РАЗМЫШЛЕНИЯ о Доме Феанора и творчестве (моя статья)

May 25, 2008 16:47

В последние дни в разных ЖЖ, например, у myrngwaur и renfri, происходили дискуссии о Доме Феанора. И я решил написать свой текст -- не столько на тему, правильно ли поступали феаноринги в истории Лэйтиан и других событиях, сколько на тему, что Дом Феанора значит для нас с Эльвинг.

Read more... )

размышления, о феанорингах, книжное

Leave a comment

Comments 80

la_tisana May 25 2008, 21:01:47 UTC
а мне кажется, мы в Феанорингах видим (и любим, хотя это спорно. я-то как раз их меньше прочих эльфов люблю) в первую очередь не столько стремление к творчеству, сколько стремление к самостоятельности. из эльфов, имхо, именно феаноригни ближе всего, собственно, к людям. им много дано, но они и больше других "подвержены падению" - но об этом ты как раз говоришь. я бы чуть акцент сменила. второй пункт, что про противостояние авторитетам - расширить до свободы и самостоятельности вообще и поставить во главу угла. а творчество уже на второе место.
но это исключительно мое имхо имховое:)

Reply

istanaro May 25 2008, 21:10:29 UTC
Понимаешь, стремление к самостоятельности -- понятие неоднозначное. Одно дело, когда человек стремится к самостоятельности, потому что уверен в своем даре и чувствует, что он отвечает за этот дар, а другое -- просто обостренное самолюбие (хотя я бы не считал и второй вариант явно отрицательным, ведь Бог сотворил человека по своему образу и подобию -- именно человека, а не какой-то образец).

Reply

la_tisana May 25 2008, 21:15:22 UTC
два описанных тобой варианта - растут из одного корня и чаще всего присутствуют в человеке (эльфе) одновременно. но мне кажется, что стремление к самостоятельности первичней творчества и, собственно, является одной из его основ и условий. без самостоятельности какое творчество? соответственно, в ком обострена тяга к самостоятельности (случай феанорингов), тот будет сильнее стремиться и к творчеству (само-выражению). это просто вопрос первичности.
а из творчества самостоятельность не вытекает:) только наоборот.

Reply

istanaro May 25 2008, 21:19:14 UTC
Мы бы не согласились. Потому что мы считаем, что как раз способность к творчеству -- более изначальна, потому что в ней и есть подобие человека (и эльфа) Богу. Адам и Ева творили -- называли животных и все прочее, но пока они не сьели яблоко, они не были самостоятельными.

Reply


nilechorwen May 25 2008, 22:48:57 UTC
dumau, bolshuiu liubov k Feanaro ( ne putat so VSEM Pervym Domom, tam ne vse takie poluchilis) ispytyvaut te, kto CHITAL o nem. Tolkien, v sushnosti, vse vremia pishet o tom, kak on byl talantliv, i smel, i to i sie. Nu kak ne vliubitsia v takogo dushku??? Mushinamon lstit , ibo ne idealen, a damam - nu predraspolozennost u nih k "baironovskomu tipu". Genetika, nado dumat.
Kto ZNAL ego - te poostoroznee s ozenkami. Ili naoborot - rezche. No genii Tolkiena v tom i sostoit, chto on dal nam svoe videnie proishodivshego - i EGO Feanaro, bessporno, vesma privlekatelen . Osobenno dlia vozrosshih v sovetsko-postsovetskoe vremia - u nas i Ovod byl liubimym geroem, a ne nevrastenikom, otravivshim zizn mnogim liubivshim ego liudiam. Nas prosto tak vospityvali. Poetomu zes, v zagranie", u Feanaro gooorazdo menshe poklonnikov.

Reply

istanaro May 25 2008, 23:12:25 UTC
А Вы живете в Испании? Кто здесь считается любимым героем? По статьям Иллет я сделал вывод, что в Испании больше любят хоббитов...
Другое дело, что я не представляю, как воспринимать толкиеновских героев помимо текстов Толкиена.

Reply


veda_cong May 26 2008, 03:51:43 UTC
Мне неясно, почему "творческими" считаются в большей степени феаноринги...
Ну то есть, Феанор и Келебримбор - да. А остальные? :( А другие эльфы что, менее творческие? Да, Феанор у нас гений. Но это не значит что он один...
А так, про риски согласна (только не забывать что их реализация в любом случае полностью зависит от субьекта.)

