Первое российское триеннале современного гобелена в «Царицыно». Часть 2

Oct 19, 2011 16:06

В текстильных лабиринтах или
Снова вместе.
Начало на предыдущей странице.
Продолжаем путешествие по выставке.
Нежные девичьи лики Ольги Орешко всегда словно тают в дымке осенних тонов - её излюбленной природной гаммы, и привычного ткацкого приёма - динамичной штриховки.


Ольга Орешко. РФ, г. Екатеринбург. Высокие травы. Осень. Фрагмент. 2011. Шерсть, лён, сизаль


Участие молодежи добавляет выставке яркости и разнообразия.
Ольга Глухова. г. Самара. Замок. 2010. Шерсть. Хлопок, акрил


«В этом году закончила Академию Культуры и Искусств. Работа над эскизами началась зимой, тогда хотелось побольше ярких и радостных цветов вокруг. Хотелось изобразить волшебное ожидание весны. Второе и более точное название работы «Сквозь замерзшее окно». Изображенный  замок как бы «вырастает» из холодного белого снега. Это теплая сказка, которую мы хотим разглядеть в окне, когда на улице все замерзло и заледенело. Эдакое предвкушение весны!», - рассказывает Ольга.
Веселая безудержная декоративность и бесстрашное использование просветов в ткачестве (фрагмент):


Примерно в середине пути находится зал прибалтийских художников.
Редкий нынче реализм в гобелене неизбежно привлекает внимание. Тем более, если художник делает это столь искусно, как Байба Ритере из Латвии. Её  большие работы относят к стилю фотореализма, но в них нет сухости и бездушности, свойственной этому виду гобеленов, когда художник мастерски копирует фотографию. Здесь ощущаешь, и как автор наслаждается красотой, которую видит, и любовь, с которой воплощает её в ручном ткачестве (роскошный сайт Ритере).
Байба Ритере. Латвия. Флоренция. Венеция. 2010. Шерсть, лён


Венеция. Фрагмент


Элина Лусис-Гринберга. Латвия, г. Рига. Свидетель времен. 2010. Лён, шерсть


Марина Нечепорук и Феликсас Якубаускас


Феликсас Якубаускас. Литва. Справа: «Три кавычки».
Художник по-прежнему верен свой любви к большим белым фонам и интригующим лаконичным композициям.


В гобеленах Елены Одинцовой органичное (а не формальное) владение всеми ткацкими приемами сочетается с тончайшими нюансами цвета.
Елена Одинцова. Татарстан, г. Набережные Челны. Многоточие. 2008. Шерсть


Старый, заслуженный челнок… Кажется, впервые он удостоился чести лично предстать перед зрителями!
Н. Бабина. РФ, Башкортостан. Вито, вито, перевито. Фрагмент. Серия «Соседки». 2011. Шерсть, хлопок


В залах выставки.


Ворчу: от некоторых работ остается впечатление, что они были сделаны с единственной целью - попасть на выставку, поразить жюри и публику; некоторые «выполнены» на уровне учебного задания. Часть работ уже выставлялась на московских выставках (и порой не однажды) и вы можете найти их в блоге по тегу «гобелен».
Несмотря на масштабность, выставка не даёт полной картины состояния искусства гобелена в России и ближнем зарубежье. Гобелен - искусство монументальное, и, ограничив размер работ камерным квадратным метром, организаторы выставки отсекли наиболее ценные и содержательные произведения.
Поэтому подробные рассказы и демонстрация произведений на большом экране на Конференции «Искусство гобелена сегодня» в рамках триеннале безмерно раздвинули ее границы. Наталья Мурадова (Российская Академия Художеств) познакомила с международными текстильными выставками только что прошедшими в литовском Каунасе, сделав акцент на мировые тенденции развития текстильного искусства. (Слева ведущая О. В. Докучаева)


Сайт биеннале,
с прекрасными фотографиями работ участников.

Велта Раудзепа (Музей декоративно-прикладного искусства и дизайна, Рига), организатор международных триеннале текстильного искусства «Традиции и инновации», проходящих в Риге с 2001 года рассказала о работе латвийских художников гобелена сегодня.


В частности, о таком новом явлении, как компьютерный гобелен: «Дигитальные гобелены у нас популярны. Единственный станок есть в Академии художеств, небольшой, поэтому большие гобелены не получаются…Техника гобелена студентам Академии художеств может быть кажется очень старомодной, трудной, они выбирают инновации. Но когда появилась возможность работать с дигитальным гобеленом, сразу всё стало лучше. Отделение теперь очень популярно, потому что есть возможность сразу быстро реализовать идеи». На этом станке могут создавать гобелены не только студенты, но и другие художники по текстилю.
Роланд Крутовс. Латвия. Триптих. Компьютерное ткачество. «Новая техника очень востребована в мире. Эта ниша в текстильном искусстве дает возможность выделиться на международных выставках», - считает художник.


