Как мальчики учатся-4

Apr 17, 2013 18:53


Глава 7. Помогаем мальчикам с математикой и естественными науками

Хотя раньше мальчикам легче, чем девочкам, давались математика и естественные науки, сейчас преподавание этих предметов настолько скучное и оторванное от реальности, что результаты тестов ухудшаются год от года. После всех шагов, которые были сделаны, чтобы облегчить девочкам освоение этих предметов, разрыв между мальчиками и девочками почти исчез. То, что девочкам стало хорошо, - это, конечно, прекрасно. Но авторы предлагают подумать теперь и о мальчиках тоже.

Значимость!

«Главная цель обучения математике и естественным наукам - это превратить самую повседневную жизнь ребенка в лабораторию, сделать математику и естественные науки значимыми, не просто интересными, увлекательными и веселыми, и уж определенно не скучными, а настолько необходимыми ребенку, настолько важными, настолько связанными с самим развитием детского мозга, что ребенок естественными образом станет «математиком» или «естественником» в обычной жизни. Когда дети играют с друзьями во дворе, когда они записывают очки в игре, когда они пытаются узнать, что будет, если закинуть ботинки на провода (ужасная привычка!) - они естественным образом учатся этим предметам».


Что могут сделать родители, чтобы помочь детям учиться математике?

Один отец рассказал, как однажды к нему пришел 4-летний сын и спросил, далеко ли до солнца. Отец начал объяснять через известные мальчику величины: дорога до бабушки - это столько-то км, у нас уходит 3 дня, чтобы добраться туда, до солнца - столько-то км, значит, нам потребуется столько-то дней, чтобы долететь до солнца. Если мы отправимся в путь сейчас, то тебе будет 512 лет, когда мы доберемся. Несмотря на то, что все эти огромные цифры для четырехлетнего ребенка остались по большей части пустым звуком, у него возникло представление о масштабе явления.

Объяснение через известные величины - никакое не новаторство. Но, к сожалению, в современном преподавании объяснение редко аппеллирует к личному жизненному опыту учеников.

Главная задача сейчас - восстановить эту связь, показать детям нужность математики для их реальной жизни.

До того, как он пошел в школу

Уже самым маленьким детям можно называть количество окружающих их предметов. Например, пересчитывать игрушки на мобиле и напевать при этом.

Заведите особую тетрадь (record book), куда будете записывать вес, рост, количество зубов, размер одежды и обуви ребенка. Потом можно будет обсуждать с ним, насколько он вырос и изменился.

Измерять разные предметы дома линейкой и сравнивать цифры, что длиннее и что короче.

Сделайте календарь. Время - важный математический концепт, который ребенок будет усваивать по мере роста, и календарь - это простой и веселый способ помочь ему в этом деле. Включите в этот календарь события, которые вызывают у ребенка любопытство и радость ожидания. Вместе считайте, сколько дней осталось до его дня рождения, до праздника, до приезда бабушки и т.д. Засекайте время, когда село солнце и отмечайте в календаре, следите вместе за изменениями, это поможет ребенку осознать такие понятия, как время и сезон.

Сама по себе привычка  планировать свою жизнь может стать большим подспорьем для ребенка.

Помогаем мальчикам в начальной школе

Арт-техника: используйте музыку

Очень важно, чтобы у ребенка была возможность слушать музыку или музицировать самому.

Многие исследования показывают, что музыкальность коррелирует с успехами в математике. Сама по себе музыка имеет математическую «структуру»: гаммы, аккорды с определенным интервалами, длительность, ритм, темп.

Играйте в игры всей семьей

Многие популярные настольные игры - прекрасное пособие по математике (Dominoes,Parcheesi
, Sorry

Monopoly, Yahtzee
)
. Кроме развития математических способностей, семейные игры - это способ укрепления привязанности.

Помогаем мальчикам в средней и старшей школе

К этому возрасту у мальчиков прекрасно развито абстрактное мышление, и они готовы к сложной математике. Максимальные сложности обычно вызывает выполнение домашнего задания, поэтому тут мальчикам особенно нужна наша поддержка.

Соедините атлетику с математикой

Когда мальчику Джошу было 12 лет, он начал заниматься бейсболом. Папа рассказал ему, как считают очки и как важно игроку постоянно «держать в голове число ударов, чтобы знать, сколько еще ударов и пробежек ему надо сделать, чтобы достичь своего личного максимума». Мальчик увлекся игрой - а значит, математикой. Подсчеты, математика стала частью его личной жизни.

Предоставьте ему распоряжаться его личными деньгами

Научите мальчика составлять баланс, вести колонки дебета и кредита, подводить итоги и разумно оценивать свои финансовые возможности.