Reply

istanaro May 26 2008, 10:04:22 UTC
Скажем так, Феанор, Келебримбор и Маглор -- прежде всего, как три самых выдающихся эльфа-творца -- все из одного Дома, это скорее всего не случайно. А про других просто меньше написано.

Reply

julia_monday May 26 2008, 14:59:49 UTC
Прежде всего, хочу исправить неточность по поводу Маглора. Лучшим певцом Арды назван Даэрон, а Маглор - лишь вторым после него (но лучшим среди нолдор).

Reply

istanaro May 26 2008, 19:28:16 UTC
Синдар -- отдельная тема, но, в-1-х, про Маглора написано намного больше, чем про Даэрона, в-2-х, все же именно Маглор воспринимается как вечный образ.

Reply


Сколько умных слов, hild_0 May 27 2008, 17:35:29 UTC
боюсь, для моей головы, особенно к вечеру, это все слишком сложно.
А еще, боюсь, я люблю его не как архетип:)

Reply

Re: Сколько умных слов, istanaro May 27 2008, 21:28:18 UTC
Строго говоря, архетип -- это аргумент для большого количества людей, некое среднее арифметическое тенденции восприятия. А помимо архетипа может быть и личное впечатление. Более того, самые яркие эмоции как раз порождены личным впечатлением (это подобно тому, что в христианстве есть канонические молитвы и назидательная литература, но в то же время особо значима личная встреча с Богом).

Reply

Re: Сколько умных слов, hild_0 May 28 2008, 15:45:02 UTC
Понимаешь, с одной стороны да, я признаю за любимым персонажем такие-то достоинства, он мне _нравится потому что он такой и такой. Но отнюдь не всегда это будет ответом на вопрос, а почему я его люблю. Потому что наверняка найдутся и красивее и умнее и (вставить нужное), а люблю-то именно этого.

Reply

Re: Сколько умных слов, istanaro May 28 2008, 16:48:35 UTC
Это уже вечный вопрос -- можно ли обьяснить любовь... Мне тоже Дом Феанора просто нравится, но я захотел посмотреть, какие за этим могут быть мотивы.

Reply


tornene May 28 2008, 10:14:33 UTC
Вы наверно правы насчет одного фактора: жажда творить и просто превосходный талант феанорингов является ипостасией божественного (Еru) величия.
Но мне кажется, что люди любят их, а особенно Феанора, за то, что они так трагичны, что все гадости и преступления они совершали ради высшей идеи: уважения к отцу, клятвы, да также ради безнадежной борьбы с роком. Может быть они тоже, в своих многих пороках и спеси, напоминают, больше всех эльфов, нас - людей. Напоминают, но все-таки они постоянно отчетливо лучше нас (соглашаюсь насчет ценности риска).
Причины могут быть разные, как люди разные бывают. Но несомненно Феанор-бунтарь всегда будет героической личностью, без него ничего интересного бы не произошло в Средиземье и Толкин исправлял бы до конца жизни ошибки в студенческих работах вместо творить шедевр мировой литературы. :))

Reply

istanaro May 28 2008, 10:34:09 UTC
И это тоже -- сверх-образ борца, как в греческих мифах (другое дело, что, как я понял из книги Шиппи, образ Феанора родился у Толкиена не первым, а снчалаа был Эарендил), конечно, очень притягивает (образ, продолжающий традиции романтизма 19 века). Но мне кажется, что роль творчества очень существенна -- потому, что творчество есть одно из главных определяющих качеств эльфа. То есть у Феанора и феанорингов эти два начала слишком сильно слиты воедино.

Reply

tornene May 28 2008, 11:47:50 UTC
Да, в этом апофеозе творческого труда Феанор напоминает мне гномов. Но бесспорно это 2 совсем разные виды труда. Гномы работают более, как сказать... физически, таким образом, как научил их Аулэ, а у эльфов есть намного больше "божественного" элемента, у них работа как-то магическая (хотя не люблю употреблять этого слова в отношении к Арде). Спорить о превосходстве одного из них нельзя, но такая страсть была у обоих народов трагичной. Это несомненно привлекает...

Reply

istanaro May 29 2008, 05:45:49 UTC
Трагедия дома Феанора -- это трагедия творческих личностей, которые очень сильно идут по узкой грани между гордыней и неисполнением своего предназначения. А культура гномов наверняка красива (в "Песнях Алой книги" есть песня про Дарина -- очень красивая, с образами, не уступающими эльфийским по красоте).

Reply


Leave a comment

Up