В. Раудзепа пригласила художников на следующее Триеннале в Риге, которое намечают провести в 2015 году.
Сайт музея на русском языке.
Галерея латвийских художников.

Удивительное время: одни устремляются к новым технологиям, в которых все этапы создания берет на себя машина, другие, с таким же энтузиазмом, реконструируют первобытные станки и возрождают древние приемы ткачества! Ставя задачу воспроизвести весь процесс целиком, реконструкторы пытаются даже лён вырастить своими руками. И это обнадёживает - значит, не угасает в человеке желание творить, воплощать свой замысел собственными руками. Да и зрители ещё умеют ценить тепло рук и энергетику, которую несёт в себе авторская работа. 
Явственно видны ещё две тенденции последних десятилетий. Одна из них - интерес художников к тем областям текстиля, которые раньше считались рукоделием (вышивка, лоскутная техника) или относились сугубо к традиционным ремеслам, как валяние войлока. Попав в руки профессионалов, они обретают новые черты, превращаются в искусство. Вторая - смешение материалов, техник, стилей, видов искусства (и не искусства), порой в одной произведении, например, работа лазером на войлоке. «Стали исчезать границы между видами искусства и сами художники уже не хотят называться художниками по текстилю, а просто художниками», - говорит В. Раудзепа.

Светлана Шкляева (искусствовед, Алмата) представила творчество казахстанских художников с 1990 по 2010: «Тематика наших гобеленов разительно отличается от того, что мы видим на этой выставке».


Этот период независимости оценивается в Казахстане как взрыв творческой энергии, «национальный романтизм». Работы художников отличают метафоричность, интерес к мифологическим образам и архетипам, композиционные новации, разнообразие стилей. Символика и образное мышление свойственное казахам, соединяются с увлечением гладким ткачеством, использующим безграничные возможности языка изобразительного искусства.
Малик Муканов. Казахстан. Колоритная степь 1, 2. 2009. Шерсть


Сайт художника

Наталья Лисовская (художник, кафедра дизайна Витебского гос. технологического университета) сделала обзор современного белорусского гобелена.


Анна Зверева (художник, Якутск) посвятила в тонкости прикладного искусства северных художников.


Украинский художник Александр Левадный (Полтава) раскрыл секреты семейной (с женой Ольгой) творческой лаборатории.


Соединяя фотографии гобеленов с сюжетами их породившими, он показал, как рождается художественный образ, как реальная жизнь, преобразуясь, перетекает в полотно гобелена: «Представьте себе, что вы птица. Размахните крылья, поднимитесь высоко в небо, туда, где протекают пушистые белые облака. Раздвиньте эти облака и посмотрите вниз, и вы увидите свою малую родину. Вы увидите много пересекающихся дорог, маленьких и больших. Там и ваша дорога в эту интересную жизнь, которую всем нам дали где-то сверху высшие силы, мать, отец. Мы, как художники тоже нашли свою дорогу…


Каждый предмет, который мы видим, в него можно проникнуть, войти мыслями, размышлениями и раскрыть в своих работах глубоко философские вещи... В произведении искусства должен в первую очередь работать образ, а потом технология, она поможет раскрыть образ…».


Сергей Гавин познакомил с работами московских художников.


Галерея АХДИ.

Параллельно прошли персональные выставки художников  Александра Гораздина в Галерее «Беляево»  (9-18 сентября) и Андрея Мадекина и Евгении Немировской в залах Союза художников России на Беговой (27 сентября - 9 октября). Здесь, кроме гобеленов можно было увидеть и живописные, и графические работы. Такая неожиданная для художников по текстилю экспозиция,  дала возможность более объёмно представить их потенциал и творческую лабораторию. Фото см. в альбоме А. Мадекина.
Экспозиция на Беговой. В центре Евгения Немировская


Главные достижения триеннале в том, что выставка состоялась, что жива любовь к древнейшей технике ткачества, художники полны энтузиазма и уже начинают готовиться к следующей выставке. Они, наконец, получили и серьёзную моральную поддержку, и солидную выставочную площадку. Положено начало возвращению «общего культурного пространства» бывших союзных республик. Надеемся, что география московского триеннале со временем будет расширяться, и оно станет в широком смысле международным центром современного гобелена.
Фото с выставки на сайте музея «Царицыно».

P. S. Журнальный вариант статьи будет опубликован в ближайшем номере «Деко».
P. P. S. Если вам хочется поделиться своими впечатлениями от увиденного в блоге или на самой выставке в Царицыно, а так же
мыслями, возникшими по ходу чтения поста или вообще по поводу современного гобелена - ПИШИТЕ В КОММЕНТАРИЯХ.
Вы можете добавить свое фото с выставки прямо в комментарии (но для этого оно должно уже находиться в сети и иметь адрес).

текстиль, выставки, exhibition, triennale, гобелен, триеннале, tapestry, Царицыно

Previous post Next post
Up