Если мальчик достиг возраста, когда можно уже покупать машину, у вас масса поводов потренировать его математические навыки: сравнивайте цены, изучайте способы платежа, подсчитывайте необходимое количество и стоимость бензина и т.д.

То же самое - если парень собирается в колледж. Садимся и вместе просчитываем все возможные варианты.

Помогите ему понять значение математики

«Один учитель из Нью-Йорка высказал мудрую мысль: Дети учатся тому, что они решили изучить. Они учатся тому, что значимо для них».

Покажите подростку, как может быть полезен определенный уровень математических знаний и умений и в профессиональном, и в личном аспекте для его будущей жизни. «Вашему сыну будет полезно побывать с вами на работе, особенно если он там увидит, как вы используете математику. Вы сами и другие члены вашей «родительской команды» можете сделать математику значимой в его глазах. Ваша работа - помочь сыну понять, что математика - это не опция, а необходимость».

Играйте в шахматы, шашки, криббедж - Cribbage

Что могут сделать учителя, чтобы помочь мальчикам учиться математике

В начальной школе

Используйте объекты, которыми можно манипулировать. За свою дошкольную жизнь ребенок должен был вдоволь поиграть в пальчиковые игры, потешки, построить сотни башен из кубиков, собрать кучу паззлов и т.д. В школьной жизни для обучения математике будут особенно полезны number rolls - это соединенные по 10 бусины, которых в упаковке бывает до тысячи.  «Играя с number rolls, дети учат цифры и осваивают базовые математические понятия в ходе физической и кинестетической активности. Учить цифры не с книжного листа, а «телесно» особенно хорошо мальчикам-кинестетикам»

(Number rolls - это, как я выяснила, по сути то же самое, что "бусины" Монтессори - Brilliant Minds Montessori Math Kit
Кстати, как бы вы перевели number rolls?)
.

Игра и юмор. Игра для детей - естественный путь знакомства с любыми сферами знания.

Объединяйте учеников в команды по 3-4 человека. Пусть у каждого ребенка будет своя зона ответственности в проекте. У многих мальчиков работа в команде снимает страх оказаться последним.

Сделайте физические упражнения и перемену частью учебного процесса

Во многих школах практикуется такое наказание, как оставить сидеть в классе на перемене. Гуриан рассказывает об опыте учителя, который поступил наоборот: наказанные дети отправлялись упражняться - собирать листья, пробежать какую-то дистанцию и т.п. Момент наказания заключался в том, что эти дети не могли играть с другими на площадке во время перемены. Между тем, энергия, которая искала выхода (и, возможно, это и было причиной того поведения, которое послужило поводом для наказания), этот выход находила и потом в классе ребята могли наконец сосредоточиться на учебе.

Другой пример - «физкультминутки», которые учитель устраивает прямо на уроке.

Некоторые школы практикуют «учение на ходу»: все, что можно учить, гуляя и двигаясь, учится на прогулке.

Помогаем мальчикам в средней и старшей школе

Все то, о чем говорилось выше, подходит и старшеклассникам.

«В средней-старшей школе мальчикам, тела которых переживают в день 5-7 резких взлетов уровня гормона агрессии, тестостерона, физическое движение совершенно необходимо».

Играйте в математические «олимпийские игры».

Начинание, описанное в книге, не имеет ничего общего с математическими олимпиадами. Здесь речь идет именно о «физических» испытаниях. Дети получают миску с водой, губку и мерную кружку. Задача - измерить, сколько воды содержит мокрая губка.

Свяжите архитектуру и математику

Один учитель раздобыл для детей материалы наподобие тех, из которых американские индейцы строили свои вигвамы. На школьном футбольном поле дети, разбившись на группы,  по собственным расчетам должны были построить вигвам.

Создавайте раздельные классы

Используйте визуальные стимулы

Что родители могут сделать, чтобы помочь мальчикам учить предметы естественнонаучного цикла

До того, как ребенок пошел в школу

«Для малышей и тоддлеров родители и есть учителя биологии, это те люди, которые вовлекают их в свои дела по дому, копают вместе с ними червяков в саду. Когда ребенок достигает дошкольного возраста, для него все вокруг - «естественные науки»».

Нужно объяснять детям, как что работает,  будет самой лучшей «научной» подготовкой.

В начальной школе

Сделайте так, чтобы в жизни вашего ребенка появился наставник-естественник

Вовсе не нужно быть крупным специалистом в естественных науках, чтобы ваш ребенок любил их. Все, что нужно, - это дать ребенку инструменты и поддерживать его в изысканиях. Может, по соседству живет пенсионер, который занимался ест. науками и не откажется повозиться с вашим ребенком.

