Гобелены Ольги Орешко: «Чтобы душа стала зримой»

Sep 01, 2016 10:19

Продолжаю серию виртуальных путешествий по мастерским художников.
Сегодня мы в гостях у мастера, создавшего более 100 гобеленов и 40 эмалей, участника более 110 крупных выставок, в том числе, семи персональных. Ольга Орешко - художник с ярким авторским стилем и преподаватель, вырастивший не одно поколение самобытных художников в Екатеринбурге.




Немного биографии:
1952 г. - родилась в Свердловске (Екатеринбурге).
1985 г. - окончание МВХПУ (б. Строгановское).
1993 г. - преподавание гобелена и батика в УралГАХУ.
1991 г. - вступление в Союз художников России.
2009 г. - звание Заслуженного художника России.
2011 г. - ученое звание профессора (УралГАХУ).
2011 г. - медаль Российской Академии Художеств.
2012 г. - серебряная медаль Российской Академии Художеств.

Произведения находятся:
Государственный музей-заповедник «Царицыно». Москва.
Музей изобразительных искусств. Ярославль.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств.
Музей изобразительных искусств. Екатеринбург.
Музеи и частные собрания России, Германии, Италии, Японии.

«Считаюсь создателем школы гобелена в Екатеринбурге. Автор и организатор серии выставок «Гобелен Екатеринбурга» («Квадратный метр» МИИ 2009, «Гобелен. Миниатюра» СХ 2011, «50 на 50» СХ 2012). Сама себя считаю только идейным вдохновителем и примером жизни в гобелене для своих учеников».

Любимая работа: «Высокие травы. Осень». 2011. 110х96 см. Шерсть, лён, сизаль



«Я больше рассказчик и полностью высказываюсь в сделанном. Работаю в гобелене с 1985 года, после Строгановки. Но и до неё, с 1975 года сама по книгам начала ткать (одна из них: "Tapestries from Egypt woven by the children of Harrania", by Werner Forman /"Цветы пустыни" называлась на русском/. В 70-е годы эта книга стала началом моего жизненного пути-гобелена. Я даже не помню как она ко мне попала. Как обычно на несколько дней. Но она сделала своё дело. Заказала такую же раму, начала ткать. Потом проштудировала книги по ковроткачеству в городской библиотеке).

Дипломная работа в Свердловском художественном училище (на оформительском отделении мы оформляли интерьеры) была соткана из полосок ткани: «Ярило-солнце» для дворца бракосочетаний в Свердловске (Екатеринбурге). После Строгановки много работала в Комбинате худфонда, сделала несколько больших интерьерных гобеленов. Преподавать начала сразу и по своей программе, в училище, в художке, затем в УралГАХУ (сначала на монументальном отделении, затем на кафедре ДПИ, теперь это уже кафедра Искусства интерьера Института Изобразительных искусств)».

Гобелены Ольги Орешко и выставки с ее участием мы уже не раз видели в блоге (поэтому показанные ранее гобелены здесь почти не повторяю):
2011 г.;
2011 г.;
2012 г.;
2013 г.;
2013 г.;
2014 г.
Выступление 2015 г.

Итак,
- Почему Вашим выбором стал именно гобелен?

- Если не относиться ко всему как к пользе: достижениям, доказательствам, убеждениям, состязательности, то он - наиболее подходит для меня. Ткачество как течение времени, кажущаяся неспешность, не заданность времени и цели. Необходимость, то, в чём нуждаешься, то, без чего болеешь. И то, во что переливаешь свою жизнь, впечатления, мысли. Это мои слова, деятельность, становящаяся отдохновением. В этом сплетении нитей, в самом переборе пальцами основы, всматривании в нюанс, отсчитывании сейчас или через две нити нужно повернуть назад… Само ткачество - это моя душа.

Здравствуйте, Птица! 2005. 100х100 см



- Особенности Вашей техники?

- Нужно сказать, что я работаю без ткацкого станка, на вертикальных рамах разного размера. Перебираю нити основы только пальцами.

