гм...

Oct 17, 2017 23:40

Сколько ни попадалось мне книг о тренировке памяти, везде упор делается на запоминание списков. То ты ходишь по ментальному дворцу и там свой список покупок расставляешь в самом бредовом из всех невозможных видов, то сочиняешь ассоциации к телефонному номеру. И вот мучает меня вопрос: в какой бытовой ситуации может понадобиться запоминание именно ( Read more... )

память, вопрос, детское чтение

Leave a comment

Comments 28

alessandra_enko October 18 2017, 01:57:52 UTC
Не думаю, что память можно развить подобными книгами, как то по-другому это происходит, либо врожденное.

Reply

islandena October 18 2017, 09:57:27 UTC
Эти книги не развивают память, они знакомят с техниками, которые на самом деле память развивают. Я читала книгу американского журналиста, который за год тренировок из человека со средней памятью дотренировался до возможности участия в соревнованиях мнемоников. У него в книге как раз был описан в деталях процесс, как он действовал. Но соревнования - это совершенно особый жанр. Там требуется выполнить вполне определенный набор действий, и там, действительно, нужно запоминать "списочно" набор случайных объектов. Т.е. под эту конкретную задачу эти техники заточены и срабатывают отлично. Я испытала на себе :) Меня удивляет, что эти техники кочуют из книжки в книжку и вот добрались до детского отдела. Если не готовиться к мнемоническому соревнованию, я не представляю, где это могло бы в реальной жизни пригодиться, вот именно заучить список не связанных друг с другом предметов. Вот и стало интересно: может, это только у меня так, а есть какие-то области жизни, где людям нужно такое зубрить.

Reply


mme_n_b October 18 2017, 02:32:11 UTC
Нет, но умение запомнить список очень помогает отвечать на вопросы типа "отметьте галочкой все строки в этом списке, которые описывают ваши обязанности в случае эпидемии гриппа" - эти вопросы нужны в конце школы для поступления в университет, а потом на работе раз восемь-десять в год, а то и больше.

Reply

islandena October 18 2017, 10:02:27 UTC
Мне кажется, это немного другое. Все-таки в вашем примере можно руководствоваться логикой и при ответе исходить именно из логики и знаний. По-моему, тут и учить-то особо нечего, разве что телефоны экстренных служб, если требуется.
Это не то же самое, что запомнить десяток-другой случайных слов: яблоко, собака, гипотенуза, трамвай, пирамида...

Reply


manmarensya October 18 2017, 04:33:24 UTC
Списком в университете учили названия провинций Китая, например. Но в жизни прям списки забрать... Только для игры, иногда. Лучше стихи выучить. Раз уж речь о щубрежке и списках. Читаю о классическом обучении. Там до 10лет детям предлагается зазубривать огромное количество фактов по всем предметам. Потом на уже имеющуюся базу предполагается добавить теорию, понимание, взаимосвязи и пр... Не знаю почему, но что-то мне в таком подходе не нравится...

Reply

islandena October 18 2017, 10:12:18 UTC
О классическом образовании я читала талмуд Бауэр, она это называет "стадией попугая". Зубрежку обосновывает тем, что у маленьких детей память отличная, а критического мышления еще нет, поэтому надо использовать их память в хвост и в гриву сейчас, а осмыслять будем потом. Оно не очень приятно звучит на самом деле, потому что ребенок выглядит этаким болванчиком, которого фаршируют знаниями. Но параллельно с этим у нее проводится очень ценная мысль: знания, которые ребенок получает в раннем возрасте, должны быть эмоционально заряжены. Т.е. это как раз, по ее теории, и не должны быть списки для заучивания, а совсем наоборот: итогом первых лет обучения должно быть большое количество информации, с которой у ребенка связаны яркие эмоциональные ассоциации. Как она пишет, history is a story. Так что список китайских династий пойдет не в виде перечня, кто, когда и где, а в форме, например, легенд и сказаний, поданных так, чтобы у ребенка от восторга челюсть упала и названия династий, их достижения и пр. сложилось в голове в яркую картинку ( ... )

Reply

snowleo_hatula October 18 2017, 19:50:10 UTC
У некоторых аутистов есть такой стиль обучения, когда вначале ребенок запоминает огромные куски информации, а потом долго учится это использовать. Например, помнит наизусть скрипт фильма, но ни одного слова не понимает. Но вот мне, например, достался совсем другой аутист. :)

Reply

manmarensya October 20 2017, 03:59:42 UTC
Спасибо за подробности :) Только как же сделать зубрежку супер занимательной :) Т.е. как к такому объему запоминаемого найти столько радости, чтобы эмоционально было.

