РАЗМЫШЛЕНИЯ о Доме Феанора и творчестве (моя статья)

May 25, 2008 16:47

В последние дни в разных ЖЖ, например, у myrngwaur и renfri, происходили дискуссии о Доме Феанора. И я решил написать свой текст -- не столько на тему, правильно ли поступали феаноринги в истории Лэйтиан и других событиях, сколько на тему, что Дом Феанора значит для нас с Эльвинг.

Read more... )

размышления, о феанорингах, книжное

Leave a comment

tornene May 28 2008, 10:14:33 UTC
Вы наверно правы насчет одного фактора: жажда творить и просто превосходный талант феанорингов является ипостасией божественного (Еru) величия.
Но мне кажется, что люди любят их, а особенно Феанора, за то, что они так трагичны, что все гадости и преступления они совершали ради высшей идеи: уважения к отцу, клятвы, да также ради безнадежной борьбы с роком. Может быть они тоже, в своих многих пороках и спеси, напоминают, больше всех эльфов, нас - людей. Напоминают, но все-таки они постоянно отчетливо лучше нас (соглашаюсь насчет ценности риска).
Причины могут быть разные, как люди разные бывают. Но несомненно Феанор-бунтарь всегда будет героической личностью, без него ничего интересного бы не произошло в Средиземье и Толкин исправлял бы до конца жизни ошибки в студенческих работах вместо творить шедевр мировой литературы. :))

Reply

istanaro May 28 2008, 10:34:09 UTC
И это тоже -- сверх-образ борца, как в греческих мифах (другое дело, что, как я понял из книги Шиппи, образ Феанора родился у Толкиена не первым, а снчалаа был Эарендил), конечно, очень притягивает (образ, продолжающий традиции романтизма 19 века). Но мне кажется, что роль творчества очень существенна -- потому, что творчество есть одно из главных определяющих качеств эльфа. То есть у Феанора и феанорингов эти два начала слишком сильно слиты воедино.

Reply

tornene May 28 2008, 11:47:50 UTC
Да, в этом апофеозе творческого труда Феанор напоминает мне гномов. Но бесспорно это 2 совсем разные виды труда. Гномы работают более, как сказать... физически, таким образом, как научил их Аулэ, а у эльфов есть намного больше "божественного" элемента, у них работа как-то магическая (хотя не люблю употреблять этого слова в отношении к Арде). Спорить о превосходстве одного из них нельзя, но такая страсть была у обоих народов трагичной. Это несомненно привлекает...

Reply

istanaro May 29 2008, 05:45:49 UTC
Трагедия дома Феанора -- это трагедия творческих личностей, которые очень сильно идут по узкой грани между гордыней и неисполнением своего предназначения. А культура гномов наверняка красива (в "Песнях Алой книги" есть песня про Дарина -- очень красивая, с образами, не уступающими эльфийским по красоте).

Reply

tornene May 29 2008, 14:56:06 UTC
Согласен.
А песнь о пробуждении Дарина обожаю и считаю самой красивой в "ВК", даже в сравнении с песней о Гиль-Галаде.

Когда-то я нашел эту очень хорошую интерпретацию: http://youtube.com/watch?v=pISzxdEgDCU Талантливый старик и сразу видно, что чувствует толкиновскую поэзию...

Reply

indraja_rrt May 28 2008, 12:38:49 UTC
"образ, продолжающий традиции романтизма 19 века"
Кажется, в случае моего отношения к Фэанору это было главным фактором. Но роль творчества тоже несомненно важная. Спасибо за интересный анализ!

Reply

istanaro May 28 2008, 16:51:56 UTC
А трудно на самом деле разделить причины симпатии. С другой стороны, творческие личности едва ли будут стопроцентно послушными, не зря Фрейд говорил "Гений и послушание -- две вещи несовместные".

Reply

julia_monday May 30 2008, 17:14:16 UTC
Тогда самой творческой личностью должен быть Моргот...

Кстати, чем больше зла некто совершает, тем меньше он способен к творчеству. Боюсь, что Фэанор, не погибни он так быстро - мало чего сотворил бы в Белерианде...

Reply

istanaro May 31 2008, 05:35:31 UTC
В-1-х, этот пример откровенно тенденциозный, в-2-х, Моргот не был творческой личностью, разве что как "дьявол -- обезьяна Бога".

Reply

julia_monday May 31 2008, 10:42:35 UTC
Почему же не был? Моргот был самым могучим из Валар, у него был огромный потенциал, в том числе и к творчеству. Но потом из-за собственного зла и зависти, он эту способность просто утратил.

Reply

istanaro May 31 2008, 12:08:20 UTC
А что он сотворил? Хм...

Reply

julia_monday May 31 2008, 12:30:21 UTC
Хотя бы драконов...

Reply

istanaro May 28 2008, 10:39:16 UTC
Кстати, я сейчас пытаюсь писать некий апокриф по Арде, в котором пытаюсь проследить, что было бы, если бы Феанор был прежде всего творческой личностью, так что его эмоции полностью были бы обусловлены тем, что он -- творческая личность.

Reply

tornene May 28 2008, 11:57:47 UTC
Непростая задача - удачи Вам!
Сам пытаюсь "апокрифичать" ;) и знаю, что писать о Арде не обижая глубины идеи Толкина очень трудно. Если Вы еще не читали, буду рад - Хьялма замечательно перевела несколько из них. Найдете их здесь: http://hyalma.livejournal.com/tag/okruszki+lembasa
Для этого разговора советую особенно Таркун-аглаба и Пепел.

Reply

istanaro May 29 2008, 04:13:26 UTC
Посмотрю с удовольствием!

Reply

istanaro June 2 2008, 22:31:33 UTC
Очень хорошие, и прежде всего -- очень добрые рассказы.

Reply


Leave a comment

Up