, Вадиму Федорову, Константину Худолею, Владлену Чертинову, Михаилу Шевченко.



Символика розенкрейцерской степени в масонстве

_____________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ









В 2012 году в Санкт-Петербурге
на территории «Санкт-Петербургского Парусного клуба»
открыт памятник
великому князю Александру Михайловичу Романову,
ставший первым памятником этому выдающемуся
государственному деятелю в России.

Скульптор Альберт Серафимович Чаркин
и князь императорской крови
Дмитрий Романович Романов
в день открытия памятника
великому князю Александру Михайловичу.

Великий князь Александр Михайлович Романов (1866-1933)
- внук императора Николая I и муж сестры императора Николая II.
Адмирал, генерал-адъютант,
служил на Черноморском и Балтийском флотах,
возглавлял Главное управление торгового мореплавания и портов,
являлся председателем Особого комитета по усилению флота
на добровольные пожертвования,
во время Первой Мировой войны возглавлял авиационную часть армии.

______________________
(3)  Иванова С.Ф. Масонская проблема в советской литературе. - В кн.: Из глубины времен. Альманах. СПб., 1992, № 1, с.165-170.

Далее см. ЗДЕСЬ

«Санкт-Петербургские ведомости», военно-морской флот, Беклемишев, журналы, Лига обновления флота, Пыпин, Пиксанов, масонские ложи, Николай Мазуренко, Николай II, Соколовская, флот, Нептун, Вернадский, Пантелеймоновская улица, масонские символы, великий князь Александр Михайлович, вольные каменщики, Барсков, Таксиль, символика, «Музей милосердия», антимасонские публикации, Русское техническое общество, памятник Александру Михайловичу, Соляной городок, масоны, «Море», масонские обряды, Сергей Лебедев, масонство, тайная власть

Previous post Next post
Up