Reply


(The comment has been removed)

islandena October 18 2017, 11:47:20 UTC
Я думаю, у всех так: хорошо запоминается то, что интересно. Мой старший ребенок в свои 3 года был ходячей энциклопедией динозавров: знал десятки названий, знал виды и характеристики видов, относительные размеры и т.д. Он, конечно же, никогда их не заучивал. Просто ему было интересно - и вся эта актуальная для него информация оседала в голове мгновенно. Сейчас, кстати, многое он забыл и потерял, потому что интерес ушел и эти знания ему больше не нужны. И основываясь на своих наблюдениях о том, как легко он запоминает большие объемы информации, и с какой легкостью он обыгрывает меня в мемори, я считала, что у него отличная память. А как-то попался мне типовой тест на какие-то возрастные "нормы" запоминания, и я Ваню из любопытства протестировала. Результат был ужасающий, что-то типа трех слов из десяти (при норме в 6-7). Тогда я и заинтересовалась этой темой, на себе испробовала разные техники и теперь знаю, что такое умение можно натренировать. Но меня как тогда смущала, так и сейчас смущает узость его практического применения. ( ... )

Reply

snowleo_hatula October 18 2017, 19:44:32 UTC
Убрать все подсказки - смишно! Тогда мы все пропали, вся семья. Нельзя же мне заниматься только тем, что супер-интересно. :)

А в юности я одно время использовала немного похожий прием, чтобы свой интерес проверять: не записывала номера телефонов новых знакомых. Что осталось в памяти - то важно, остальное - нафиг. Ну, тогда имело смысл. А сейчас вот я не знаю номер телефона мужа. И вообще, знаю только домашний наш номер, потому что только им и пользуемся и везде его пишем.

Reply

islandena October 18 2017, 23:23:36 UTC
Я вообще никаких номеров теперь не знаю :)) Даже свой, хотя надо бы уже запомнить, что ли. Но вот для этого мне как раз и понадобится что-то из арсенала книжек по развитию памяти, потому что числа я плохо запоминаю.
Со мной на кружок английского еще в школьные годы ходила девушка, которая тренировала память и принципиально не записывала домашние задания. Видимо, она была в самом начале пути, потому что с домашкой она пролетала очень часто :)

Reply


olkab October 18 2017, 07:50:35 UTC
Лучше действительно стихи учить.

Reply

islandena October 18 2017, 11:50:05 UTC
Тоже так думаю. По крайней мере, я могу себе легко представить, как знание стихов пригождается в жизни.

Вообще, к каждой такой книжке я бы обязала их делать приложение "Как забыть то, что вы запомнили в процессе тренировок". Потому что я вот второй год уже не могу забыть свой список покупок, датированный мартом прошлого года, когда я читала книгу о памяти и параллельно на себе испытывала все техники :))

Reply

olkab October 18 2017, 15:54:33 UTC
Однако какая опасная техника!

Reply

snowleo_hatula October 18 2017, 19:35:58 UTC
Ух ты!
на забывание даже того, что профессиональная натренированная память схватила, уходит примерно 2 года. А если начать постоянно загружать память определенной информацией, то кратковременная память разрабатывается, а долгосрочная полностью освобождается. У молодых врачей есть такое: первые 2 года они помнят все обо всех своих больных и кажется, что это навсегда в памяти застряло. А потом в голове что-то перестраивается и текущих больных помнят хорошо (спасибо профессиональной памяти) а старых забывают, иногда даже начисто.

Reply


Leave a comment

Up