«Мастерская как свой собственный храм…»



Очень важна сама пластина гобелена, сама тканая плоскость. Почти физическое-музыкальное-тактильное-осязательное ощущение края, кромки, тканого зерна, рельефа, минимальной фактуры, чистой изнанки… Как эта пластина висит, слегка волнуется поверхность, как отгибается край, как укладывается в складки, как лежит спокойно на столе в мастерской. Нужно задать переходы цвета, форму пластины, качество утка почти природных оттенков - и она без особого изображения будет волновать сердце.
Особенности? Я не отношусь к гобелену как к декоративному искусству, не использую орнамента, схемы, не забиваю изображением всё поле гобелена. Мне важно дыхание жизни (орнамент - это отношение изображения и фона). Мёртвая пластина, глухая плоскость, «тупая» линия. Особенность в том, что этим живёшь, что это происходит в душе, рождается из неё, воплощается через нити, дышит, смотрит тебе в глаза, рождает ответное чувство.

Шествие с коровками. 2005. 100х200 см. («Между прочим, вполне конкретные впечатления одного лета»)



- Как делаете эскиз и картон, насколько подробно? Или импровизируете в процессе ткачества?

- Эскизы - крохотные, «записанные» под чашечку кофе, под музыку, TY, радио, телефонный разговор, в поездке - эти эскизы в коробках ждут своего часа. Каждый из них - это записанная графически мысль, идея ситуации, положения вещей, отношений, сказанных слов. Какие-то сущности, смыслы явлений, тайны событий, иносказания, мистические связи, логика невысказанного, странные голоса. Приходит время и один из них или серию нужно разрабатывать, нужно рисовать. Сначала долго, день за днём, накладывая калечки друг на друга, добиваюсь именно того выразительного движения, наклона, тех линий, которые выразят именно эту мысль. Затем уже выверенный рисунок - и многочисленные варианты цветовых решений. Делаю итоговый эскиз в нужном цветовом решении. Затем перехожу на нужный размер. Портреты 50х50, гобелены 100х100, 150х200. Линейный картон рисуется с наслаждением (любви к линии) довольно долго.
Увеличение по клеткам. Затем картон тонируется так, чтоб видна была линия. Картоны храню. Начиная ткать, ставлю на картоне внизу дату. Тку по небольшому эскизу 20х20 см. Выклеиваю палитру шерсти и она всегда перед глазами. На ней помечаю - руки, лицо, фон… Освещение меняется, чаще всего мы работаем в тёмное зимнее время. И эта точность помогает не выпасть из тона. А как не использовать рай Света и тепла после долгой и тёмной полугодичной зимы!

«Серьезные намеренья» в работе. 2016



Импровизация. В изобразительных гобеленах импровизация - в процессе ткаческого высказывания (как сделать растяжку, как показать пятно). Гобелен всегда отличается от картона. Картон лучше нарисован, гобелен - цельнее. В фактурных работах - импровизации большая доля. Когда сделать паузу, подвести черту растяжке, фону, продлить пятно, дать ворс… Нельзя же,чтобы на выставках были только рисованные работы, нужны большие пятна и воздух. Люблю и то, и другое. И просто поткать - отдых. И порисовать нитью.

Лиственницы и вересы. 2006. 53х51 см



Просто люблю ткать. Шуршишь в тишине и времени не замечаешь.
Это как время, песочные часы - сыпется из ниоткуда, ложится строчками. Хорошо думать. Способ поговорить о самом главном.
Мои работы лёгкие.

Прохожие. 1998. 24х24 см



Темы - в названиях работ. Звучание серий. Иней, сухие травы. Утро в городе. Всё тот же сон. Незабудки моей бабушки. Чёрно-белый день. Не улетай! Платье Птицы. Синяя прогулка. Прохожие. Прогулка с отражением в озере. Шествие с коровками. Медведица. Смотрим на Луну. Планета. Млечный путь. Сумерки, зверю лесному…
Очень важен цвет. Цвет серии. Цвет дня и состояния души. Серенький день. Поэзия грусти. Всматриваясь в нюанс. Что можно сказать о сером и рыжем.

- Какие материалы используете?

- Лён, джут, шерсть, непряденое волокно, люрекс, синтетическая нить, ленты, бусины…
Основа - это важно. Льняная тонкая, средняя, толстая. Сейчас использую джут. Он - золотистый, светлый - сам по себе очень красив. Он позволяет оставлять свободной основу (чаще в работах со студентами), причём иллюзия целостной плоскости сохраняется.
Уточная пряжа. Сначала красила сама и много использовала природных трав. Красила лён. Он очень хорош в сочетании с сизалем. Хотя и тяжелый. Жесткость льняных протяжек оттеняет мягкую фактуру шерстяной пряжи. Сейчас не крашу, удаётся найти почти любой оттенок. И! почти всегда использую оптическое смешение цветов - «штриховку» - ею дышит поверхность. Не меланж. Люблю «деревенскую» и разной толщины.