Сделайте науку частью вашей повседневной жизни

Ваша собственная кухня - настоящая лаборатория, потому что наука творится каждый раз, когда вы готовите еду. Вовлекайте сына по максимуму, обращайте внимание на то, что происходит с продуктами, рассказывайте, откуда взялась та или иная еда, что такое соль, как дрожжи заставляют тесто расти.

Личная гигиена - еще одно научное поле.

Растения, животные, погода, все, что вы видите за окном и в парке, - это все наука в вашей повседневной жизни.

Снабдите его инструментами

Микроскоп, ноутбук, доступ в интернет - все это инструменты познания.

Интересуйтесь экологией места, в котором вы живете

Сюда входит масса вопросов: откуда берется вода, куда девается мусор, сколько наша семья за это платит...

В средней и старшей школе

Предполагается, что к этому времени ребенок уже полюбил науку. Если не полюбил - возвращаемся на предыдущие этапы, пытаемся заинтересовать, ищем в семье или среди окружающих человека, который взял бы на себя функции «научного ментора». Программа естественных наук в старших классах очень сильно отличается от того, что было в начальной школе, и мальчикам, бывает, приходится трудно, да и родителям есть над чем поработать.

Помогайте с домашним заданием либо сами, либо пусть кто-то из «родительской команды» будет ответственен за помощь ребенку с уроками по ест. наукам.

Помогайте с запоминанием материала

Пока едете в машине, «погоняйте» сына по таблице из домашнего задания по химии. Ограничьте время у экрана. Даже за ужином можно найти время, чтобы провести минивикторину.

На стажировку к мастеру

В прошлом мальчики многое узнавали о жизни природы, работая, к примеру, на ферме под руководством старшего. Сейчас работа в паре «мастер - ученик» по-прежнему является эффективной образовательной стратегией. Постарайтесь организовать своему сыну такой опыт.

Собственное тело как научный объект

Гуриан рассказал о том, как они с женой работали в Турции и там заметили, насколько более пуританским является американском воспитание по сравнению с турецким. Он советует родителям самим изучать, какие изменения происходят в теле подростка, и откровенно говорить с детьми об этих изменениях с четырех точек зрения: физиологической, эмоциональной, психологической и социальной.

Что учителя могут сделать, чтобы помочь мальчикам

В начальной школе

Естественные науки в начальной школе - это что-то само собой разумеющееся. В большинстве классов у детей есть животное, за которым они ухаживают и наблюдают. В других классах много материалов для творчества. Творчество -это тоже способ познания природы.

Объедините искусство и науку

Наймите ментора

Естественные науки - это практика, поэтому нужен кто-то, кто будет эту практику заводить. Этим кто-то не обязательно должен быть учитель, это может быть, например, пенсионер, которому нравится возиться с детьми на природе и которому есть что детям рассказать и показать.

В средней и старшей школе

Побольше экспериментов

Переставьте парты

Гуриан рассказывает об опыте одного учителя, который расставил парты таким образом, что ученики могли сидеть либо группами, либо поодиночке, кому как нравится. Пересаживаться они тоже могли свободно. Количество проблем с дисциплиной уменьшилось.

Приглашайте в гости ученых

Привлекайте учеников-спортсменов

Обычно на ребят, преуспевших в спорте, другие ученики смотрят снизу вверх, а сами спортсмены настолько поглощены своей физической формой, что им не до учебы. Их надо привлечь тем, что им интересно. Для этого надо просто рассмотреть их занятия с научной точки зрения. Пусть они готовят презентации, рисуют графики, изучают, какое место наука занимает в том виде спорта, которым они занимаются, рассказывают о своем опыте.

Важность искусства и физической культуры для успеха в учебе

«Вы заметили, что большое количество нововведений, которые предлагаются в этой главе (и в других главах тоже) касаются введения искусства и физических упражнения в учебу. Искусство и спорт полезны для всех детей. Для мальчиков особенно эффективно введение их в учебный процесс. Графики, визуальный материал, актерское самовыражение, движение и физические упражнения - все это положительно сказывается на учебе детей. Мальчикам необходимо двигаться, им необходимо стимулировать таким образом свой мозг, им нужно для учебы задействовать зрительный участок коры головного мозга как можно больше, и физические упражнения им необходимы, чтобы поддерживать мозг в бодрствующем состоянии».

Между тем, во многих школах «урезают» искусство и физическую культуру как необязательные предметы и бросают все силы на подготовку детей к стандартным тестам. Родители и учителя должны сделать все, что от них зависит, чтобы переломить эту тенденцию.

книги, полезное, gurian&stevens, психология, мальчики, легко в учении

Previous post Next post
Up