- Есть свои любимые приемы ткачества?

- Плотность - 2 нити основы на 1 см. Очень много внимания уделяю кромке. Кромка - тоже шерсть. И важен её цвет. Важен «воздух» внизу, главное начнётся позднее, то ради чего работа делается. Гладкое ткачество. В основном. «Штриховка» - не монотонная! - это жизнь работы.

Мои деревья. 2015. 180х100 см



- Как Вы нашли свой стиль: долго искали, пробовали варианты или он сам нашелся?

-Думаю, что поисков стиля и не было. Я же во многом сама себя образовывала. Училась по книгам. Впитывала всё, что могла увидеть. Сама ездила в Прибалтику. Ткать стала сама ещё до училища. В Строгановке считали, что я уже поработала с кем то из мастеров. Думаю, что если и был поиск, то не стиля, а в глубину - полноты авторского высказывания.

Жасмин. («Июльский куст» или «Портрет сына», наши ярославские прогулки). 1998. 26х26 см



- Как произошло приобщение к такой «противоположной» текстилю технике как эмаль?

- Случайно. Пригласили с гобеленом «Единорог» на выставку в Германию, а там все делали эмали. Оказалось, что во мне есть мысли и темы, для которых нужна жестокая среда - металл, обжиг… Как бы другая сторона личности и жизни. В сочетании с гобеленом эмаль - это логический центр идеи, вполне литературной. Иногда делаю эмали специально. Именно эмали. Другое рисование, сложная технология. Но я не эмальер. Технология мне не удаётся. Эти фокусы мне не под силу. Да и зачем отрывать время и внимание от благословенного гобелена. Только иногда немного отвлечься.

Часы, чаепитие. Эмаль. 2012. 20х20 см



Гобелены серии «Совершенства» включают эмали. «Меланхолия» - в душе печаль, «Рефлексия» - в душе она сама, «Дарохранительница» - обращена к Богу. Совершенствование души триедино. Невозможно без одной из них. В этих работах эмаль в центре как обострение темы, указание на неё, на смысл. Сокровенная тайна, спрятанная в тайниках сердца.

Рефлексия. 2016. 51х49 см



Послесловие:
Когда художник ставит на большой мольберт не подрамник с натянутым холстом, а раму с гвоздиками и натянутыми нитями основы, то в результате получаются гобелены. В целом, очень похожие на саму Ольгу. Если смотреть их один за другим, то оказываешься в спокойном, тихом, немногословном мире. Камерные поэтичные гобелены - как стихи среди окружающей прозы привычных российских гобеленов. Впечатления жизни свои и чужие. Заметки души, воплощенные в ткачестве. Как страницы дневника. Этим, видимо, и объясняется небольшой размер большинства работ. Несказанное можно соткать…

Портрет Дамы. 1995 («Автопортрет в купальной шапочке»)



Высокий уровень ткацкого мастерства виден в этом лаконичном раннем портрете, но со временем сходство с оригиналом достигается менее реалистическими средствами. Две работы 1990-х годов из показанных здесь: «Жасмин», «Прохожие» и «Лиственницы и вересы» 2006 года - можно считать примерами развития стиля от ранних работ до современных. Общие принципы остались, но вместо пятнышек лиц появились выразительные психологические портреты. И остается удивляться, как можно, например, двумя черточками прикрытых веками глаз, поворотом головы выразить в ткачестве так много! (Гобелен «Лиственницы и вересы» завораживает, я считаю его вершиной творчества Ольги).

Никогда сюжеты не бывают просто реалистичны, например, пейзажи (а без них не обходятся и портреты) - «Состязаться с природой бессмысленно», говорит Ольга. В ее работах (в отличие от реальности) человек не противостоит природе, он её часть.

Темы никогда не раскрываются напрямую. Так, в гобелене «Гжель» вы не увидите традиционной посуды. Здесь только символ-намек на нее в небольших кобальтовых пятнах одежды, глазах, сережках и неопределенном синем предмете в руках девушки. А в «Ковчеге» - только двое. И те животные, которые дороги сердцу автора. Сюжет «тот самый, но другой», так можно сказать о классических сюжетах, которые у Ольги тоже появляются в результате ее собственных жизненных впечатлений и в принятый канон не вписываются (Троица, Рождество и др.).

Ковчег. Плывет кораблик. 2006. 110х200 см



Почти во всех гобеленах в центре мужские или женские фигуры. И неизбежно видишь за женскими лицами облик Ольги. Но есть и серия портретов - всё в том же своеобразном стиле.

Иногда встречаются сюжеты-шутки, так же редкие для нашего текстиля. Впрочем, я бы сказала, что большинство гобеленов сделано с улыбкой и так и воспринимаются. А иногда - это грустная улыбка.

Медведица. 2009. 70х69 см



В этом мире возможно всё: Осень, как обычная женщина может пить морковный сок вместе с Ольгой и сыном (на фото 4, в мастерской, сверху), от радости можно летать, как воздушный шар (однако будучи привязанной веревочкой), по увиденным медвежьим следам можно представить, как зверь поджидает под окном баньки или собирает малину, подсмотреть как огромный карп слушает рассказ рыбака, а охотничьи собаки смотрят в небо, вместо того, чтобы выслеживать дичь. И даже юные погонщицы коров представляются вдохновенно декламирующими стихи.

Праздничный день. 2001. 40х30 см



И всегда это свободное, не стандартное решение темы. Например, в 90-е годы, когда многие гобеленщики обратились к набиравшей популярность «Даме с Единорогом», и каждый в меру своих возможностей копировал сюжеты этой серии, Ольга, конечно, соткала собственный сюжет:

Единорог. 1995. 130х100 см («Четыре стихии: птица, веретено и змея, крылатое вдохновение, лестница в небо»)



При сильной стилизации художнику удается выразить и точное движение, и душевный порыв героев, и даже их мысли. Стилизация в этом случае - не способ заявить о своем собственном почерке, а возможность отойти от реалистических деталей, которые заземляют, не дают увидеть за ними то, что незримо. То, что не определить словами (а в этом и весь смысл изобразительного искусства). Все творчество Ольги Орешко - это лирический дневник, сотканный из нитей, где слышен живой голос и индивидуальные интонации. Столь искренние и задушевные работы в нашем гобелене почти не встречаются.

Привычный ткацкий приём - экспрессивные, разнонаправленные штрихи нитями. Именно отдельные короткие прокидки утка разных тонов, а не традиционная штриховка зубцами создают мерцающий тонкий колорит. Люди и деревья, птицы и травы, звери и предметы предстают как туманные мечты, проявляются из исторической дымки, смотрят на нас из своего туманного далека или сегодняшнего дня. Философия гармоничного единства всего… Технически этот эффект единого колорита возникает от того, что нет четких границ между объектами и фоном-пейзажем, он размыт (в разной степени) взаимным проникновением сплошных штрихов, иногда резко контрастных друг другу. Поверхность мерцает и вибрирует. Такая техника исполнения может быть только авторской.

С Птицей! Фрагмент в работе. 2012. Целый: 111х107 см.



Нежные девичьи лики на гобеленах всегда словно тают в дымке осенних тонов - излюбленной природной гаммы. И даже кот окрашен осенью («Кота котёнком мне так и дарили: "он как твои гобелены"»). И когда смотришь фотографии природы Ольги, уральские просторы (село Чусовое - «там к небу ближе, чем в городе»), легко понять, откуда эта любовь, эти краски и образы в работах.

Ольга экспериментирует и с необычной формой гобелена, фактурами и материалами. Во многих гладких гобеленах нет-нет, да и встречаются естественно «выросшие» «травинки-веточки» из ворса или сизаля, а порой и ленточки, бусинки.

Планета. 2013. Шерсть, лен, сизаль. 200х200 см



Те, кто знаком с Ольгой Орешко или познакомился с жизнью и творчеством по ее фотографиям (ссылки даны ниже) узнает в «Планете» не абстрактный патриотический образ, придуманный в пыльной городской мастерской, а живописные берега реки Чусовой, и скромные домики села, и леса, и травы, и мир людей, и мир зверей, и родных по духу птиц…

С днем рождения Ольга Леонидовна!

Фотографии предоставлены О. Орешко.

Больше фотографий смотрите на авторских страницах:
Вконтакте.
В Фейсбуке.
Видео о творчестве.
Видео в Фейсбуке: 1,   2
Выступление в Российской Академии художеств в октябре 2013 года.

P. S. Напоминаю, что вы можете оставить свои комментарии, даже если не зарегистрированы в ЖЖ.

гобелен

Previous post Next post
Up